Слайд 1Психологическая характеристика
новорожденности и младенчества.
Небольшой, но очень важный раздел -
младенчество - включает в себя и период новорожденности.
Слайд 2Новорождённость
Рождение человека –достаточно тяжелый как для матери, так и
для ребенка процесс. А для ребенка момент рождения и вовсе является переломным.
Новорожденность – переходный этап.
Период новорожденности: от рождения до 10 дней .
В международной классификации до двух месяцев.
Условный период от рождения до
4х недель.
Отделяясь от матери,
ребенок перестает ощущать ее
тепло, что ведет
к появлению чувства
незащищенности и тревоги
Слайд 3 Психологическая характеристика
Для индивидуальной психической жизни новорожденного характерны
два момента: 1)преобладание нерасчлененных переживаний 2)отсутствие выделения себя из среды.
Слайд 4ЦентральнЫе новоообразованиЯ
выступает индивидуальная психическая жизнь ребенка:
Ребенок охвачен недифференцированными переживаниями, представляющими
собой - сплав влечения, аффекта и ощущения"
Он не отделяет себя и свои переживания от окружающего мира, не различает социальных и физических объектов.
Нерасчлененное впечатление о конкретной ситуации в целом.
качественные изменения в психике,,
которые впервые возникают в данном периоде
и определяют ход развития
Слайд 5Безуслоные рефлексы
Безусловные рефлексы, которые помогают ребенку в первые часы жизни.
К ним относятся :
- сосательный,
- дыхательный,
- защитный,
- ориентировочный,
- хватательный («цеплятельный») рефлексы Наличие таких рефлексов свидетельствует о зрелости ЦНС
Слайд 6Важные события в психической жизни ребенка
Слуховое сосредоточение появляется на 2-3-ей неделе.
Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает.
3-4-ей неделе, такая же реакция возникает на голос человека. В это время ребенок не только сосредоточивается на звуке, но и поворачивает голову в сторону его источника.
Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5-ей неделе, внешне проявляется так же: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.
Слайд 7МЛАДЕНЧЕСТВО
Появление у ребенка потребности в общении означает, что ребенок из стадии
новорожденности переходит в стадию младенчества. Комплекс оживлённости.
особая пора в развитии ребенка. Социальная ситуация развития на первом году жизни складывается из 2 моментов.
Во-первых, младенец даже биологически – беспомощное существо. Самостоятельно он оказывается не в состоянии удовлетворить даже базовые жизненные потребности.
Во-вторых, будучи вплетенным в социальное, ребенок лишен основного средства общения – речи. Всей организацией жизни ребенок принужден к максимальному общению со взрослым, но это общение своеобразное – бессловесное.
Слайд 8КОМПЛЕКС ОЖИВЛЕНИЯ
Жизнь младенца зависит от ухаживающих за ним взрослых. Взрослый
обеспечивает ему разнообразные зрительные, слуховые, тактильные и прочие ощущения.
Комплекс оживления,
включает улыбку – появление первой социальной потребности
– потребности в общении.
Слайд 9Психологическая характеристика
развитие рецепторной.
двигательной .
эмоциональной сфер.
понимание речи.
возникновение первых
слов.
Слайд 10КРИЗИС МЛАДЕНЧЕСТВА
Конец младенчества характеризуется кризисом 1 года. Л.С. Выготский выделяет
три момента, характеризующие кризис первого года жизни: становление ходьбы, наличие латентного (скрытого) периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли. Кризис первого года жизни символизирует переход ребенка на новый возрастной этап его развития – раннее детство. Ходьба – первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова.