Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ
Основные категории,
проблемы,
теории…
Слайд 2XXI ВЕК:
НОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
XXI век: это время бесконечных и стремительных
изменений в человеческом обществе и психологии людей
Возросла роль«человеческого фактора» в развитии общества, в процессах управления
ВАЖНА ВОВЛЕЧЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
умение вырабатывать цели,
определять ценностные ориентиры,
координировать работу всех работников,
мотивировать и развивать потенциал сотрудников
На первый план выходят социально-психологические методы управления
предполагается знание психологических
закономерностей и механизмов
Слайд 3Значимость психологических знаний в области управления
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА: управление другими
Взаимодействие с другими
людьми, с группами
Понимание и прогнозирование поведения других людей и групповых феноменов
Влияние на людей и на групповые процессы
ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА: управление собой
Понимание себя
Саморегуляция и самоконтроль
Стрессоустойчивость, неконфликтность, беспристрастность и т.д.
Слайд 4Психология как наука занимает уникальное место среди других наук
Наука о самом
сложном – о душе, о внутреннем субъективном мире человека.
Аристотель определил исследование души как
«знание о наиболее возвышенном и удивительном»
Эйнштейн считал, что решение физических проблем –
это детская игра по сравнению с научно-психологическими
исследованиями детской игры
Психология связана практически со всеми науками
В психологии сливаются объект и субъект познания
Уникальность практических следствий психологических исследований
Психология одновременно и естественная и гуманитарная наука
Тесная связь научной и житейской психологии
Научные психологические знания
отличаются обобщенностью и рациональностью,
получены научными методами; фиксируются в научной литературе;
описывают и объясняют большой фактический материал.
Слайд 5Психология как наука
Психология – наука о закономерностях развития и функционирования психики
как особой формы жизнедеятельности.
Психика – форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.
Психика – свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. Это виртуальная модель окружающего мира.
ОТРАЖАЕМОЕ ↔ ОТРАЖАЮЩАЯ СИСТЕМА ↔ ОТРАЖАЕМОЕ
(МИР) (НЕРВНАЯ СИСТЕМА) (ПСИХИКА)
Тесная связь деятельности мозга и психики!!!
Функции психики:
1) отражение окружающего мира
2) регуляция поведения субъекта в целях обеспечения его выживания
3)самопознание
Слайд 6Психическое отражение:
связанные с потребностями поиск, выбор, активность, что обеспечивает целесообразное поведение
и деятельность, ориентировку в мире
носит опережающий характер
субъективное, избирательное отражение, преломляется через индивидуальность человека
всегда процесс познания, обработка информации
вне субъекта не существует, зависит от его особенностей
идеально по форме
Слайд 7Психические явления
Психические процессы
Психические состояния
Психические свойства
Психические образования
Социально-психологические явления
!!!! Все эти явления взаимосвязаны
Слайд 8Задание:
Дан ряд понятий. Разделите понятия на две группы и обоснуйте критерий
принятого деления.
Забывание, возбуждение коры головного мозга, ощущение, гордость, запоминание, мышление, счастье, горе, суждение, торможение нервного импульса, физиологические процессы мозга, рецептор, старение организма, наследственность, гены, субъективное, материальное, объем мозга, психическое, книга, идеальное, счастье.
Слайд 9Основные психологические теории
БИХЕВИОРИЗМ (поведенческая психология) (Дж.Уотсон, Б.Ф. Скиннер): поведение как основной
объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики
ПСИХОАНАЛИЗ (З.Фрейд): основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (М.Вертхеймер, В.Кёлер, К.Коффка): объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия
КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (У. Найссер, Дж.Брунер, Дж.Келли, Р.Аткинсон, Ж.Пиаже): психика рассматривается как системы когнитивных операций, основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (К.Роджерс, А.Маслоу, Г.Олпорт): человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (Л. Бинсвангер, Дж.Бьюдженталь, И.Ялом, Р.Мэй): исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам; важным понятием является понятие мира человека, который является структурой значимых для человека связей; человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, быть ответственным за своё существование
Слайд 10Определите, положениям каких теоретических направлений соответствуют следующие высказывания
Люди отличаются друг от
друга тем, как они интерпретируют события.
Музыканты должны играть музыку, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе.
Переменные, функцией которых является поведение человека, лежат в окружении.
Хорошая жизнь … не подходит для человека малодушного, она требует расширения и роста в направлении раскрытия собственного потенциала. Для этого необходимо мужество. Это означает, что нужно быть в потоке жизни.
То, что можно наблюдать у ограниченного количества человеческих индивидов как неутомимый порыв к дальнейшему совершенствованию, без труда объясняется как следствие вытеснения первичных [сексуальных и агрессивных] позывов, на котором и построены наибольшие ценности человеческой культуры.
Слайд 11Человек рассматривается как организм, … который обладает приобретенным набором поведенческих реакций…
Он – не порождающий фактор; он локус, точка, в которой множество генетических условий и обстоятельств окружения соединяются в совместном действии.
Человек судит о своем мире с помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к объективной действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное…, что человек не сможет осмыслить его.
Творчество, … по-видимому, фундаментальная характеристика человеческой природы, потенциал, данный от рождения каждому… Творчество, как выражение здоровья личности, проецируется на весь мир и скрашивает всякую деятельность, в которой участвует человек.
Среди сил, ставящих границы направленности сексуального влечения, мы подчеркиваем стыд, отвращение, сострадание и социальные конструкции морали и авторитета.
Определите, положениям каких теоретических направлений соответствуют следующие высказывания
Слайд 12Отечественная психологическая традиция
Иван Михайлович Сеченов, Иван Петрович Павлов,
Владимир Михайлович Бехтерев : изучили условно-рефлекторные связи в функционировании организма, ставшие основой для выявления закономерностей высшей нервной деятельности.
Лев Семенович Выготский: разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как социально обусловленных форм психики, а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека.
Сергей Леонидович Рубинштейн: основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).
Алексей Николаевич Леонтьев: детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности.
Александр Романович Лурия: основоположник нейропсихологии, изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений.
Петр Яковлевич Гальперин: разработал концепцию последовательного формирования умственных действий.
Слайд 13Принципы психологии: основополагающие, исходные идеи, положения, выступающие как методологические требования к
исследованию, изучению психических явлений, построению практики
Системного подхода
Причинной обусловленности (системной детерминации)
Единства сознания и деятельности
Принцип развития
Личностного подхода
Слайд 14Принцип системного подхода
Важнейший постулат принципа системности в психологии гласит, что все
психические процессы организованы в многоуровневую систему, элементы которой приобретают новые свойства.
Системность - объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства.
Пути реализации системного подхода в психологии:
1. рассмотрение явления в нескольких планах (или аспектах): микро- и макроанализа, специфики его как качественной единицы (системы) и как части родовидовой макроструктуры
2. рассмотрение психических явлений как многомерных
3. система психических должна рассматриваться как многоуровневая и иерархическая. Соподчиненность и автономия уровней - важнейшие условия саморегуляции системы.
4. множественность отношений, в которых существует человек, влечет за собой множественность и разнопорядковость его свойств. Необходимость междисциплинарных исследований.
5. не может быть универсальной формы детерминации. Система детерминант. Системная детерминация психических явлений.
Слайд 15Принцип детерминизма
Рубинштейн С.Л. Считал, что по самой природе своей психические явления
включаются в причинную взаимосвязь бытия и как обусловленные действием условий жизни и как обуславливающие, осуществляющие регуляторную функцию по отношению к действию. Причинный ряд охватывает весь континуум бытие-сознание, причинность задана всеобщей детерминацией.
Слайд 17Принцип единства сознания и деятельности
Основополагающий принцип деятельностного подхода в психологии. Сформулирован
в 1934-1940 гг. С. Л. Рубинштейном в след. форме: «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности и проявляется. Деятельность и сознание — не 2 в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство».
Леонтьев предложил иное решение проблемы: психика, сознание «живет» в деятельности, которая составляет их «субстанцию»; сознание как образ является «накопленным движением», т. е. свернутыми действиями, бывшими вначале вполне развернутыми и «внешними», т. е. сознание не просто «проявляется и формируется» в деятельности как отдельная реальность — оно «встроено» в деятельность и неразрывно с ней.
Развивая идеи Леонтьева, П. Я. Гальперин рассматривал психику как ориентировочную деятельность, которая неотторжима от собственно «внешней» предметной деятельности, сама может считаться «внешней» в том смысле, что ориентировка осуществляется «внешнедвигательным образом», и, даже когда она становится «внутренней», это деятельность с предметами внешнего мира; и поэтому нельзя, строго говоря, противопоставлять психическое как внутреннее деятельности как внешнему.
Слайд 18Принцип развития
Для психологии это принцип, требующий рассматривать психические явления в постоянном
изменении, движении, как постоянное разрешение противоречий личностью системы внутренних и внешних детерминант.
Принцип развития в психологии рассматривается обычно в двух аспектах: исторического развития психики от ее зарождения до современного состояния – филогенеза психики и развития психики конкретного человека – онтогенеза психики. Кроме того, возможно и необходимо рассматривать в развитии в жизненном пути саму личность и ее различные психические компоненты в их развитии, а также потребностно-мотивационную сферу, характер, личностные качества и высшие жизненные образования: сознание (включая мировоззрение, рефлексию, смысл жизни), активность (в ее двух формах – инициативы и ответственности), а также способность к организации времени.
Принцип развития в психологии рассматривается в двух аспектах – как прохождение организмом, психикой, личностью и т. д. закономерных, последовательно сменяющих друг друга стадий развития. Так, в частности, трактуется и фило- и онтогенетическое развитие. Оно характеризуется необратимостью. В другом аспекте развитие получает обратимый характер, когда оно рассматривается в единстве с функционированием. Этот аспект развития сформулировал С.Л.Рубинштейн: «психика, сознание, личность и проявляется и развивается в деятельности». Здесь осуществление личностью деятельности имеет обратный вектор (обратную связь), определяя ее развитие.
Слайд 19Принцип личностного подхода
Изучение психики адекватно лишь при учете в совокупности личностных
и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей, учета психотипических и индивидуально-психологических особенностей людей.
Личностный подход (один из принципов психологии) — это понимание личности как воедино связанной совокупности внутренних условий, преломляющих все внешние воздействия. Личность — это конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему.
Слайд 21Какие методы психологических исследований использовались в следующих ситуациях?
Психолог предлагает испытуемому повторить
10 слов, которые он только что прочитал.
Группе испытуемых необходимо письменно ответить на вопросы об их интересах.
Психолог предлагает детям нарисовать несуществующее животное.
На консультации у психолога посетитель рассказывает о беспокоящих его проблемах.
Психолог предъявляет испытуемому «страшные» картинки и регистрирует возникающие при этом изменения в сопротивлении кожи электрическому току.
Психолог, исследуя трудовую деятельность менеджера на предприятии, незаметно для него присутствует в помещении.
С целью изучения влияния нового психотропного препарата на поведение человека ученые делают инъекции крысам и собакам.
Чтобы узнать особенности межличностных отношений, возникающих в группах туристов, следующих дальними маршрутами, психолог под видом обычного туриста вступает в одну из таких групп.
Для проверки действенности разработанной учеными методики быстрого обучения иностранному языку организуется исследование, в ходе которого одну группу испытуемых обучают предложенным способом, а другую – традиционным. Затем результаты сравниваются.
При отборе учеников в класс для одаренных детей психолог изучает их способности.