Презентация, доклад по психологии на тему Одаренность

Содержание

В.А. СухомлинскийТворчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности.

Слайд 1Психологические особенности творчески одаренного ребенка
Подготовила:
Педагог-психолог ЦПМПК Пинькова Н.В.

Психологические особенности творчески одаренного ребенкаПодготовила:Педагог-психолог ЦПМПК  Пинькова Н.В.

Слайд 2В.А. Сухомлинский
Творчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта,

особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности и проявлением ее сил в активной деятельности. Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности.
В.А. СухомлинскийТворчество – это не сумма знаний, а особая направленность интеллекта, особая взаимосвязь между интеллектуальной жизнью личности

Слайд 3Система подразумевает процесс интеграции, то есть целое обладает новым свойством по

сравнению со свойством его компонентов.
Согласно Б.М.Теплову, нельзя понять одаренного ребенка, если ограничиваться лишь анализом специальных способностей и связанных с ними особенностей творчества.
Одаренный ребенок – ребенок, выделяющийся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Одаренность – системное, развивающееся в течение жизни качество психики, определяет возможности достижения человеком исключительно высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Система подразумевает процесс интеграции, то есть целое обладает новым свойством по сравнению со свойством его компонентов.Согласно Б.М.Теплову,

Слайд 4Признаки одаренности – это те, особенности, которые проявляются в реальной деятельности

ребенка и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его деятельности.
Признаки одаренности – это те, особенности, которые проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть оценены на

Слайд 51. Специфические стратегии познавательной деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее

продуктивность. Выделяют три уровня успешности деятельности:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения.
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации.
- выдвижение новых целей за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных, на первый взгляд, идей и решений.
2. Высокая структурированность, большой объем знаний, способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей, свернутость знаний.
3. Своеобразный тип обучаемости.

Структура детской одаренности: инструментальный аспект  (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)

1. Специфические стратегии познавательной деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее продуктивность. Выделяют три уровня успешности деятельности:-

Слайд 6- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности;
- Ярко выраженный

интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, ярко выраженная увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело;
- Высокая требовательность к результатам собственного интеллектуального труда;
- Устойчивая склонность к повышенным интеллектуальным нагрузкам.

Структура детской одаренности: мотивационный аспект (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)

- Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности;- Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям

Слайд 7- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики:
- Степень сформированности:

актуальная одаренность
потенциальная одаренность
- Форма проявлений:
явная одаренность
скрытая одаренность
- Широта проявлений в различных видах деятельности:
общая одаренность
специальная одаренность
- Особенности возрастного развития:
ранняя одаренность
поздняя одаренность

Классификация детской одаренности (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)

- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики:- Степень сформированности:    актуальная одаренность

Слайд 8-  отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
- большая независимость в суждениях;


- тонкое чувство юмора;
-  отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;
-  яркий темперамент.

Особенности творческих детей (К.Тейлор):

-  отсутствие внимания к условностям и авторитетам;- большая независимость в суждениях; -  тонкое чувство юмора;-  отсутствие

Слайд 9Дж.Гилфорд указывал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией

и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется в том случае, когда человеку, решающему задачу, надо на основе множества условий найти единственно верное решение.
Дивергентное мышление определяется как «тип мышления, идущего в различных направлениях».

Дж.Гилфорд указывал на принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Конвергентное мышление (схождение) актуализируется

Слайд 10- способность к обнаружению и постановке проблем;
- способность к генерированию большого

числа идей;
- гибкость – способность продуцировать разнообразные идеи;
- оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
- способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
- способность решать проблемы, т.е. способность к анализу и синтезу.

Дж.Гилфорд выделил шесть параметров креативности:

- способность к обнаружению и постановке проблем;- способность к генерированию большого числа идей;- гибкость – способность продуцировать

Слайд 11Личностные особенности школьника с различными уровнями интеллекта и творческих способностей по

Воллаху и Когану
Личностные особенности школьника с различными уровнями интеллекта и творческих способностей по Воллаху и Когану

Слайд 12- способность идти на разумный риск;
- готовность преодолевать препятствия;
- внутреннюю мотивацию;
-

толерантность к неопределенности;
- готовность противостоять мнению окружающих.

Креативность предполагает по Р.Стернбергу:

- способность идти на разумный риск;- готовность преодолевать препятствия;- внутреннюю мотивацию;- толерантность к неопределенности;- готовность противостоять мнению

Слайд 131. Конфликты между потребностью одаренного ребенкав различных проявлениях творчества и необходимостью

адаптации к школьному окружению.
2. Психологические проблемы в общении. Это связано с организацией жизни одаренного ребенкавзрослыми и им самим (отсутствие свободного времени для игр и общениясо свесртниками из-за необходимости длительных занятий).
3. Эмоциональная неустойчивость. Одаренным детям свойственно скорее рассогласование «аффекта и интеллекта», что выражается в недостаточно высоком уровне эмоциональногосамоконтроляи саморегуляции.
4. Перфекционизм.
5. Заниженная самооценка связана с феноменом перфекционизма. В случаях детской одаренности пеофекционизм очень часто принимает болезненные формы («самоедство», неудовлетворенность результатами своего творчества). А это влечет за собой стрессы.

Проблемы одаренного ребенка:

1. Конфликты между потребностью одаренного ребенкав различных проявлениях творчества и необходимостью адаптации к школьному окружению.2. Психологические проблемы

Слайд 14- желание работать нестандартно;
- увлеченность своим делом ;
- поисковая активность ;
-

интеллектуальность ;
- нравственность ;
- эрудированность ;
- потребность в научной и творческой деятельности ;
- знание психологии одаренных учащихся , мотивационная готовность к работе с одаренными учащимися.

Требованиям к учителю, которые работают с одаренными детьми:

- желание работать нестандартно;- увлеченность своим делом ;- поисковая активность ;- интеллектуальность ;- нравственность ;- эрудированность ;-

Слайд 15Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не

содержания.
Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:
-   учащиеся должны быть определенно заинтересованы в ускорении, демонстрировать явный интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использовано ускорение;
-   дети должны быть достаточно зрелыми к социально-эмоциональном плане;
-  необходимо согласие родителей, но необязательно их активное участие.

К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.

Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания.Основные требования при включении учащихся в

Слайд 16- раннее поступление в школу;
- ускорение в обычном классе;
- занятия в

другом классе (одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми более старшего возраста);
- перепрыгивание через класс;
- профильные классы.

Виды ускорения:

- раннее поступление в школу;- ускорение в обычном классе;- занятия в другом классе (одаренный ребенок может обучаться

Слайд 17Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире

и самопознания, углубление этих знаний и развитие инструментария получения знаний.
Когда речь идет о решении задач, имеют в виду общий подход к развитию умений рассуждать, что включает умения:
-  выявить проблему;
-  проанализировать различные варианты ее решения;
-   оценить достоинства каждого варианта;
-   обобщить все найденное и т.д.

Обогащение обучения

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора, знаний об окружающем мире и самопознания, углубление этих знаний и

Слайд 18Программы обогащения, ориентированные на дополнительный материал и более сложное содержание, направлены

на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций. Примерами таких программ являются учебные миникурсы но темам, проблемам или отдельным навыкам. Тематические миникурсы выводят учащихся за рамки стандартных учебных предметов, предлагая такие области знания, как антропология, мифология.
Проблемные миникурсы требуют междисциплинарного подхода, что соответствует характеру познавательных потребностей одаренных. Так, проблема борьбы добра и зла может включать изучение философских концепций, литературных произведений, произведений живописи, кинолент.

Дидактические подходы к обучению Миникурсы, кружки, факультативы

Программы обогащения, ориентированные на дополнительный материал и более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области

Слайд 19Программы могут ориентироваться на разные цели и быть корректирующими, развивающими или

интегративными.
Корректирующие программы создаются для тех одаренных детей, которые испытывают эмоциональные или поведенческие трудности. Развивающие создаются для улучшения состояния эмоциональной сферы; в них используются такие виды упражнений как ролевой тренинг, тренинг сензитивности, обсуждения в малых группах. Интегративные программы соединяют познавательные и эмоциональные компоненты. Их можно разделить на: направленные на обсуждение жизненных ценностей и связанные с исследованием проблемы самоактуализации.

Корректирующие, развивающие и интегративные программы

Программы могут ориентироваться на разные цели и быть корректирующими, развивающими или интегративными.Корректирующие программы создаются для тех одаренных

Слайд 20Еще одна эффективная организационная форма — интенсивные зимние и летние программы,

которые отличаются стилем, целями и методами обучения от традиционных занятий в школе. Биографические исследования, ретроспективные опросы показывают, что даже одноразовое участие в хорошо организованной такой программе может оказать сильнейшее влияние на последующую жизнь особо восприимчивого ребенка. Выделяется три типа таких программ.

Летние и зимние школы и программы

Еще одна эффективная организационная форма — интенсивные зимние и летние программы, которые отличаются стилем, целями и методами

Слайд 21Первый тип ориентирован на расширение кругозора. Сюда входят культурная программа (музеи,

выставки, заповедники, исторические достопримечательности), знакомство с другими культурными традициями и образом жизни.
Второй тип программ нацелен на самопознание, на открытие в себе новых интересов, способностей и их граней. У одаренных детей довольно часто происходит раннее выделение сферы интересов и усиленное развитие только этого интереса и соответствующих способностей.
Последний тип такой программы достаточно хорошо известен — это углубленное изучение избранного предмета, возможность полностью погрузиться в него, разделить свои интересы с другими и поработать под руководством специалистов высокого класса.

Типы программ:

Первый тип ориентирован на расширение кругозора. Сюда входят культурная программа (музеи, выставки, заповедники, исторические достопримечательности), знакомство с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть