Слайд 1Концепция стресса Г. Селье
Подготовила: Кичкина Т, группа ДП-31
Слайд 2Г. Селье – канадский физиолог
Слайд 3Стресс, как указывал Г. Селье, «является не только злом, не только
бедой, но является великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание».
Концепция стресса Г. Селье впервые была сформулирована в 1936 г.
Слайд 4Стресс, по мнению Г. Селье, многолик: это не только повреждения и болезни,
«но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы». В этом состоит положительная роль стресса.
Стресс - в своем первозданном значении обозначает реакцию человека на любое сильное раздражение, которое превысило определенный предел выносливости организма
Слайд 6В 1936 г. в журнале «Nature» была напечатана небольшая заметка молодого канадского
ученого Г. Селье под названием «Синдром, вызываемый разными повреждающими агентами».
Слайд 7Эксперименты на животных показали, что изменения внутренних органов, вызванные инъекцией вытяжек
из желез, аналогичны изменениям, отмеченным при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении, при воздействии холода и жары и многих других раздражителей. Эта реакция была впервые описана Г. Селье в 1936 г. как «синдром, вызываемый различными вредными агентами», впоследствии получивший известность как общий адаптационный синдром, или синдром биологического стресса.
Слайд 8Г. Селье развитие стресса во времени разделил на три стадии
Реакция
тревоги
Стадия
резистентности
Стадия
истощения
Слайд 9Реакция тревоги
Для реакции тревоги характерно уменьшение размеров тимуса, селезенки и
лимфатических узлов, количества жировой ткани, появление язв желудка и 12-перстной кишки, кишечника.
Слайд 10Стадия резистентности
Характеризуется практически полным исчезновением признаков реакции тревоги; уровень сопротивляемости организма
значительно выше обычного. Если же агрессор слабый или краткосрочный по времени действия, то стадия резистентности сохраняется длительное время, и организм приспосабливается, приобретая новые свойства.
Слайд 11Стадия истощения
Если стрессорный фактор является сильным или же действует продолжительное время,
развивается стадия истощения. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь эти изменения необратимы, что приводит к гибели организма.
Слайд 13Для поддержания гомеостаза, то есть стабильности организма, столь же важна связь
гипоталамус - гипофиз - кора надпочечников
Слайд 14В окончательном виде Г. Селье дал определение стресса в своей книге «Стресс
и дистресс». Он пишет: «стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».
Стресс — это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций; дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.
Слайд 15У человека эмоциональные раздражители - одни из самых распространенных стрессоров. Можно
с уверенностью утверждать, что стресс связан с приятными и неприятными переживаниями.
Физиологический стресс наиболее слаб в минуты спокойствия, но никогда не равен нулю.
Полная свобода от стресса означает смерть.
Слайд 16Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то
при эмоциональном стрессе влияние психических стрессоров опосредуется через сложные психические процессы.
Эмоциональный стресс
Слайд 17Круг стрессоров, существенных для развития эмоционального стресса, весьма широк.
В их
число входят:
физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки их воздействия);
психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, и ситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в том числе и маловероятных, стрессогенных событий.
Слайд 18Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта и личностных
особенностей, представляет собой важный психологический механизм и определяет индивидуальную значимость стрессора.
Слайд 19Повседневные события могут оказаться существенными для развития эмоционального стресса, приводящего к
расстройствам здоровья.
Среди таких событий выделяются ситуации, воспринимаемые как:
угрожающие (болезни, конфликты, угроза социальному статусу);
ситуации потери (смерть близких, разрыв значимых отношений), которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки;
ситуации напряжения, «испытания», требующие новых усилий или использования новых ресурсов.
Слайд 20Важную роль в формировании стресса играют особенности социализации в детском возрасте,
когда в существенной мере определяется индивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипы реагирования.
Слайд 22Для лиц, у которых в зрелом возрасте возникали такие расстройства, в
детстве были характерны стрессовые ситуации, обусловленные неадекватным поведением матери или негативного воздействия со стороны отца.
Слайд 23Описанные стрессогенные воздействия могут непосредственно приводить к клинически выраженным расстройствам уже
в детстве. Но они оказывают влияние и на возникновение стресса в зрелом возрасте, порождая отсутствие чувства базисной безопасности, а также формирование неадекватных моделей поведения.