Слайд 1Как помочь ученику справится с тревожностью перед экзаменом или контрольной работой
Слайд 2План вебинара
Что такое тревожность и тревога.
Причины тревожности.
Маскировка тревожности.
Признаки тревожности.
Работа с тревожными
детьми
Как справится с тревогой учащихся. Методы и техники.
Путешествие в лес.
Слайд 3Тревожность
индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых
различных жизненных ситуациях.
Тревога
эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка
Слайд 4Причины тревожности:
Противоречивые требования, предъявляемыми родителями, либо родителями и школой.
Неадекватные требования (чаще
всего, завышенными).
Негативные требования и авторитарный стиль воспитания.
А также:
Развод родителей, неблагополучная обстановка в семье.
Переезд.
Эмоциональные и умственные нагрузки.
Тревожность родителей
Слайд 5Признаки тревожности:
1. Постоянное беспокойство.
2. Трудность, иногда невозможность сконцентрироваться на чем-либо.
3. Мышечное
напряжение (например, в области лица, шеи).
4. Раздражительность.
5. Нарушения сна.
Слайд 6Маскировка тревожности
Соматические симптомы
Переименование («Я раздражен; я в напряжении; у меня слабость;
я боюсь; мне грустно; я постоянно просыпаюсь по ночам; я не чувствую себя самим собой»)
Навязчивы действия
Эмоции (раздражительность, агрессивность, холодность)
Многоречивость
Слайд 7Работа с тревожными детьми
1. Повышение самооценки.
2. Обучение ребенка умению управлять собой
в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.
3. Снятие мышечного напряжения.
Слайд 8Как справится с тревогой учащихся
Методы и упражнения
Слайд 9Метод отвлечения
Заключается в произвольном переключении внимания с одного объекта на
другой, т.е отвлечение от процесса учебы, работы, которые связанные с беспокойством учащегося. Если вы видите, что ребенок начинает волноваться, то его можно отвлечь, например лепкой пластилина (тем, что нравится самому обучающемуся: рисование, пение и.т.п).
Слайд 10Метод самоприказа
Сознательное побуждении ученика к выполнению очень трудных и сложных
действий, в создании внутреннего состояния уверенности в том, что эти действия будут выполнены. Необходимо произносить (иногда многократно) фразу, в которой ученик будет выражать способность преодолеть ту или иную психологическую трудность. Обычно это делается про себя или вполголоса, иногда вслух. Например, так: «Я могу сделать... Я должен (а) преодолеть...»
Слайд 12Дыхание животом
Закрыть глаза. Вдохнуть воздух. Вообразить, какого цвета воздух проходит через
нос, легкие и попадает в живот. Когда воздух попадает в живот, то живот становится круглым. Задержать дыхание и, выдыхая, представить, что воздух уходит вниз через ноги в землю.
Упражнение «Полное дыхание»
Встать прямо или лечь на пол. Положить руки на верхнюю часть живота. Представить, что под ладонями – воздушный шарик. Вдох – шарик надувается, живот округляется. Продолжается вдох – воздух перемещается в грудь, и шарик надувается там, а в это время шарик на животе сдувается, так как живот втягивается. Задержать дыхание на несколько секунд. Затем медленно выдыхать, «выпуская воздух» сначала из верхнего «шарика», потом – из нижнего «шарика». Упражнение повторяется не более трех раз
Упражнение «Дыхание для новичков»
1 Примите удобное положение;
2 На счет 1-2-3 вдыхайте через нос, поднимая диафрагму;
3 На счет 1-2-3-4 выдыхайте, опуская диафрагму;
4 Делайте паузу перед следующим вдохом.
Упражнение «Дыхание в чрезвычайных ситуациях».
1 Вдыхайте медленно через нос, стараясь опустить диафрагму как можно ниже;
2 Задержите дыхание на 6 секунд;
3 Выдыхайте медленно через рот;
4 Сделайте паузу, некоторое время дышите как обычно;
5 Повторите процедуру 2-3 раза и займитесь делом.
Слайд 14Визуализация
• Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело
•
Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость
• Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей
•Морское побережье. Усевшись поудобнее на диване, представьте, будто вы сидите на берегу моря. Вас обдувает лёгкий ветерок, с неба светит солнце, и вы нежитесь под его лучами. Отбросьте все проблемы, ни о чём не думайте. Заканчивайте тогда, когда почувствуете расслабление.
Все сопровождается словами: « Тебе хорошо и чувство беспокойства исчезает, ты чувствуешь себя счастливым. А теперь ты возвращаешься ко мне на 3 ты скажешь свое имя и откроешь глаза и окажешься у себя дома (или в классе) 1-2-3. Открывай глазки ты снова со мной»
Противопоказания: психические нарушения, эпилепсия, выраженное снижение интеллекта, тяжелые соматические заболевания (острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения, состояния с выраженной интоксикацией, нарушением сознания).
Слайд 15Музыка
Примерные музыкальные произведения для релаксации:
Т. Альбиони «Адажио»
Л. Бетховен «Лунная
соната»
К.Глюк «Мелодия»
Э.Григ «Песня Сольвейг»
К.Дебюсси «Лунный свет»
Н. А. Римский-Корсаков «Море»
К.Сен-Санс «Лебедь»
П. И. Чайковский «Осенняя песнь», «Сентиментальный вальс»
Ф.Шопен «Ноктюрн соль минор»
Ф.Шуберт «Аве Мария», «Серенада»
Слайд 16Рисование
Свободная тема
Материалы: гуашь, акварель, мелки, фломастеры, карандаши, пластилин (любой материал)
Инструкция:
ученик выбирает те цвета, которые кажутся ему наиболее приятными, или могут даже быть связанные с чувством радости, уверенности, свободы и нарисовать все, что ему захочется (пусть это будет чистая абстракция, пятна, кляксы)
Слайд 17«Приятный сон»
Процедура: примите удобную позу, закройте глаза, успокойтесь, медленно мысленно произнесите:
1.
Я спокоен, мои мышцы расслаблены… Я отдыхаю.
2. Дышу спокойно. Мое сердце успокаивается. Оно бьется легко и ровно… Я совершенно спокоен.
3. Моя правая рука расслаблена. Моя левая рука расслабленна… Руки расслабленны… Плечи расслабленны и опущены…
4. Моя правая рука теплая… Моя левая рука теплая… Чувствую приятное тепло в руках.
5. Моя правая рука тяжелая… Моя левая рука тяжелая… Чувствую тяжесть рук…
6. Расслабленны мышцы правой ноги… Расслабленны мышцы левой ноги… Мои ноги расслабленны…
7. Мои ноги теплые… Приятное тепло ощущаю в ногах… Я отдыхаю…
8. Мое тело расслабленно… Расслабленны мышцы спины… Расслабленны мышцы живота… Чувствую приятное тепло во всем теле… мне легко и приятно… Я отдыхаю…
9. Веки опущены… Расслабленны мышцы рта… Мой лоб прохладен… Я отдыхаю… Я спокоен…
10. Чувствую себя отдохнувшим… Дышу глубоко… Потягиваюсь… Открываю глаза… Чувствую свежесть и прилив сил… Я бодр и свеж…
Слайд 18Снятие психомышечного напряжения
Упражнение «Лимон»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями
вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.
Слайд 19Кулак
Сожмите пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох
спокойно, не торопясь, сжимайте с усилием кулак. Затем, ослабляя сжатие кулака, сделайте вдох. Повторите 5 раз. Теперь попробуйте выполнить это упражнение с закрытыми глазами, что удваивает эффект.
Слайд 20
Массаж лица
Кончиками пальцев осуществлять легкие движения:
1) поглаживающие;
2) постукивающие;
3) разминающие;
4) поглаживающие.
Упражнение «Муха»
Сядьте
удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача, не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.