Слайд 1Презентация по психологии игры «Сюжетно – ролевые игры и сюжетно –
образные игрушки».
Подготовила: Таратон Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ СОШ №8 г. Большой Камень
Слайд 2Сюжетно – ролевые игры и сюжетно – образные игрушки
Слайд 3Что такое сюжетно – ролевая игра?
Для того чтобы понять, что такое
сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.
Игра – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования.
Слайд 4Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности
Для детей игра,
которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.
Слайд 5Сюжетно – ролевая игра
Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного
возраста. В чем же ее особенность? Характеризуя ее, С. Я. Рубинштейн подчеркнул, что эта игра есть наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строится на взаимодействии ребенка со взрослыми. Ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество.
Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей.
Слайд 6 Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В
сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действии и отношений, которыми связаны участники событий.
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаше всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра), вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного и т. д.). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме.
В сюжете дети используют два вида действий: оперативные и изобразительные - «как будто».
Продолжение слайда
Слайд 7 Наряду с игрушками в игру включаются разнообразные вещи, при этом им
придается воображаемое, игровое значение.
В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли и т. п.). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента и т. п. ).
Продолжение слайда
Слайд 8 Отличительной особенностью игровой воображаемой ситуации является то, что ребенок начинает действовать
в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется мыслью, а не вещью. Однако мысль в игре еще нуждается в опоре, поэтому часто одна вещь заменяется другой (палочка заменяет ложку), которая позволяет осуществить требуемое по смыслу действие.
Наиболее общий мотив сюжетно-ролевой игры - стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми. Это стремление сталкивается, с одной стороны, с неподготовленностью ребенка к его осуществлению, с другой - с растущей самостоятельностью детей. Это противоречие разрешается в сюжетно-ролевой игре: в ней ребенок, принимая на себя роль взрослого, может воспроизводить его жизнь, деятельность и отношения.
Продолжение слайда
Слайд 9 Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также является одной из ее важнейших особенностей.
Многочисленные исследования отечественных педагогов и психологов (Д. Б. Эльконина, Д. В. Менджерицкой, А. В. Черкова, П. Г. Саморуковой, Н. В. Королевой и др.) показали, что основным содержанием творческих сюжетно-ролевых игр детей является общественная жизнь взрослых в ее разнообразных проявлениях. Таким образом, игра есть деятельность, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых.
Продолжение слайда
Слайд 10 Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер.
Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр.
Слайд 11Сюжетно – образные игрушки
Сюжетно – образные игрушки – модели неодушевленных и
одушевленных объектов, предназначенных для сюжетных и ролевых игр
Слайд 12Значение сюжетно-образных игрушек в развитии ребенка:
- служат целям умственного, нравственного, эстетического
и физического воспитания;
- помогают познавать окружающий мир;
- приучают к целенаправленной, осмысленной деятельности;
- способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций.
Слайд 13Кукла - самая распространенная игрушка, изображающая человека
В
процессе игры воспроизводится личный опыт и переживания ребенка. Происходит обучение различным моделям поведения.
Слайд 14Мягкие игрушки
Самое главное достоинство мягкой игрушки - дарить нежность и
утешать малышей.
Слайд 15Игрушки-транспорт –
все виды уменьшенных копий транспорта: машинки, самолетики, поезда, кораблики
Транспортные игрушки развивают мелкую моторику, воображение и эмоциональные качества
Слайд 16Куклы-животные - игрушки, изображающие животных
Знакомят малыша с представителями
животного мира. Ребенок учится их различать и узнает их названия.
Слайд 17Игрушки-предметы быта, обихода -
образы неодушевленных предметов, постоянно или часто встречающихся в
повседневной жизни
В процессе игры ребенок учится выделять элементы интерьера, предметы обихода и распределять их по сфере использования.
Слайд 18Театральные игрушки –
различные виды кукол и кукольных театров
Театральные
игрушки определяют сюжет театрализованной игры, уточняют и расширяют кругозор ребёнка, его социальный опыт, развивают творчество.
Слайд 19Дидактические игрушки
Благодаря детским дидактическим играм происходит расширение представления ребенка об окружающем
мире. Они развивают в ребенке наблюдательность, учат его определять и различать такие характерные признаки предметов, как цвет, форма и величина. Именно в процессе игр малыши учатся находить простейшие связи между объектами и происходящими событиями.
Слайд 20Конструктивные игрушки
Игрушки не только развлекают ребёнка, но еще и развивают его
пространственные и умственные навыки. Конструктивные игрушки, такие как кубики, пазлы или мячики, способствуют развитию тех или иных способностей у малышей.
Слайд 21Музыкальные игрушки
Приобретая ребенку музыкальную игрушку, всегда стоит понимать ее особенности. Так,
каждая из них поможет развить какие-то определённые качества или навыки (одни развивают моторику, другие — дыхание, третьи — музыкальные способности). Общее качество всех игрушек — они помогают завлечь ребенка в игру тогда, когда это нужно.
Слайд 22В любой период жизни малыша важно правильно подобрать игрушки, так как
в детстве воображение развивается очень бурно, и направить его надо в нужное русло. Помните, игрушки должны привить ребенку правильный эстетический вкус!
Слайд 23 Игра является для ребёнка эмоционально привлекательным видом деятельности, стимулирует его на
активное самовыражение через роль. Успехи, достигнутые ребёнком в игре, могут улучшить его позицию в коллективе. Общественное одобрение поведения отдельных детей в игре способствует перестройке отношения к ним в коллективе. В тех случаях, когда ребёнок сам не может добиться эмоционально благополучной позиции в коллективе через игровую роль, педагог занимает скрытую для детей, но активную позицию и обеспечивает ребёнку успех в игре.
Слайд 24 «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение,
какое у взрослого имеет деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе…»
А.С.Макаренко
Слайд 25Список использованных источников:
Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 2011.
Гальперин П.Я., Эльконин
Д.Б., Запорожец А.В. К анализу теории Ж.Пиаже о развитии детского мышления. Послесловие к книге Д.Флейвелла "Генетическая психология Ж.Пиаже". М., 2010.
Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика,2008.