Слайд 1Значение оценки уровня качества продукции
Слайд 2Основные определения
Качество – понятие многоплановое, обеспечение его требует объединения творческого
потенциала и практического опыта многих специалистов. Проблема повышения качества может быть решена только при совместных усилиях государства, федеральных органов управления, руководителей и членов трудовых коллективов предприятий. Важную роль в решении этой проблемы играют потребители, диктующие свои требования и запросы производителям товаров и услуг.
Качество продукции – совокупность свойств товара, обусловливающих его пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением. Оно фиксируется на конкретный период времени и изменяется при появлении более прогрессивной технологии.
Системы управления качеством, действующие на различных предприятиях, индивидуальны. Тем не менее, мировая наука и практика сформировали общие признаки этих систем, а также методы и принципы, которые могут применяться в каждой из них.
Управление качеством – действия, осуществляемые при создании, эксплуатации или потреблении продукции в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества.
Слайд 3Общая схема оценки качества продукции
Оценка уровня качества продукции - это совокупность операций
включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции.
Слайд 4Методы оценки уровня качества
Расчетный – метод определения значений показателей качества, осуществляемый на
основе использования теоретических и \ или эмпирических зависимостей показателей качества товаров от их параметров.
Экспертный – метод, при использовании которого определение значений показателей качества товаров осуществляется на основании решения, принимаемого экспертами.
Органолептический метод – метод определения значений показателей свойств и оценки качества продукции (товаров), осуществляемый на основе анализа восприятия органами чувств человека – зрения, слуха, обоняния и осязания без использования технических средств измерений.
Измерительный – метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый с помощью технических средств измерений.
Социологический - метод определения показателей качества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или потенциальных потребителей.
Слайд 5Методы оценки уровня качества (продолжение)
Регистрационный метод - который основан на регистрации и
подсчёте числа определённых событий (например отказов при испытаниях) или предметов (например, стандартизированных, унифицированных, оригинальных защищённых патентом).
Дифференциальный метод. Этот метод основан на сопоставлении значений единичных показателей качества оцениваемого и базового образцов.
Комплексный метод - метод оценки уровня качества продукции, основанный на использовании комплексных показателей ее качества.
Смешанный метод оценки качества продукции – метод, основанный на одновременном использовании комплексного и дифференциального методов.
Обобщенный показатель - заключается в определении уровня качества продукции по комплексным показателям, то есть по совокупности показателей, и применяется для оценки динамики качества изделия за различные промежутки времени, а также при аттестации продукции.
Слайд 6Оценка уровня качества продукции необходима при решении следующих управленческих задач:
прогнозирование
потребностей в продукции, её технического уровня и качества;
планирование повышения качества и объёмов производства продукции;
обоснование новых видов продукции;
выбор наилучших образцов;
обоснование целесообразности снятия продукции с производства;
сертификация продукции;
оценка научно-технического уровня разрабатываемых и действующих стандартов на продукцию;
контроль качества;
стимулирование повышения качества и др.
Слайд 7Оценка уровня качества продукции может производиться на различных стадиях жизненного цикла.
На стадии разработки определяется уровень качества разрабатываемой продукции, в результате чего устанавливаются требования к будущей продукции и производится нормирование показателей качества в нормативных документах.
На стадии производства определяются фактические значения показателей качества продукции по результатам контроля и испытаний, оценивается уровень качества изготовления продукции и принимаются соответствующие решения при управлении качеством.
На стадии эксплуатации оценивается уровень качества изготовленной продукции и по результатам её эксплуатации принимаются управляющие решения, направленные на сохранение или повышение уровня качества продукции.
Слайд 8Показатели надежности
Показатели безотказности – характеризуют свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в
течение некоторого времени или некоторой наработки.
Показатели долговечности – характеризуют свойство изделия сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта.
Показатели ремонтопригодности – характеризуют свойство изделия, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреждений и поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.
Показатели сохраняемости – характеризуют свойство изделия сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования.
Слайд 9Исправное состояние объекта – это то, при котором он соответствует всем требованиям
научно-технической и конструкторской документации. Несоответствие хотя бы одному из этих требований свидетельствует о неисправном состоянии.
Работоспособное состояние – это то, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствует всем требованиям научно-технической и конструкторской документации. Несоответствие этим требованиям хотя бы одного параметра свидетельствует о неработоспособном состоянии объекта.
Предельное состояние объекта – это то, при котором его дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.
Повреждение – событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении его работоспособного состояния.
Отказ – это событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.
Дефект – каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям.
Слайд 10Условные обозначения на рисунке:
1 – повреждение;
2 – отказ;
3 – переход объекта
в предельное состояние из-за неустранимого нарушения техники безопасности, морального старения и других факторов;
4 – восстановление;
5 – ремонт.