Презентация, доклад по профессиональному развитию педагогов по теме Рефлексия учителя

Содержание

ПОНЯТИЯ:  «Рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности»Л.С. Выготский «Любая интеллектуальная система изменяется под воздействием знаний о себе» Г.П.ЩедровицкийТеория рефлексивного образования: О. С. Анисимов, Г. П. Щедровицкий

Слайд 1Тема : Рефлексивное образование как концептуальная основа инструментальной педагогики

Утегенова Бибигуль Мазановна,
кандидат пед.наук, доцент


Тема : Рефлексивное образование как концептуальная основа инструментальной педагогики    Утегенова Бибигуль Мазановна,

Слайд 2ПОНЯТИЯ:
  «Рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности»
Л.С. Выготский

«Любая интеллектуальная система

изменяется под воздействием знаний о себе» Г.П.Щедровицкий
Теория рефлексивного образования:
О. С. Анисимов, Г. П. Щедровицкий

ПОНЯТИЯ:  «Рефлексия является мощнейшим инструментом саморазвития личности»Л.С. Выготский «Любая интеллектуальная система изменяется под воздействием знаний о себе»

Слайд 3Рефлексия понимается как
интегральный психологический процесс, который проявляется в способности размышлять над

содержанием сознания другого человека и размышлять над содержанием собственного сознания, хода и результата собственной деятельности.
Рефлексивность - это свойство практического мышления.
Это важнейшее определяющее звено между концептуальным знанием и личным опытом человека.
Рефлексия понимается какинтегральный психологический процесс, который проявляется в способности размышлять над содержанием сознания другого человека и размышлять

Слайд 4Рефлексивная педагогика включает:
опору на субъектный опыт (деятельностный) в профессиональной сфере;
учет

актуальных образовательных потребностей обучаемого;
приобщение обучаемого к открытому мышлению, мозаичной и многозначной;
развитие профессиональной мотивации, не связанной с материальными ресурсами или демонстративными мотивами (успех, признание, аплодисменты), а направленной на рационализацию процесса достижения профессионально значимой цели и развитие творческого отношения к делу;
включение в процесс обучения личностных функций: бытийности, автономности (независимости), ответственности, самостоятельности, рефлексивности.
Рефлексивная педагогика включает: опору на субъектный опыт (деятельностный) в профессиональной сфере;учет актуальных образовательных потребностей обучаемого;приобщение обучаемого к

Слайд 5ТЕОРИЯ:
Рефлексии связывает особый способ существования человека и его отношения к миру

через общение и мыслительную деятельность С.Л. Рубинштейн
Педагогическое общение как подвижная развивающаяся система, и ее важные моменты - эмпатия и рефлексия
Б.Ф. Ломов
Мышление - необходимый компонент рефлексии личности и само становится объектом этой рефлексии. О.К. Тихомиров

ТЕОРИЯ:Рефлексии связывает особый способ существования человека и его отношения к миру через общение и мыслительную деятельность

Слайд 6Теория
концепция рефлексивной методологии (Н. Г. Алексеев, В. Т. Ополев, И. Н.

Семенов),
рефлексивной психологии (И. Н. Семенов)
рефлексивной педагогики творчества (Г. Ф. Похмелкина, И. Н. Семенов, С.Ю. Степанов).
Теорияконцепция рефлексивной методологии (Н. Г. Алексеев, В. Т. Ополев, И. Н. Семенов),рефлексивной психологии (И. Н. Семенов)рефлексивной педагогики

Слайд 7Text in
here
Text in
here
Text in
here
П.Г. Щедровицкий говорит, что ребенок,

повторяющий деятельность, заданную в образце сто раз, вполне может ничему не научиться. Тот, кто повторяет, не учится. Освоение происходит только тогда, когда в дело включается направляемая рефлексия, за счет которой и выделяются сами схемы деятельности - способы решения задач или рассуждения. Усвоение выступает как прямой продукт такого рефлексивного процесса.
А.В. Хуторской указывает, что рефлексивная деятельность состоит из определенных этапов, выполнение которых предполагает появление, успешное завершение и получение результата от рефлексии.
И.Н. Степанов, С.Ю. Степанов, А.А. Тюков к общим психологическим механизмам рефлексии (движение в рефлексивном плане) относят остановку, фиксацию, отстранение, объективизацию и оборачивание.


Text in hereText in hereText in hereП.Г. Щедровицкий говорит, что ребенок, повторяющий деятельность, заданную в образце сто

Слайд 8Рефлексия для учителя -
условие самоактуализации личности в профессиональной деятельности, развития

собственного творческого потенциала, умения вносить субъектное начало в педагогический процесс на основе рефлексии существующего теоретического и практического опыта и создания новых способов педагогической деятельности
Рефлексия для учителя - условие самоактуализации личности в профессиональной деятельности, развития собственного творческого потенциала, умения вносить субъектное

Слайд 9
1)«учитель должен рефлексивно отображать «внутреннюю картину мира»,

которой овладевает ученик, но и целенаправленно ее преобразовывать, углублять, развивать» Ю.Кулюткин
2) обращенность сознания на самого себя, учет представлений учителя о его деятельности и представлений ученика о том, как учитель понимает деятельность ученика. А. К. Маркова

Для учителя важно знать:

1)«учитель должен рефлексивно отображать «внутреннюю картину мира», которой овладевает ученик, но и целенаправленно

Слайд 10связана с особенностями педагогической работы, с собственным педагогическим опытом, пересмотром его

оснований, перепроектированием и конструированием способов педагогических действий (в том числе, в связи со складывающимися тенденциями в современном образовании, социокультурной политике).

Профессиональная педагогическая рефлексия

связана с особенностями педагогической работы, с собственным педагогическим опытом, пересмотром его оснований, перепроектированием и конструированием способов педагогических

Слайд 11Рефлексия в деятельности
это процесс мысленного предваряющего или ретроспективного анализа какой-либо проблемы,

затруднения или успеха, в результате которого возникает осмысление сущности проблемы, барьеров или затруднения, рождаются новые перспективы их разрешения.
Рефлексия в деятельностиэто процесс мысленного предваряющего или ретроспективного анализа какой-либо проблемы, затруднения или успеха, в результате которого

Слайд 12Педагогическая рефлексия в деятельности -
это процесс роста учителя лишь

в той мере, в какой она является объектом структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации учителя.
Рефлексия — важный механизм продуктивного мышления, особая организация процессов понимания происходящего в широком системном контексте, процесс самоанализа и активного осмысления состояния и действий индивида и других людей, включенных в решение задач.
Педагогическая рефлексия в деятельности - это процесс роста учителя лишь в той мере, в какой она является

Слайд 13Ключевыми характеристиками педагогической рефлексии:
осознание собственного педагогического опыта;
выработка критериев успешности

собственной педагогической деятельности;
преобразование школьной практики;
анализ изменений, происходящих в
современном образовании.

Ключевыми характеристиками педагогической рефлексии:  осознание собственного педагогического опыта; выработка критериев успешности собственной педагогической деятельности;преобразование школьной практики;анализ

Слайд 14Основные принципы рефлексивного образования:
активности и внутренней мотивации субъектов, то есть признание

потребностей и интересов учителя, способного реализовать в общем образовательном пространстве школы собственные личностные смыслы.
 личностного самоопределения, то есть создание условий  для понимания личностью своей позиции, осуществление  ею ценностного выбора.
ориентации на личностный рост субъектов, то есть постоянное стимулирование и вовлечение учителя в процесс саморазвития.
ориентации на деятельностный подход, то есть максимальное включение педагогов в инновационную практическую деятельность, позволяющую в ходе непосредственного «проживания» овладеть новыми способами деятельности.
толерантности, то есть выстраивание отношений между коллегами  на основе признания равенства «другого» и принятия его ценностей, сотрудничества и умения формировать договорные отношения.

Основные принципы рефлексивного образования:активности и внутренней мотивации субъектов, то есть признание потребностей и интересов учителя, способного реализовать

Слайд 15Учитель как субъект может рефлексировать по поводу:
а) знаний о ролевой структуре

и позициональной организации коллективного взаимодействия;
б) представлений о внутреннем мире другого человека и причинах тех или иных его поступков;
в) своих поступков и образа собственного «я» как индивидуальности;
г) знаний об объекте и способах действия с ним
Учитель как субъект может рефлексировать по поводу:а) знаний о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия; б)

Слайд 16Коммуникативная: «размышление за другое лицо,
способность понять, что думают другие лица»
Интеллектуальная:

«умение выделять, анализировать
и соотносить с предметной ситуацией собственные действия»

Личностная : понимание рефлексии как процесса
переосмысления, как механизма «дифференциации в
каждом развитом и уникальном человеческом «я» собственного
миропонимания

Кооперативная: строится схема «рефлексивного выхода»
за рамки деятельности в случае невозможности ее осуществления или
неопределенности

Компоненты рефлексии:

Коммуникативная: «размышление за другое лицо, способность понять, что думают другие лица»Интеллектуальная: «умение выделять, анализировать и соотносить с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть