Слайд 1Презентация на тему: «Формирование рыночных отношений в здравоохранении. Особенности рынка медицинских
услуг»
Слайд 2 Рынок медицинских товаров и услуг — это сегмент
рынка, предоставляющий медицинские товары и услуги для сохранения и улучшения здоровья населения. Он дает возможность получать и оказывать медицинские услуги, гарантирует их необходимый объем и соответствующий уровень качества. Рынок в здравоохранении включает в себя целую систему взаимосвязанных рынков: медицинских услуг, лекарственных препаратов, труда медицинского персонала, научных разработок, медицинских технологий, медицинского оборудования и др.
Слайд 3Различают следующие основные понятия рынка:
спрос;
предложение;
услуга;
цена;
конкуренция;
маркетинг.
Слайд 41.Спрос
Спрос — это одно из фундаментальных понятий рыночной
экономики. Применительно к здравоохранению спрос (потребность) — это количество медицинских товаров и услуг, которое желает и может приобрести общество (отдельные пациенты) в данный период времени по определенной цене.
Слайд 5 Отрицательный. На прививки, прием к врачам
отдельных специальностей, болезненные,
дорогостоящие процедуры и др.
Различают следующие виды спроса на рынке медицинских товаров и услуг:
• Скрытый. Когда отдельные пациенты могут испытывать потребность, которую невозможно удовлетворить с помощью имеющихся на рынке медицинских товаров и услуг, например: услуги семейного врача, одноразовые изделия медицинского назначения, сервисные услуги, индивидуальное питание в стационаре и др.
Слайд 6Падающий. Например, в последнее время упал спрос на шприцы, системы переливания
крови многоразового использования, гипотензивные препараты отечественного производства, поэтому рынок отреагировал повышенным предложением на шприцы и системы переливания крови одноразового использования, импортные лекарственные препараты.
Нерегулярный. Это сезонные временные колебания. Например, спрос на санаторно-курортное лечение выше в весенне-летний период, чем в осенне-зимний. Обращения к отдельным врачам-специалистам зависят от сезонности некоторых заболеваний (грипп, язвенная болезнь, вирусный гепатит и др.).
Чрезмерный. В здравоохранении наблюдается чрезмерный спрос на ургентную медицинскую помощь в праздничные и послепраздничные дни, когда больные, страдающие хроническими заболеваниями, нарушают диету, режим, злоупотребляют алкоголем; возрастает уровень травматизма.
Спрос:
Слайд 7 Спрос на медицинские услуги можно рассчитать по следующей формуле:
С= N х П
где С — спрос на медицинские услуги;
N — число пациентов;
П — показатель обращаемости населения за медицинскими услугами.
Слайд 8Предложение — это количество медицинских товаров и услуг, которое производители могут
оказать за определенный период времени населению. Предложение, при прочих равных условиях, также меняется в зависимости от
изменения цены: по мере роста цен производители (продавцы) предлагают пациентам большее количество товаров и услуг. При падении цены их
заинтересованность
уменьшается и
соответственно уменьшается
объем производимых
ими товаров и услуг.
2.Предложение
Слайд 93. Медицинская услуга
Медицинская услуга — это структурный элемент профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной,
санаторно-курортной, санитарно-эпидемиологической, лекарственной, протезно-ортопедической и других видов помощи, имеющий определенную стоимость.
Наиболее сложный объект стандартизации в здравоохранении — медицинские услуги. Необходимость стандартизации медицинских услуг определяется потребностями населения в получении доступной и качественной медицинской помощи, а также появлением принципиально новых медицинских технологий, лекарственных средств, изделий медицинского назначения, оборудования.
Слайд 11Медицинские услуги подразделяют на:
простые;
комплексные.
По своему функциональному назначению медицинские услуги подразделяют
на:
профилактические;
диагностические;
лечебные;
восстановительно-реабилитационные;
сервисные.
Слайд 12По условиям и месту оказания медицинские услуги можно разделить на:
оказываемые
на дому,
в амбулаторно-поликлинических учреждениях,
больницах,
санаторно-курортных учреждениях,
других учрежд. здравоохранения.
Слайд 13Под простой медицинской услугой понимается неделимая услуга, например диагностическая манипуляция, осмотр
врача и др.
Комплексная услуга может быть представлена как совокупность простых услуг, отражающих сложившийся в каждом конкретном учреждении технологический процесс оказания медицинской помощи при данной болезни.
Слайд 14Специфические особенности медицинских услуг:
неосязаемость;
несохраняемость;
вариабельность качества;
неоднозначность в оценке результата;
медицинская услуга это продукт
не только производителя (медицинского работника), но и потребителя (пациента).
Слайд 15 Медицинскую услугу невозможно увидеть, услышать, потрогать, осязать до
момента ее потребления. Ни одному пациенту никогда не удастся заранее узнать абсолютно все о потребительских свойствах оказываемых ему услуг. Любая информация об этом, даже исходящая от лечащего врача, всегда будет иметь вероятностный характер. Оценка потребительских свойств медицинских услуг проводится, как правило, на уровне субъективного восприятия их результативности (полезного эффекта и побочных действий), ощущений и эмоциональных переживаний пациентов.
Неосязаемость
Слайд 16Несохраняемость
В отличие от товаров как медицинского, так и
немедицинского предназначения, которые сначала производятся, затем какое-то время могут храниться на складе, или стоять в магазине с целью продажи, медицинская услуга характеризуется тем, что процесс ее производства совпадает с процессом реализации. Медицинские услуги не подлежат хранению и накоплению с целью последующей реализации. Нельзя, например, воспользовавшись возросшим спросом на тот или иной вид медицинских услуг; вначале накопить, а затем мгновенно «выбросить» их со склада на рынок.
Слайд 17Вариабельность качества
Медицина — это творческий процесс, который отличается
высокой индивидуальностью и нестандартностью профессионального подхода к пациенту, а в итоге, порой, непредсказуемостью результатов. Несмотря на строгую регламентацию медицинской деятельности, в здравоохранении не может быть единого, обезличенного подхода к лечению больных даже с одной и той же патологией, поэтому в диагностическом и прогностическом аспектах качество медицинских услуг может колебаться в широких пределах. Оно зависит, прежде всего, от квалификации медицинского работника, оснащенности лечебно-профилактического учреждения, доступности медицинской помощи, времени и места оказания услуги, от того, кто является ее потребителем, и многих других факторов.
Слайд 18Неоднозначность в оценке результата
Медицинскую услугу не всегда можно
оценить только положительно. Например, при ампутации ноги пациенту мы получим положительный медицинский эффект: больной остался жив и сможет выполнять какую-либо работу в специально созданных условиях, но он стал инвалидом, и это отрицательный социальный эффект. Медицинская услуга — это продукт не только производителя (медицинского работника), но и потребителя (пациента) Качество медицинской услуги формируется в результате согласованных действий медицинского работника и желания пациента получить пользу. Результат лечения будет во многом зависеть от того, насколько точно больной выполняет рекомендации и назначения. Несвоевременное обращение за медицинской помощью также может стать причиной неблагоприятного исхода, что не зависит ни от уровня квалификации медицинского персонала, ни от характера его действий.
Слайд 19 Медицинские товары и услуги, как и любой товар, обладают стоимостью,
денежным выражением которой является цена. На рынке медицинских товаров и услуг цена занимает центральное место в конкурентном обмене и служит одним из инструментов регулирования этого рынка.
Слайд 20 Цена — это та сумма денег, за которую
«покупатель» может купить, а «продавец» готов продать этот товар или медицинскую услугу. Цена — это своего рода компромисс экономических интересов участников рынка. Цены представляют собой мощный и в то же время гибкий рычаг управления экономикой.
С учетом того, что цена органично связана с предложением и со спросом, выделяют:
цену спроса;
цену предложения;
цену равновесия.
Слайд 21Цена спроса — это такая рыночная цена при таком состоянии спроса
и предложения, когда складывается рынок покупателя. По этой цене «покупатель» способен купить медицинскую услугу или товар. Выше этого предела цена подняться не может, так как у пациентов не будет возможности ее приобрести.
Цена предложения — это рыночная цена при таком состоянии спроса и предложения, когда складывается так называемый рынок продавца. Это цена, по которой «продавец» предлагает свою услугу или товар. При этом цена предложения должна окупить затраты на производство медицинского товара и услуги. При равенстве спроса и предложения на рынке устанавливается так называемая цена равновесия. При снижении цены спрос увеличивается, так как люди хотят приобрести больше товаров или услуг, и, наоборот, при увеличении цены спрос может пойти на спад.
Таким образом, рыночный механизм обеспечивает динамическое равновесие между спросом и предложением.
Слайд 22 Рынок в данном случае действует как саморегулирующаяся система,
эффективный механизм взаимодействия спроса, предложения и конкуренции по формированию цен, объемов производства и продаж, а также уровня потребления товаров и услуг. Кроме того, он обеспечивает повышение эффективности производства, качества продукции. Однако рыночное саморегулирование не имеет всеобщего характера и должно дополняться механизмами государственного регулирования, что представляется основополагающей идеей совершенствования рыночных механизмов в социально значимых областях экономики. Особенно это актуально для рынка товаров и услуг в здравоохранении.
Слайд 23Главное звено рыночного механизма — конкуренция.
Конкуренция — это
состязание между экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта товаров и услуг с целью получения более высоких доходов, других выгод. Конкурентная борьба за экономическое выживание и процветание — закон рыночной экономики.
Слайд 24На рынке товаров и услуг здравоохранения конкурентными участниками могут быть:
государственные, муниципальные
учреждения здравоохранения — по реализации государственного (муниципального) задания на конкурсной основе;
организации, производящие аналогичные товары и услуги для нужд здравоохранения;
частнопрактикующие врачи и фармацевтические работники, предоставляющие аналогичные медицинские товары или услуги медицинского назначения.
Слайд 25 Конкурентные преимущества — это уникальные, особенные черты медицинских организаций,
которые отличают их от других. Именно они помогают получить прибыль выше, чем другие, производящие и оказывающие одинаковые медицинские товары и услуги. Определяя конкурентные преимущества, важно ориентироваться на пациентов, на их потребности и быть уверенным, что эти преимущества воспринимаются ими как таковые.
Слайд 26Можно выделить следующие конкурентные преимущества:
высокая репутация организации здравоохранения;
высокое качество оказываемых медицинских
товаров и услуг;
ориентация на пациента, его запросы и пожелания;
достаточная материально-техническая база, высококвалифицированный персонал, современное оборудование, устойчивое финансовое обеспечение;
уникальность предлагаемых медицинских товаров и услуг;
приемлемые для пациентов цены, не превышающие или ниже цен на аналогичные медицинские товары и услуги других участников рынка.
Слайд 27 Конкурентные преимущества следует рассматривать как основу стратегии поведения
участников на рынке медицинских товаров и услуг, что особенно важно в условиях развития обязательного и добровольного медицинского страхования. Для эффективной организации производства и реализации медицинских товаров и услуг необходимы знания основ медицинского маркетинга.