Слайд 1Эрнст Иосифович Неизвестный - уральский скульптор с мировым именем
Слайд 2Монументальные памятники, созданные этим выдающимся мастером, разбросаны по всей Земле -
от северных регионов России до Египта, от Вашингтона до Москвы. «Маска скорби» - монумент памяти жертв сталинских репрессий - в Магадане. «Цветущий лотос» - самый большой в мире памятник - на Асуанской плотине. Композиция «Древо жизни» - в Москве. Бюст русского композитора Дмитрия Шостаковича в американском Кеннеди-центре. Имя автора - Эрнст Неизвестный. 9 апреля 2015 г. он отметил 90-летие.
Слайд 3Эрнст Иосифович Неизвестный родился 9 апреля 1925 г. в Свердловске (ныне
Екатеринбург) в семье врача Иосифа Моисеевича Неизвестного и детской поэтессы Беллы Абрамовны Дижур. До 1942 г. посещал в Свердловске школу для художественно одаренных детей.
«Отец – белый офицер, мать – биолог и поэтесса. Наконец, сам я, солдат и офицер, прошедший всю войну… В августе 1942 мы вместе с Яном Сысоевым (он был аспирантом) пошли добровольцами на войну. Это был период моего патриотизма. У меня до сих пор сохранились военные документы. Мне тогда было 17 лет, мне казалось, что происходит история, что история пройдет мимо меня, если я отсижусь в тылу, и я рвался на фронт всеми силами. Я попал в Кушку, на границе Ирана и Афганистана, в Первое Туркестанское Военное училище, считавшееся первым по суровости в Красной Армии.
Слайд 4Училище готовило специалистов по южной войне. Как теперь известно, у Сталина
были планы выхода к Персидскому заливу, и вот нас учили войне в степях, в условиях пустыни. По окончании меня включили в состав 860-й гвардейской десантной дивизии, 45-го гвардейского десантного полка. Я воевал в составе Второго Украинского фронта. Был контужен, был ранен, последний раз – очень тяжело. Был награжден, один раз посмертно, орденом Красной Звезды, который достиг меня лет через 25. Об этом в 1964 г. писал стихи А. Вознесенский – «Лейтенант Неизвестный Эрнст»:
Конечно, вы свежевыбриты
и вкус вам не изменял.
Но были ли вы убиты
за родину наповал?
Слайд 5Да, действительно, за десять дней до капитуляции гитлеровцев, при освобождении Вены
Эрнст был тяжело ранен. Его посчитали мертвым и наградили посмертно орденом «Красной Звезды». Но вопреки всему он выжил. И сегодня уверен, что, не пройди он войны, не состоялся бы как личность, как художник. Первая же демонстрация работ Неизвестного на молодежной выставке сопровождалась скандалом.
Слайд 6«Экспрессивные скульптуры «Война это» и «Концлагерь» вызвали чудовищный гнев идеологических и
художественных властей», - вспоминал скульптор. Ведь он воспринимал войну не как парад победы, а как трагическое, противоестественное человеку явление. И «Концлагерь» был не только образом фашистских лагерей. Этой работой скульптор открыл одну из главных тем своего творчества - тему жертв сталинских репрессий.
Слайд 7Неизвестному хоть и простили по молодости лет скандальные работы, но выставляться
на время запретили. Так и протекала его жизнь в советские времена - в конфликте между внутренними художественными убеждениями и желаниями и внешними ограничениями. Кризис был неизбежен.
"Когда я был на грани самоубийства от безысходности, я работал как зверь - день и ночь, рисовал, тайно отливал фигуры на заводе, где был учеником литейщика, - вспоминает скульптор. - Я извел себя. Меня преследовали утопические идеи, например, создать «Снаряд времени», куда поместить все страдания, все лагеря, всех растерзанных войной людей, закопать это в тайге, а потом взять и застрелиться. И ночью мне приснилось «Древо жизни», а утром я его зарисовал. И это меня спасло. Форма «Древа», как и сама жизнь, может вместить все: и танцующего, и плачущего, и страдающего, и летающего, и падающего..."
Слайд 18Во многих произведениях скульптора в основе композиции находится «Сердце», что автор
объясняет удивительно просто: «С самого начала сердце было в моих работах. Древо Жизни – Сердце, универсальный символ жизни, о сердце всегда очень много говорится в поэзии. Сердце – универсальный символ жизни».
Слайд 19В 1962 году на выставке, посвященной тридцатилетию МОСХа, Неизвестный совершенно сознательно
согласился быть экскурсоводом Н.С. Хрущева. В своем праве на первенство в искусстве он не сомневался. А смелости ему всегда хватало. Однако результат встречи не оправдал его надежды. Несколько лет его не выставляли. Но после снятия Хрущева временная опала закончилась Неизвестный начал выезжать за границу и получать серьезные государственные заказы. Он создал, например, в 1966 году декоративный рельеф «Прометей» для пионерского лагеря «Артек» длиной 150 метров. Правда, никаких премий ему не присуждали. Тем не менее его известность в Европе и США постепенно росла, его работы начали закупать коллекционеры. Да и выставки, которые проводились в небольших залах научно-исследовательских институтов, становились событием.
Слайд 22Возвратимся к произведениям 60-х годов. Это, во-первых, «Орфей» (1962-1964). Песня одиночества.
Мускулистый человек на коленях, прижавший одну согнутую в локте руку к запрокинутой голове в жесте какого-то невыразимого горя, безысходности и тоски, а другой разрывающего себе грудь. Тема человеческого страдания, отчаяния здесь выражена с какой-то почти невозможной силой. Деформация, утрированность, преувеличения - все здесь работает на образ, и разорванная грудь кровавым криком вопит об одиночестве, о невозможности существования в этом подземелье жизни без веры, без любви, без надежды. Мне представляется, что это одна из самых сильных вещей Неизвестного 60-х годов, может быть, менее философская, обращенная больше к нашему чувству, к непосредственному восприятию. Наверное, менее диалогическая по сравнению с другими произведениями, более близкая к привычному представлению о реализме, но тем не менее одна из самых выразительных.
Слайд 23И вторая - «Пророк» (1962-1966). Это своего рода пластическая иллюстрация к
собственным мыслям Неизвестного, высказанным в те же годы. Он писал, что «самым любимым моим произведением остается стихотворение Пушкина «Пророк», а самым лучшим скульптором, которого я знаю, пожалуй, шестикрылый серафим из того же стихотворения».
Слайд 24В 1971 году Неизвестный победил на конкурсе проектов памятника в честь
открытия Асуанской плотины в Египте - с монументом «Дружба народов», высотой 87 метров. Другими крупными работами в первой половине семидесятых стали - восьмиметровый монумент «Сердце Христа» для монастыря в Польше (1973-1975) и декоративный рельеф для Московского института электроники и технологии в 970 метров (1974).
Слайд 27970-метровый декоративный рельеф в институте Электроники и технологий МИЭТ, Зеленоград, Россия.
Слайд 281974 год стал своеобразным рубежом в его творчестве скульптор создал памятник
на могиле Хрущева, ставший его последней крупной работой, установленной на родине до эмиграции.
«Этот надгробный памятник, - отмечает Н. В. Воронов, - быстро стал популярным, ибо в концентрированной художественной форме передавал суть деятельности и воззрений Хрущева. На небольшом возвышении в несколько необычной мощной мраморной раме стояла удивительно похожая бронзовая позолоченная голова Никиты Сергеевича, причем вылепленная просто и человечно, отнюдь не с тем налетом «вождизма», к которому мы привыкли на многочисленных памятниках великим людям, стоящим чуть ли не в каждом городе. Особый смысл в окружающих эту голову мраморных блоках. Своеобразная рама была выполнена так, что одна ее половина была белой, а другая - черной…»
Слайд 29Скульптор не хотел эмигрировать. Но ему не давали работы в СССР,
не пускали работать на Запад. С начала шестидесятых годов и до своего отъезда скульптор создал более 850 скульптур - это циклы «Странные рождения», «Кентавры», «Строительство человека», «Распятия», «Маски» и другие. На свои скульптуры Неизвестный тратил почти все деньги, которые он зарабатывал, работая каменщиком или восстанавливая и реставрируя рельефы разрушенного храма Христа Спасителя, находящиеся в Донском монастыре.
«Кентавр указующий»
Слайд 30«Меня Кентавром давным-давно прозвали друзья. Видимо, потому, что кентавр – одна
из главных моих метафор. Когда-то я даже создавал «теорию кентавра». Она заключалась в том, что в наше время человек, животное и технологии, в том числе компьютерные, переплетаются и на этом стыке рождается новое. Кентавр для меня – это современное состояние общества и науки. Кентавр является диалогом человеческой плоти и животного, а в моей версии – еще и технологии, каких-то абстрактно-машинных элементов. Еще меня называют Кентавром в том смысле, что я являюсь мостом между Востоком и Западом. Это произошло органически: я родился на Урале – в евроазиатском пространстве – и вырастал в атмосфере единения Востока и Запада».
Слайд 34Из 850 скульптур у Э.Неизвестного закупили только 4! Против него возбуждались
уголовные дела, его обвиняли в валютных махинациях, в шпионаже. Более того, Неизвестного постоянно встречали на улице странные люди и избивали, ломали ребра, пальцы, нос. 67 раз подавал Неизвестный заявление, чтоб его отпустили на Запад строить с Нимейером. Не пускали. И тогда он решает вообще уехать из России - 10 марта 1976 года скульптор покинул родину.
Слайд 35Когда Неизвестный оказался в Европе, канцлер Крайский выдал ему австрийский паспорт,
правительство отдало одну из лучших в стране студий. Но скульптор перебирается из Австрии в Швейцарию к Паулю Сахару (Шоненберту), одному из богатейших людей мира. Тот купил скульптору казарму в Базеле под новую студию. Его жена Майя Сахар, тоже скульптор, боготворила Неизвестного. Она отдала ему свою студию со всеми инструментами, со всей библиотекой. «К этим людям, - говорит Неизвестный, - шли на поклон Пикассо и Генри Мур. Встретиться с Паулем Сахаром - это было все равно, что повидаться с господом Богом. А святым Петром, открывшим райскую дверь, оказался Слава Ростропович. Слава Ростропович даже написал книгу «Спасибо, Пауль» - про то, как Пауль вывел в люди многих из сегодняшних великих. И вот я оказался перед лицом карьерного господа Бога. Но я взял и уехал, по своим соображениям. Я не выдержал жизни в доме богатого человека…
Слайд 36…В 1976 году я приехал в Америку, и буквально на следующий
день состоялось открытие в Кеннеди-центре моей работы - бюста Шостаковича. Были большие статьи и телепередачи. Меня взялись опекать Алекс Либерман и Энди Уорхол. С Уорхолом я очень дружил. Ему принадлежит фраза «Хрущев - средний политик эпохи Эрнста Неизвестного».
Слайд 37До дома Неизвестного ехать от Манхэттена часа два-три. Сначала через весь
Лонг-Айленд, а потом добираться на пароме. Через десять минут плавания появляется берег чистенького, ухоженного острова Шелтер, населенного ушедшими на покой миллионерами, важными молодыми людьми с дорогими манерами - и знаменитым русским скульптором. Художнику принадлежит участок площадью в один гектар и половина озера. Дом построен по проекту самого Неизвестного и соответствует его духу. К нему пристроена студия, высокий цилиндрический зал с галереей.
Слайд 38В 1995 году Неизвестный стал лауреатом Государственной премии России, был восстановлен
в Союзе художников, получил российское гражданство. В девяностые годы скульптор не раз приезжал на историческую родину по делам. В 1995 году он открыл в Магадане памятник жертвам сталинских репрессий - семнадцатиметровую железобетонную «Маску скорби». Большую часть расходов Неизвестный взял на себя, отдав на сооружение памятника 800 тысяч долларов из своих гонораров.
Слайд 39В художественной галерее «Дом Нащокина» состоялась первая персональная экспозиция скульптуры, живописи
и рисунка Неизвестного, проводимая в России после его эмиграции. На ней были отражены основные этапы творческого пути художника с 1966 по 1993 год. Однако вернуться в Россию навсегда мастер не может. Его творчество связано с огромной материальной базой. Это машины, литье, студия, заводы. Начинать все снова после семидесяти - это невозможно даже ему, обладающему каким-то секретом творческого долголетия. И все же, чем вызвана в столь солидном возрасте такая неуемная жажда творчества. «Абсолютным безумием и работоспособностью», - отвечает маэстро.
Слайд 41 «Становление человека разумного»