Слайд 1 Качество продовольственных
Разработала мастер п/о: Казирод В. В.
товаров
Слайд 2КАЧЕСТВО
ТОВАРОВ
– совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые
придают им способность удовлетворять обусловленные и предполагаемые потребности.
Слайд 3Свойство продукции
– это объективная особенность продукции, проявляющаяся при ее изготовлении,
хранении, транспортировании и потреблении.
Слайд 4Основные свойства продовольственных товаров, которые определяют их полезность и способность удовлетворять
потребности человека в питании:
- пищевая ценность;
- физические и вкусовые свойства и его сохраняемость.
Слайд 5Пищевая ценность – это сложное свойство, характеризующее всю полноту полезных свойств
продукта, т. е. энергетическую, биологическую, физиологическую, органолептическую ценность, усвояемость, доброкачественность. Пищевая ценность определяется как степень удовлетворения потребности человека в основных пищевых веществах и энергии.
Слайд 6Критерием оценки качества пищевой ценности является содержание в 100 г съедобной
части продукта белков, жиров, углеводов (в граммах), некоторых витаминов, макро- и микроэлементов (в милиграммах), энергетическая ценность (в ккал или кДж), дополнительные показатели.
Слайд 7Пищевая ценность
Энергетическая ценность
Биологическая ценность
Физиологическая ценность
Органолептическая ценность
Усвояемость и доброкачественность
продуктов питания
Слайд 8Энергетическая ценность продукта
характеризуется той энергией, которую получает организм в процессе
обмена веществ.
Потребность в энергии удовлетворяется за счет углеводов, белков и жиров.
Ценность пищи как источника энергии измеряется КАЛОРИЙНОСТЬЮ (ККАЛ-килокалориях или кДж –килоджоулях) – прибор калориметр
т.е. количеством тепла, выделяемого в организме человека при биохимических реакциях.
Установлено, что при окислении в организме человека 1 г жира выделяет 9,3 ккал (37,7 кДж) энергии; 1 г белков – 4,1 ккал (16,7 кДж); углеводов – 3,75 ккал (15,7 кДж). Зная химический состав продукта и энергетическую ценность 1 г содержащихся в нем веществ, можно вычислить
его энергетическую
ценность.
Слайд 10Например. В сыре Голландском содержится (в %): белка — 23,5; жира
— 30,9; углеводов — 0,2. Энергетическая ценность 100 г сыра будет равна:
(23,5×4,1 ккал) + (30,9×9,3ккал)+ (0,2×3,75 ккал) = 384,47 ккал.
Но организм человека даже при самых благоприятных условиях использует не все вещества, входящие в состав пищи, так как они имеют разную степень усвояемости.
Слайд 11Биологическая
ценность продукта
характеризуется белковым составом, содержанием в них витаминов и минеральных
веществ (сбалансированность).
!!! При разработке продуктов детского и диетического питания фактору биологической полноценности состава уделяется повышенное внимание
Слайд 12Эти компоненты не синтезируются ферментными системами организма и поэтому не могут
быть заменены другими пищевыми веществами. Они называются незаменимыми и должны поступать в организм с пищей (мясом, рыбой, молочными продуктами и др.)
Слайд 13Физиологическая
ценность продукта
обусловлена веществами, оказывающими активное воздействие на организм человека.
Чай,кофе возбуждают
сердечную и нервную деятельность
Молочные продукты омолаживают организм
Клетчатка и пектин способствуют нормальному пищеварению
Слайд 14Органолептическая ценность продукта
это комплексное сочетание свойств продукта: внешний вид (форма, цвет,
состояние поверхности), консистенция, вкус и запах.
Слайд 15Повышают аппетит и лучше усваиваются оптимальные по внешнему виду пищевые продукты:
обычно свежие или мало хранившиеся фрукты, диетические яйца, живая рыба, хлебобулочные изделия из высококачественного сырья, так как в них больше биологически активных веществ.
Вкус и аромат пищевых продуктов имеют такое большое значение, что в некоторых случаях для их достижения применяют способы обработки (например, копчение рыбы и колбасных изделий),.
Слайд 16вызывающие даже некоторое снижение усвояемости белковых веществ.
Хуже усваиваются продукты, имеющие
тусклую окраску, неправильную форму, неровную поверхность и излишне мягкую или грубую консистенцию; содержащие меньше биологически активных веществ; с низкой пищевой ценностью. Продукты с дефектами внешнего вида и консистенции часто содержат вещества, вредные для организма человека.
Слайд 17УСВОЯЕМОСТЬ продукта
зависит от:
Содержания пищевых в-в
Внешнего вида
Вкусовых достоинств
Состава
Активности ферментов
!!! О степени усвояемости пищи судят по количеству веществ, всосавшихся в кровь через стенки кишечника.
Слайд 18ДОБРОКАЧЕСТВЕННОСТЬ
продукта
Сочетает в себе органолептическую ценность (цвет, вкус, аромат и др.)
и безопасность (безвредность).
Слайд 19По доброкачественности продукты питания подразделяются на классы:
- товары, пригодные к использованию по назначению (подлежат реализации без каких-либо ограничений);
- товары, условно пригодные для использования по назначению (нестандартные товары или брак с устранимыми дефектами);
- опасные товары, непригодные к использованию по назначению
Слайд 20
(не подлежат реализации и должны быть уничтожены или утилизированы с соблюдением
определенных правил).
Товары, пригодные к использованию по назначению, могут быть конкурентоспособными на рынке и обеспечить их изготовителям уверенность в успехе своей деятельности.
В переходный период многие предприятия России все еще не могут
наладить выпуск
конкурентоспособной
продукции,
Слайд 21и основными причинами такого положения являются низкий уровень
технической оснащенности предприятий, недостаточная
профессиональная подготовка работников, финансовые трудности, связанные с жесткой системой налогообложения, и др.
Слайд 22БЕЗОПАСНОСТЬ
это отсутствие недопустимого
риска, связанного с возможностью
нанесения ущерба здоровья
(жизни) человека.
Безвредность
Влияет отсутствие или наличие в пище вредных химических веществ (тяжелых металлов, нитратов, канцерогенных веществ и т.д.) болезнетворных микробов и токсинов.
Индекс Е – красители, ароматизаторы, консерванты
Опасно для жизни
Слайд 23Опасные для здоровья добавки запрещены,
Е 221, 222, 223, 224, 225,
320, 321 и пр.
допустимы в малых дозах.
Слайд 24ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
продукта -
учитываются при оценке качества товаров, определении сроков и
условий хранения.
К физическим свойствам относятся форма, размер, масса, цвет, прозрачность, плотность, вязкость, прочность и др. Показатели физических свойств имеют значение при оценке качества продовольствен-ных товаров. Их учитывают
при выборе вида
упаковки и тары.
Слайд 25ВКУСОВЫЕ СВОЙСТВА
пищевых продуктов – слагаются из ощущения вкуса и обонятельных
ощущений.
Виды вкуса
Запах- ощущения, воспринимаемые органами обоняния. Запах является важным показателем при определении качества вин, напитков, где аромат проявляется в виде букета ощущений.
Сладкий (сахар)
Соленый (соль)
Кислый (уксус)
Горький (гликозиды алкалоиды)
Слайд 26СОХРАНЯЕМОСТЬ - свойство товара сохранять потребительские качества в течение определенного промежутка
времени (при соблюдении определенных условий), установленного стандартом или другим нормативным документом. В зависимости от сохраняемости все продовольственные товары делят на скоропортящиеся (мясо, рыба, молоко и др.); пригодные для длительного хранения (мука, крупы, сахар, баночные консервы и др.).