Слайд 1Преподаватель: Мантурова Галина Петровна
Менеджмент
Слайд 2Тема 1
Сущность, характерные черты современного менеджмента. История развития менеджмента
Слайд 4Первоначально слово "менеджмент" означало "умение объезжать лошадей". Оно произошло от глагола
"to manage" (управлять), а тот в свою очередь - от латинского "manus" (рука). Таким образом менеджмент буквально означает - "руководство людьми".
Менеджмент - это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики
Слайд 5Менеджер – это профессиональный управляющий по организации и управлению производством, сбытом
и сервисом, обладающий административно-хозяйственной самостоятельностью.
Условно менеджеров подразделяют на три основные группы:
- высший уровень (top manager) – это генеральные директоры, директоры, члены правления предприятия;
- среднее звено (middle manager) – руководители управлений, отделов, цехов;
- низшее звено (entry manager) – руководители подотделов, секторов, бригад, групп.
Слайд 6Управление организацией – непрерывный процесс влияния на производительность труда работника, группы или организации в
целом для достижения поставленной цели.
Слайд 7Категория менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные свойства и
устойчивые отношения в процессах управления организацией.
Состав основных категорий менеджмента:
объекты и субъекты
функции
виды
методы
принципы
Слайд 8Субъект менеджмента — это человек или группа людей, создающих управленческие воздействия в рамках организации и
в целях реализации её целей и задач.
Слайд 9Объект менеджмента — это все то, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта менеджмента.
Слайд 10Методы менеджмента — это совокупность способов и приемов влияния на коллектив
и отдельных работников с целью выполнения миссии и достижение целей организации.
Методы менеджмента выполняют 2 функции:
Исследование проблем функционирования организации.
Управление организацией.
Слайд 11Системный подход — это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность
взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь.
Слайд 12Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают
влияние на организацию в данное время.
Слайд 13Процессный подход — это серия непрерывных взаимосвязанных действий по достижению цели.
Слайд 15Основной его идей было увеличение производительности труда. Он доказал, что управляющий
в своей работе, должен осуществлять функции планирования и организации, уметь подготавливать кадры, уметь формулировать задания и обеспечивать контроль за выполнением работы
школа научного управления
Фредерик Тейлор
(1858-1915)
Слайд 16Деятельность этой школы основано на учете особенностей человеческих отношений.
На производительность труда
влияет зависимость учета потребностей рабочих, что гуманное и уважительное отношение с рабочими (чувство собственного достоинства человека) повышает данный показатель.
Исследования Мейо показали, что социальные и психологические потребности человека оказывают эффективное стимулирование на ровне с деньгами.
школа человеческих отношений
Элтон Мэйо (1880-1949)
Слайд 17Он предложил принципы административной науки управления и основал школу по изучению
этих принципов для высшего уровня руководителей. К данным принципам относятся следующие: разделение труда, власть, дисциплина, единство, распорядительства, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общим, вознаграждение труда, централизация и иерархия порядков равенство, постоянство состава, инициатива, честь.
школа административного управления
Анри Файоль
(1841-1925)
Слайд 18Тема 2
Характеристика составляющих цикла менеджмента
Слайд 20Тема 3
Организация. Типы структур организаций
Слайд 23Основные виды организационных структур управления
Простая линейная структура характерна для предприятий, где
нет подразделений, а число работников, выполняющих несложную однородную работу, не превышает нормы управляемости. Она имеет один уровень управления.
Слайд 25Основные виды организационных структур управления
Рост размеров и усложнение деятельности организаций привели
к тому, что их подразделения стали группироваться по функциональному принципу, т. е. по основным направлениям деятельности (производство, сбыт, управление, финансы и прочее). Сущность заключается в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов.
Однако эта управленческая структура имеет неустранимые недостатки. Нескоординированные решения специалистов, какими бы хорошими они сами по себе ни были, неизбежно вступают в противоречие друг с другом
Слайд 27Основные виды организационных структур управления
При линейном руководстве специалисты образуют штаб, который
готовит данные, необходимые для компетентного решения специальных вопросов. В этом случае функциональные органы находятся в подчинении линейного руководителя. Их распоряжения отдаются производственным подразделениям только после согласования с ним, что способствует более компетентному решению вопросов.
Слайд 28Преимущества линейно-функциональной структуры управления состоят в следующем:
• обеспечивается стратегическая направленность
управленческого процесса;
• исключается дублирование управленческих функций;
• появляется возможность без задержки доводить до исполнителей и реализовывать управленческие решения;
• поддерживаются высокие стандарты деятельности за счет концентрации в штабных подразделениях высококвалифицированных специалистов.
Слайд 29Линейно-функциональная структура управления имеет недостатки. Чем крупнее производство и разветвленее аппарат
управления, тем сложнее координировать работу линейному руководителю.
Слайд 30Основные виды организационных структур управления
Слайд 31На предприятиях многоцелевой деятельности требуется создание специального органа по управлению целевой
программой. В этих случаях помимо линейно-функциональных органов, осуществляющих управление по вертикали, создаются органы горизонтального целевого управления. Такая структура управления носит название матричной
Слайд 32В матричной структуре совмещается два вида структур: линейная и программно-целевая. По
вертикали (линейная структура) осуществляется управление отдельными сферами деятельности (производство, снабжение, сбыт и другое), а по горизонтали (программно-целевая структура) – управление программами, проектами, темами.
Слайд 33В целом матричные управленческие структуры имеют немало достоинств. Они обеспечивают высокую
целевую ориентацию работ, их быструю адаптацию к меняющейся ситуации, дают возможность руководителям проекта сосредоточиться на содержательных задачах, не отвлекаясь на административные дела и т. д. Но в то же время они сложны в управлении, поскольку решения, принимаемые двумя руководителями, требуют длительных согласований.
Слайд 34Тема 4
Планирование.
Стратегические и тактические планы
Слайд 36Принципы планирования на предприятии
Слайд 44Характеристика принципов контроля и действие этих принципов в организации