Слайд 1Педагогика как наука.
Её структура и связь с другими науками.
Слайд 2Педагогика – греч. слово пайдос – дитя, аго – вести
Педагогика -
наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения и передачи социального опыта, от педагога к обучающемуся.
Слайд 3Объектом педагогики выступают явления действительности, которые обуславливают развитие и становление человеческого
индивида в процессе целенаправленной деятельности общества и воспитателя.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.
Цель педагогической науки - выявить закономерности и найти наиболее оптимальные методы становления человека, его воспитания, обучения и образования.
Слайд 4Задачи педагогики:
-выявление и обобщение имеющегося педагогического опыта
-разработка новых методов, средств,
форм, систем обучения и воспитания;
-конструирование контрольно-измерительных материалов;
-прогнозирование в сфере образования на ближайшее и отдаленное будущее.
внедрение результатов пед. исследований в практику.
Слайд 5Основные этапы становления педагогики
I этап - донаучных
II этап - концептуальный
III
этап - системный
Слайд 6Связь педагогики с другими науками
Связь педагогики с философией является наиболее
длительной и продуктивной, так как философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, задавали ракурс педагогического поиска и служили ее методологическим основанием.
Слайд 7Связь педагогики с психологией является наиболее традиционной. Педагогика, чтобы стать подлинной
наукой и эффективно направлять деятельность педагога, должна учитывать ту реальность, с которой имеет дело человек в его своеобразном и конкретном развитии.
Слайд 8Связи педагогики с такими науками как биология (анатомия и физиология человека),
антропология и медицина. Образование как целенаправленно регулируемый процесс социализации не означает игнорирования того, что человек, его развитие зависят от действия природных факторов. Их влияние оказывается менее заметным потому, что оно опосредовано социальными механизмами регуляции.
Слайд 9Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной
отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.
Слайд 10Немаловажным фактором развития педагогики остается экономическое стимулирование научных исследований в этой
области знаний. Связь этих наук послужила обособлению такой отрасли знания, как экономика образования, предметом которой является специфика действия экономических законов в сфере образования.
Слайд 11Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как
и первая и вторая озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев населения, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Слайд 12Связь педагогики с политологией обусловлена тем, что образовательная политика всегда являлась
отражением идеологии господствующих партий и классов, воспроизводя ее в концептуальных схемах и теориях.
Слайд 13Структура педагогических наук:
- возрастная педагогика - дошкольная, школьная педагогика, педагогика взрослых,
- изучающая возрастные аспекты обучения и воспитания;
- коррекционная педагогика - сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих): тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание умственно отсталых и детей с задержками умственного развития), логопедия (обучение и воспитание детей с нарушениями речи);
- частные методики (предметные дидактики), исследующие специфику применения общих закономерностей обучения к преподаванию отдельных учебных предметов;
- история педагогики и образования, изучающая развитие педагогических идей и практики образования в различные эпохи;
- отраслевая педагогика (общая, военная, спортивная, высшей школы, производственная и т.п.).
Слайд 14Педагогика как наука.
Категории и методы педагогики
Слайд 15Основными категориями педагогики выступают: воспитание, обучение, образование, развитие.
Развитие – это объективный
процесс внутреннего, последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека.
Слайд 16Воспитание – одна из основных категорий в педагогике. Выделяют воспитание в
широком социальном смысле, как социальное явление, понимаемое как общественное воздействие на личность.
Воспитание рассматривают также в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.
Слайд 17Обучение – понимается как специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и учащихся,
в результате которого обеспечивается усвоение определенной системы знаний, навыков, умений, способов мышления и деятельности, что обеспечивает развитие учащегося.
Слайд 18Образование - процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде
системы знаний, навыков, умений, способов творческой деятельности, отношений.
Становление - это приобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию; результат развития.
Социализация - усвоение и воспроизводство человека культурных ценностей и социальных норм общества в котором он живёт.
Формирование - процесс развития под влиянием внещних воздействий.
Слайд 19Методы научно-педагогического исследования – это способы получения информации с целью установления закономерностей,
отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Методы теоретического уровня: отбор и классификация материала, изучение, анализ и синтез научной литературы по теме исследования, моделирование, контент -анализ и др.
Методы опроса: интервьюирование и анкетирование.
Слайд 20Педагогика как наука.
Факторы развития.
Слайд 21Факторы развития педагогики
1) многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни,
традициях, обычаях людей, народной педагогике;
2) философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;
3) текущая мировая и отечественная практика воспитания;
4) данные специально организованных педагогических исследований;
5) опыт педагогов-новаторов, предлагающих оригинальные идеи и системы воспитания в современных быстро изменяющихся условиях.
Слайд 22Педагогический процесс
Целостность и его компоненты
Слайд 23Педагогический процесс - это развивающееся системное взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное
на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, т.е. преобразованию их качеств и поведения, развитию личности.
Речь идет об особой системе деятельности и формирующихся в рамках этой системы отношениях: преобразовательно-активных, созерцательно-исполнительских или потребительско-иждивенческих.
Слайд 24Выделяют такие функциональные компоненты педагогической деятельности:
целеопределение;
информационный компонент;
прогнозирование;
принятие
решений;
организация исполнения;
общение и коммуникация;
контроль;
коррекция
Слайд 25Целостность педагогического процесса состоит в:
1. Единстве обучения, воспитания, развития.
2. Целостности человека,
его качеств, не воспитываемых по частям.
3. Единстве цели, средств и результата.
4. Единстве внешних воздействий педагога и внутренней активности воспитуемого.
5. Единстве всех воспитательных систем - семьи, школы, общества
Слайд 26Педагогическая деятельность
Педагогическя деятельность и её компоненты
Слайд 27Педагогическая деятельность – это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми
при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению; деятельность, осуществляемая специально подготовленными профессионалами в образовательных учреждениях для достижения результатов, предусмотренных учебной программой или рядом программ, а также иными задачами образования и его социальными целями.
Слайд 28Выделяют три компонента педагогической деятельности:
Конструктивный (подбору учебного материала в соответствии со
школьными программами, учебниками, различными методическими разработками и его переработка для изложения учащимся.)
Организаторский (важное место занимает организаторская деятельность. Все, что планирует учитель провести в течение урока, должно сочетаться с его умением организовать весь учебно-воспитательный процесс.)
Коммуникативный (он включает в себя установление и поддержание отношений с учениками, родителями, администрацией, учителями.)
Слайд 29Педагогические функции, педагогические проблемы
Слайд 30Функции педагогической деятельности.
Педагогическая функция – предписанное педагогу направление применения профессиональных знаний
и умений. Главными направлениями приложения педагогических усилий являются обучение, образование, воспитание, развитие и формирование учащихся.
Главная функция учителя – управление процессами обучения, воспитания, развития и формирования. Не учить, а направлять учение, не воспитывать, а организовывать процесс воспитания призван учитель.
Слайд 31Функции также связаные организацией процесса обучения и воспитания.
Функция целеполагания
Диагностическая функция
Прогностическая функция
Проективная
(проектировочная) функция
Организационная (организаторская) функция
Информационной функция
Контрольная, оценочная и коррекционная функция
Аналитическую функция
Слайд 32Педагогическая проблема - это объективно возникающий в педагогической теории и практике
вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека.
Слайд 33Проблемные ситуации в школе и пути их решения
Проблемная ситуация: дети шумят
на уроке.
Слайд 34Проблемные ситуации в школе и пути их решения
Проблемная ситуация: дети шумят
на уроке. Решение.
1. Выяснить причину протеста;
2. Найти эмоционального лидера и провести с ним воспитательную беседу;
3. Применять наглядность на уроке;
4. Провести физкультминутку;
5. Изменить форму изложения материала;
6. Ссылаться на жизненный опыт учащихся при изучении новой темы;
7. Устранить отвлекающий фактор
Слайд 35Проблемная ситуация: неадекватная реакция ученика на замечания учителя (если учитель просит
помолчать, ученик начинает разговаривать громче; если учитель просит присесть, ученик начинает ходить по классу во время урока и т.д.). Решение.
Слайд 36Проблемная ситуация: неадекватная реакция ученика на замечания учителя (если учитель просит
помолчать, ученик начинает разговаривать громче; если учитель просит присесть, ученик начинает ходить по классу во время урока и т.д.). Решение.
1. Не обращать внимания на попытки ученика привлечь внимание;
2. Провести беседу с учеником и выяснить причину его поведения;
3. Сделать ученика своим помощником на уроке;
4. Провести беседу с родителями;
5. Следить, чтобы ученик всегда был занят на уроке. Если он выполнил задание учителя, то дать ему следующее и уровнем выше, чем для остальных учащихся
Слайд 37Проблемная ситуация: учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется,
сбивается. В классе кто-то начинает смеяться.
Слайд 38Проблемная ситуация: учитель вызывает ученика рассказать стихотворение, а мальчик заикается, волнуется,
сбивается. В классе кто-то начинает смеяться. Решение.
Необходимо, чтобы ребёнок не чувствовал себя неполноценным и одноклассники не организовали его травлю.
В результате этого случая может еще сильнее развиться комплекс неполноценности, ученик замкнётся в себе, перестанет работать на уроке. А одноклассники, возможно, станут его дразнить. Решение. Если чтение наизусть вызывает такие трудности, то учителю лучше выслушать ребёнка на перемене, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, в классе никого из одноклассников нет, успокоится и ученик, и работа пойдёт лучше.
Слайд 39Проблемная ситуация: в классе есть слабый ребенок, и дети не упускают
случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком.
Слайд 40Проблемная ситуация: в классе есть слабый ребенок, и дети не упускают
случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Решение.
Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб? Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя.
Слайд 41Проблемная ситуация: учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях
и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?»
Слайд 42Проблемная ситуация: учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях
и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» Решение.
Учитель должен выяснить, почему ученик сомневается в себе. Если потребуется провести дополнительную беседу с родителями, с школьным психологом.
Слайд 43Повышения эффективности педагогической деятельности.
Слайд 44Одно из условий повышения эффективности пед.деятельности - повышение профессионализма педагога.
Компетентность
педагога – это совокупность специальных знаний, умений и навыков специалиста, обеспечивающую эффективность его взаимодействия с окружающими людьми и его деятельности.
Слайд 45Педагогическая рефлексия – это самоанализ профессиональной социально-педагогической деятельности на основе объективных
критериев.
*Рефлексия и самоанализ работы специалиста – необходимое условие определения эффективности деятельности
Слайд 46Общепринятые подходы к определению понятия «эффективность работы».
Первый – это соотношение
между достигнутыми результатами (эффектами) и затратами, связанными с обеспечением этих результатов.
Согласно второму подходу эффективность работы определяется как фактически достигнутые и необходимые результаты.
Слайд 47Критерии оценки профессиональной деятельности педагога:
умение определять профессиональные цели и задачи,
адекватно выбирать формы работы, осуществлять прогностическую деятельность;
системность в решении педагогических, социально-педагогических за¬дач, грамотность ведения и заполнения документации;
умение организовывать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, с другими социальными институтами;
умение способствовать улучшению социально-психологических условий образовательной и воспитательной среды;
участие в научно-практических конференциях, семинарах различного уровня;
востребованность профессиональных услуг.
Слайд 48Профессиональное самообразование и саморазвитие педагога
Слайд 49Профессиональное самообразование , осуществляемое учителем, направлено на повышение его профессионализма и
включает:
Педагогическое просвещение, освоение учителем научных и педагогических идей и ознакомление с опытом других учителей
Овладение новыми подходами, ценностными ориентациями и установками в профессиональной деятельности
Осмыслпние собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы по его созданию и обобщению
Уровни самообразовательной деятельности учителя : компенсаторный- мотивы деятельности связаны в основном с ликвидацией пробелов, в базовом педагогическом образовании) адаптационный – кроме конпенсаторных целей предполагается достижение определенного уровня проф.культуры) творческий-целью самообразования является развитие творческих возможностей
Профессиональное самообразование является важнейшим средством формирования педагогического мастерства учителя и развития его общей и педагогической культуры.