Слайд 1Ян Амос Коменский
(1592-1670 )
Слайд 2Оглавление
Биография
Основные труды
Основные идеи обучения
Дидактические принципы
Учитель по Коменскому
Основные идеи школы
Умственное воспитание
Нравственное
воспитание
Дисциплина
Значение
Список литературы
Слайд 3«Все мы стоим на
одной сцене великого
мира, и что бы
в нем
не совершилось,
касается всех нас»
Я. А. Коменский (1668)
Слайд 4Ян Амос Коменский
Его девиз - «Никакого насилия над человеком»!
Родился 28
марта 1592 года в Южной Моравии (Чехословакия) в местечке Нивница, в семье члена общины Чешских братьев.
Рано лишившись родителей, он учился урывками сначала в братской, потом уже в возрасте 16 лет в традиционной латинской школе. Учился в университетах Германии (Герборне и Гейдельберге).
Слайд 5Ян Амос Коменский
В 1616 г. он стал священником семейной Общины чешских
братьев и проповедником, а потом главой своей религиозной общины.
Занимался педагогической деятельностью в различных странах Европы. Благодаря своим учебникам стал знаменит еще при жизни…
В 1627 г. Каменский начал работать над «Дидактикой» на чешском языке и закончил ее в 1632 г.
По приглашению амстердамского сената в 1657 г. он выехал в Голландию, где прожил до самой смерти.
Слайд 6Основные труды
В 1627 г. начал создавать «Великую дидактику», т.е. общую теорию
обучения.
Написал книгу для родителей «Материнская школа» – о воспитании детей в семье,
Ряд учебных книг: «Мир чувственных вещей в картинках», «Открытая дверь языков», «Физика», «Астрономия», «Законы хорошо организованной школы» и др.
Слайд 7Основные труды
В течение не одного столетия
Я.А. Коменского считали просто великим педагогом, и только в середине XX столетия он был признан и оценен как великий мыслитель-философ, который предложил четкую концепцию преобразования человеческого общества, изложенную в труде «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», который ему завершить не удалось.
Слайд 8«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»
«Панегерсия»
— «Всеобщее пробуждение»
«Панавгия» — «Всеобщее озарение»
«Пансофия» — «Всеобщая мудрость»
«Пампедия» — «Всеобщее воспитание»
«Панглоттия» — «Всеобщий язык»
«Панортосия» — «Всеобщее исправление»
«Паннутесия» — «Всеобщее побуждение»
Слайд 9«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»
«Панегерсия»
Здесь изложено его понимание сущности организации человеческой жизни: мудрость мысли, набожность сердца, соблюдение порядка.
«Панавгия»
Коменский полагал, что правильное поведение всех людей должно основываться на правильном понимании всего существующего, опираясь на божественную мудрость, природный разум и собственную волю.
Слайд 10«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»
«Пансофия»
Понимание того, что должно быть предметом человеческого познания. Это - мир идей,мир духовный, мир материальный, мир моральный, мир человеческого труда, мир душевный.
«Пампедия»
посвящена всем аспектам воспитания и образования и синтезирует все педагогические идеи Я.А Коменского.
Слайд 11«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»
«Пампедия»
Коменский
высказал мысль о том, что вся жизнь человека должна быть школой. Здесь речь идет еще о школах зрелости и старости, в которых главным наставником и учебником является сама жизнь.
«Панглоттия»
Коменский посвятил проблемам языка, который является практически единственным средством общения между людьми, средством их обучения и образования.
Слайд 12«Всеобщий совет об исправлении дел человеческих»
«Панортосия»
Рассматривает пути реализации своих идей реформирования человеческого общества в трех сферах — просвещения, религии, гражданского управления.
«Паннутесия»
Здесь автор предполагал изложить свои соображения о том, как можно побудить всех людей — частных лиц, философов, ученых, богословов, государственных деятелей и политиков — принять участие в реализации плана переустройства человеческого общества.
Слайд 13Основные идеи обучения
Начинать обучение надо по возможности раньше;
всеобщее обучение –мальчики, девочки,
знатные и нет, богатые и бедные, городские и сельские;
учебный материал должен соответствовать возрасту учеников;
классно-урочная система;
дисциплина (без нее не может быть хорошей школы)
Слайд 14Дидактические принципы
Природосообразность
Последовательность
Наглядность
Систематичность
Сознательность
Посильность
Прочность
Слайд 15Учитель по Коменскому
Должность учителя «настолько превосходна, как никакая другая под солнцем».
Должен
«увлекать учеников благим примером», быть честным, деятельным, настойчивым, высоконравственным.
Должен быть отцом учащимся.
Должен любить свое дело, владеть педагогическим мастерством.
Слайд 16Учитель по Коменскому
Должен учитывать и побуждать интерес к знаниям.
Пробуждать самостоятельную мысль
учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.
Учитель, по Коменскому, постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях.
Слайд 17Роль языка…
Для Коменского характерно понимание и подчеркивание роли языка как
орудия познания человеком себя и окружающего мира. В «Великой дидактике» он пишет: «Языки изучаются не как часть образования или учености, но как орудие для того, чтобы почерпать знания и сообщить их другим». Он стремился показать тесную взаимосвязь действительности, мышления и языка.
Слайд 18Основные идеи школы
Создание школы нового типа:
Она должна была иметь
7 последовательных классов со своими комнатами, учителями и учебниками.
В каждом классе планировалось 1200 часов учебных занятий в год.
Предусматривалось время для игр, выходные и каникулы.
Слайд 19Коменский выделяет несколько возрастных периодов
Слайд 20Школа для детей до 6 лет:
Материнская школа
дошкольное воспитание под руководством
матери.
Ребенок получает:
образные представления об окружающем мире, науках (естествознание, астрономия, география).
элементарные навыки труда и хозяйства,
учится самостоятельно ухаживать за собой
нравственное воспитание детей дошкольного возраста, как указывал он, заключается в воспитании у них умеренности, опрятности, трудолюбия, почтительности к старшим, послушания, правдивости, справедливости и, главное, любви к людям.
Слайд 21Для отрочества (от 6 до 12 лет ):
Школа родного языка
в
каждой общине, селении, местечке.
предназначена для детей без различия пола, сословий, вероисповеданий и национальности. Это один из первых опытов единой школы, относительно отделенной от церкви и направленной на обучение живому, родному языку.
Слайд 22Для юношей (от 12 до 18 лет):
Латинская школа, или гимназия
должны быть
в каждом городе.
дает более продвинутое образование изучаются уже и иностранные и древние языки (латинский, греческий). Изучаются так называемые «свободные искусства» (философия, риторика и пр.), а так же естествознание, география, история.
Слайд 23Для возмужалых молодых людей (от 18 до 24 лет) :
Академия
в
каждом государстве или большой области.
Коменский не ставил в своих трудах задачу реформы высшего образования, так как в то время оно было традиционным, и, большей частью значительно независимым от внешних факторов, педагог ограничивается лишь перечислением классических университетских факультетов того времени в своей «академии»: богословский, юридический и медицинский.
Слайд 24Умственное воспитание –
это познание самого себя и окружающего мира сообразно
природе
Обязательное изучение:
Грамматики
Физики
Математики
Этики
Диалектики
Риторики
Слайд 25
Нравственное воспитание
(4 добродетели
необходимо вырабатывать с детства)
Слайд 26Средства нравственного воспитания
пример родителей, учителей, товарищей;
наставления, беседы с детьми;
упражнения
детей в нравственном поведении (в частности, в воспитании мужества);
борьба с распущенностью, с ленью, необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Слайд 27Дисциплина
Коменский протестовал против телесных наказаний детей.
Учащиеся обязаны приходить в школу
без опоздания и занимать в классе установленное место.
На уроках учащиеся обязаны внимательно слушать объяснения учителя.
Вне школы учащиеся также должны вести себя скромно и пристойно.
Слайд 28Основные заслуги
Основоположник педагогической науки, оказал большое влияние на развитие школы во
всем мире.
Создал учебники – образцы для создания учебников во всем мире.
Выдвинул много принципов, правил по организации учебной работы.
Разработал теоретические основы классно-урочной системы, организацию школы.
Разработал теорию дошкольного воспитания.
Дал критическую оценку всей отжившей средневековой системе воспитания.
Слайд 29Значение педагогической теории Коменского для развития педагогики в последующие века
Его приглашали
для улучшения школьного дела в разные страны. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкое распространение во многих странах, являлись лучшими учебными книгами в течение более 150 лет и послужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.
Слайд 30Список литературы:
Константинов Н.А. и др. История педагогики: Учебник для студентов пед.
Ин-тов. - М.: Просвещение, 1982.
Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982.
Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.2. - М.: 1982.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. академика РАО А.И. Пискунова. - 2-е изд., испр. и дополн. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — 512 с. // URL: http://textarchive.ru/c-2160061.html (дата обращения: 02.02.18)