Слайд 2
“Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность”.
Бернард Шоу
1. Что называется «дидактикой»?
2. Что такое обучение?
Определите содержание понятий «закономерность обучения».
Что такое «принцип обучения»?
Укажите в чем состоит значение знания закономерностей и принципов обучения для учителя?
Перечислите основные принципы обучения.
« Мозговой штурм»
Слайд 4 Напишите основные дидактические принципы, которые разработали Я.А.Коменский и Л.В.Занков
Задание №1
«Дидактические принципы в истории педагогики»
Я.А.Коменский
Слайд 5Дидактические принципы И.Алтынсарина
Принцип народности
Принцип гуманизма
Принцип воспитывающего
обучения
Слайд 6Задание №2 «Диаграмма Венна»
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Слайд 7
Принципы обучения
Закономерность
Содержание обучения
Форма обучения
Задание №3 «Дидактические категории»
Метод обучения
Прием
Средство обучения
Слайд 8
Задание №4
«Педагогические ситуации»
Слайд 9Ситуация №1.
Перед чтением рассказа Л.Н.Толстого «Акула» выяснилось, что все дети видели
акулу на картине, по телевизору и даже приблизительно верно определяли ее длину (10-12 м.). Учительница вывесила картину. Дети рассмотрели устройство зубов у акулы, обратили внимание на защитный характер ее окраски, и, когда учительница предложила им отмерить 8 м. (длину акулы) и рассказала, как акула, перевертываясь брюхом вверх, хватает добычу, в классе раздались восклицания: «Ой, какая большая!», «Вот какая опасная!» Дети стали задавать вопросы: «Может ли акула перегрызть человека?», «Нападает ли она на лодку?», «Опасна ли она для корабля?»
- Как способствовала беседа обогащению представлений учащихся и восприятию ими рассказа Толстого?
Слайд 10
Педагогическая ситуация №2
Ученику, плохо усвоившему грамматическое правило и допустившему ошибку
в слове «пошел», учитель предложил остаться в классе после уроков и написать предложение «Я пошел» 150 раз. Ученик выполнил работу правильно, а в конце ее приписал для учителя: «Я закончил и пошел домой»
- Какие педагогические выводы следуют из этого факта?
Слайд 11
Педагогическая ситуация №3
В 1 классе ученики читали наизусть ранее выученное
ими стихотворение
«Зима» З.Александровой. В стихотворении есть строки:
В саду, где пели зяблики,
Сегодня – посмотри,-
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Предложив учащимся рассмотреть рисунок, учительница спрашивает:
- Кого автор сравнивает с розовыми яблоками?
- Яблоки. (ученик не понял вопроса)
А кто зимой иногда сидит на ветках яблони и напоминает нам розовые
яблоки?
-Снегири.
-Покажи на картине снегиря. (ученик показывает)
- Чем же снегирь похож на розовое яблоко?
Он такой же красноватый.
С какой целью использованы средства наглядности в
данном фрагменте урока?
Слайд 12Задание №5
«Современные педагогические принципы
Принципы не являются раз и навсегда данными
и неизменными. Развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики влекут за собой как появление новых принципов, отвечающих требованиям современности, так и внутреннее движение, изменение существа традиционных принципов.
Слайд 13Раскрыть актуальность принципов
Применяются ли эти принципы в учебном процессе?
Что бы вы
предложили для реализации эффективного использования этих принципов?
Слайд 141группа
Принцип гуманизации
Принцип дифференциации
- Принцип культуросообразности
Слайд 152 группа
Принцип демократизации
Принцип природосообразности
- Принцип взаимодействия и сотрудничесива детей и взрослых
Слайд 163 группа
Принцип индивидуализации
Принцип событийности
- Принцип взаимодействия и организации всех заинтересованных
ведомств и организаций
Слайд 17
Задание №6
«Педагогические технологии и принципы обучения»
Слайд 18Выпишите основные принципы обучения данных технологии
Слайд 201. Эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию
и усвоению учебного материала – это принцип…
А) принцип наглядности
В) принцип доступности
С) принцип сознательности и активности
Слайд 212. Принцип гуманизации характеризует
А) вседозволенность
В) уважение права человека быть самим собой
С) развитие познавательных сил учащихся
Слайд 223. Принцип связи воспитания с жизнью, трудом предполагает
А) взаимосвязь методов, средств
и форм воспитания
В) слаженность действий воспитателей и родителей
С) обязательное участие всех детей и подростков в посильном производительном труде
Слайд 234. Сознательность и активность в обучении – это
А) метод обучения
В) дидактический
принцип
С) метод исследования
Слайд 245. Правило: «от простого к сложному» относится к принципу обучения
А) связи
теории с практикой
В) доступности
С) научности
Слайд 256. Исходное положение, которым педагог руководствуется в практической деятельности, - это
А)
принцип
В) метод
С) закономерность
Слайд 26
7. Принципом обучения является
А) отзывчивость
В) комфортность
С) наглядность
Слайд 27
8. Термин «принцип обучения» означает…
А) руководящие идеи, нормативные требования к
организации и проведению педагогического процесса
В) правила
С) дидактические закономерности
Слайд 28
9. Если, содержание обучения знакомит учащихся с объективными научными
фактами, теориями, законами и отражает современное состояние наук, то, это соответствует принципу:
А) научности
В) наглядности
С) доступности обучения
Слайд 29
10. Если обучение учитывает особенности развития учащихся и исключает
интеллектуальные, моральные, физические перегрузки, то это реализация принципа
А) научности
В) доступности
С) наглядности
Слайд 31Рекомендации для учителя
1. Учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения,
а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания, методов и средств организации деятельности учащихся, создание благоприятных условий и анализ учебного процесса.
2. Учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендации по воплощению в жизнь системы основных законов современной концепции школьного образования ( всестороннее гармоничное развитие личности, индивидуальности школьника, единство обучения и воспитания).
3. Учитель должен видеть взаимодействующие элементы педагогического процесса (овладение знаниями и развитие, системность в знаниях, соотношение абстрактного и конкретного и т.д.) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения и добиваясь гармоничного педагогического процесса.
Слайд 33Домашнее задание:
Найти материалы на тему
«Содержание образования. Учебный план,
учебники, программы».
Слайд 34Спасибо за внимание!
Желаю успехов!!!