Презентация, доклад по педагогике на тему Объективный контроль учебных достижений

Содержание

Объективный контроль качества учебных достижений как элемент дидактического процесса и управления

Слайд 1Презентация к занятию по дисциплине «Педагогика»
Раздел:
«Учебная деятельность обучаемых»
Тема: «Объективный контроль

качества учебных достижений как элемент дидактического процесса и управления»



Липс Надежда Ивановна, кандидат педагогических наук, преподаватель педагогики и психологии Челябинского педагогического колледжа № 2

Презентация к занятию по дисциплине «Педагогика»Раздел: «Учебная деятельность обучаемых»Тема: «Объективный контроль качества учебных достижений как элемент дидактического

Слайд 2Объективный контроль качества учебных достижений как элемент дидактического процесса и управления

Объективный контроль качества учебных достижений как элемент дидактического процесса и управления

Слайд 3План
1.Дидактический процесс как целостное педагогическое явление.
2.Педагогический контроль, его структура и

содержание.
3.Виды контроля в учебном процессе.
4. Функции контроля.
5. Принципы контроля.
6. Психолого-педагогические аспекты педагогического контроля.
План1.Дидактический процесс как целостное педагогическое явление. 2.Педагогический контроль, его структура и содержание. 3.Виды контроля в учебном процессе.

Слайд 4Дидактический процесс – это смена состояния системы обучения как целостного педагогического

явления, как фрагмента, как акта педагогической деятельности.
Дидактический процесс – это смена состояния системы обучения как целостного педагогического явления, как фрагмента, как акта педагогической

Слайд 6Алгоритм функционирования –


это этапы
учебно-познавательной
деятельности
учащихся.
Алгоритм функционирования –          это этапы

Слайд 7СТРУКТУРА ОБОБЩЁННОГО
АЛГОРИТМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ЭТАП ОРИЕНТИРОВКИ
В ИЗУЧАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭТАП ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЭТАП

КОНТРОЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИ

ЭТАП КОРРЕКЦИИ

СТРУКТУРА ОБОБЩЁННОГО АЛГОРИТМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯЭТАП ОРИЕНТИРОВКИ В ИЗУЧАЕМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТАП ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТАП КОНТРОЛЬНОЙ ОПЕРАЦИИЭТАП КОРРЕКЦИИ

Слайд 8Алгоритм управления – это система коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль

с целью поддержания достаточной стабильности в выполнении алгоритма функционирования и достижения заданных целей обучения.
Алгоритм управления – это система коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся и контроль с целью поддержания достаточной стабильности в

Слайд 9Основные характеристики алгоритма управления

Основные характеристики алгоритма управления

Слайд 10Педагогический контроль
представляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая

протекает при руководящей и организующей роли педагогов, носит совместный характер, объединяя преподавателей и учащихся, и направлена на оценку результатов учебного процесса.
Педагогический контрольпредставляет собой единую дидактическую и методическую систему проверочной деятельности, которая протекает при руководящей и организующей роли

Слайд 11Педагогический контроль
С помощью контроля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы

в их знаниях, установить взаимосвязь между планируемыми, реализуемыми и достигнутыми уровнями образования, понять до­стоинства и недостатки новых методов обучения, сравнить работу преподавателей, дать руководителю учебного заведения объективную информацию для принятия управленческих решений и выполнить ряд других не менее важных задач
Педагогический контрольС помощью контроля можно оценить достижения учащихся и выявить пробелы в их знаниях, установить взаимосвязь между

Слайд 12Основные компоненты контрольно-оценочной деятельности
выделение тем, разделов и т.д., выступающих в роли

понятийных индикаторов;
операционализация понятий путем формирования эмпирических индикаторов (вопросов, заданий и т.д);
создание модели желаемых результатов контроля;
проведение контрольных мероприятий;
сличение модели и реальных ответов учащихся;
- формирование оценочных суждений и принятие на их основе решения о продолжении контроля или выставлении оценок.
Основные компоненты контрольно-оценочной деятельностивыделение тем, разделов и т.д., выступающих в роли понятийных индикаторов;операционализация понятий путем формирования эмпирических

Слайд 13Содержание контроля.
Среди компонентов структуры контрольно-оценочной деятельности педагога наибольшую важность представляет выделение

понятийных индикаторов, определяющее содержание контроля и предмет оценивания
Содержание контроля.Среди компонентов структуры контрольно-оценочной деятельности педагога наибольшую важность представляет выделение понятийных индикаторов, определяющее содержание контроля и

Слайд 14Содержание контроля, предназначен­ного для оценки результатов учебного процесса, связано с трактовкой

обученности, которую психологи рассматривают в контексте зависимости от обучаемости и совокупности свойств интеллекта И.А.Зимняя

Педагоги же при оценке обученности ставят в центр внимания уровни освоения содержания обучения и способы учебной деятельности
В.М.Блинов

Содержание контроля, предназначен­ного для оценки результатов учебного процесса, связано с трактовкой обученности, которую психологи рассматривают в контексте

Слайд 15Контроль как учебное действие – это не есть проверка качества усвоения

по конечному результату УД, а есть идущее по её ходу и выполняемое самими учащимися действие активного прослеживания безошибочности своих мыслительных операций, их соответствия существу и содержанию изучаемой нормы, служащей ориентировочной основой для правильного решения учебной задачи.
Контроль как учебное действие – это не есть проверка качества усвоения по конечному результату УД, а есть

Слайд 16Контроль – это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса.
Проверка


(составная часть контроля)
Цель: оценивание учебных достижений учащихся.
Контроль – это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса.Проверка (составная часть контроля)Цель: оценивание учебных достижений

Слайд 18ВИДЫ
КОНТРОЛЯ
(по В.А. Онищук)
Предварительный контроль
(входной)
Итоговый контроль
(итоговая аттестация)
Периодический контроль
(тематический)
Текущий контроль

ВИДЫ КОНТРОЛЯ(по В.А. Онищук)Предварительный контроль(входной)Итоговый контроль(итоговая аттестация)Периодический контроль(тематический)Текущий контроль

Слайд 19Входной контроль.
Используется в случае отбора учащихся при конкурсном зачислении в

профильные классы или является инициативой педагогов, уделяющих большое внимание индивидуализации учебного процесса. В условиях личностно ориентированного, развивающего обучения входной контроль помогает построить индивидуальные траектории освоения нового материала для наиболее слабых или наиболее сильных учащихся, при отказе от традиционной ориентации на гипотетического среднего ученика
Входной контроль. Используется в случае отбора учащихся при конкурсном зачислении в профильные классы или является инициативой педагогов,

Слайд 20Текущий контроль
Цель текущего контроля – следить за ходом обучения. Его осуществление

позволяет преподавателю получить оперативную информацию о ходе учебного процесса для его своевременной коррекции и перестройки в нужном направлении.
Текущий контрольЦель текущего контроля – следить за ходом обучения. Его осуществление позволяет преподавателю получить оперативную информацию о

Слайд 21Итоговый контроль.
Итоговый контроль (поэтапный, рубежный, заключительный контроль) предназначен для оценки

учебных достижений после завершения определенного этапа обучения, прохождения раздела или всего учебного курса. Формой итоговой оценки обучаемого является либо его отметка на экзамене, либо результат выполнения теста.
Итоговый контроль. Итоговый контроль (поэтапный, рубежный, заключительный контроль) предназначен для оценки учебных достижений после завершения определенного этапа

Слайд 22Итоговый
контроль




Внешний итоговый контроль проводят не зависимые от школы струк­туры, например при

государственной аттестации или в ЕГЭ.

Внутренний итоговый контроль проводят сами учителя, например во время школьных выпускных экзаменов.

ИтоговыйконтрольВнешний итоговый контроль проводят не зависимые от школы струк­туры, например при государственной аттестации или в ЕГЭ.

Слайд 23Принципы
контроля
Принцип
научности
Принцип
иерархической
организации
Принцип
системности
Принцип
всесторонности

Принцип
объективности и
справедливости

Принципыконтроля Принцип научностиПринцип иерархическойорганизации ПринципсистемностиПринципвсесторонностиПринцип объективности и справедливости

Слайд 24Психолого-педагогические аспекты педагогического контроля
Психолого-педагогические аспекты контроля связаны с анализом уровня сформированности

навыков само­контроля и самооценки у обучаемых.
Формированию навыков самоконтроля в значительной степени препятствуют авторитарные методы проведения проверок. Альтернативой авторитарности служат идеи сотрудничества преподавателя и учеников, базирующиеся на помощи обучаемому в осознании им своих задатков, склонностей и способностей в условиях превращения социально значимых целей обучения и воспитания в личностно значимые.
Психолого-педагогические аспекты педагогического контроляПсихолого-педагогические аспекты контроля связаны с анализом уровня сформированности навыков само­контроля и самооценки у обучаемых.

Слайд 25Среда
Отношение
Активность
Деятельность
Осуществление контроля в модели личностно — ориентированного обучения
Рефлексия
Самостоятельная
учебная
деятельность

Педагогическая поддержка
Ценностно-личностное
взаимодействие


СредаОтношениеАктивностьДеятельность Осуществление контроля в модели личностно — ориентированного обучения  РефлексияСамостоятельнаяучебная деятельностьПедагогическая поддержкаЦенностно-личностноевзаимодействие

Слайд 26Сотрудничество педагога и обучаемых в контроле
Психологическая трактовка основных положений педагогического контроля

в условиях сотрудничества учителя и обучаемых связана с концепцией Л.С.Выготского о зонах развития личности:
Зоне актуального развития личности обучаемого должны соответствовать задания, с которыми он может справиться самостоятельно
В Зоне ближайшего развития, обучаемый может задания выполнить правильно только с помощью педагога, благодаря сотрудничеству с которым у обучаемого расширяется область знаний и умений, расширяются границы освоенных заданий за счет перехода в их число новых заданий, относившихся ранее к зоне ближайшего развития ученика.
Сотрудничество педагога и обучаемых в контролеПсихологическая трактовка основных положений педагогического контроля в условиях сотрудничества учителя и обучаемых

Слайд 27Введенные Л.С.Выготским зоны развития личности обучаемого помогают наметить пути формирования отношений

сотрудничества между преподавателей и учеником в процессе текущего контроля.
Необходимым условием возникновения таких отношений между учеником и преподавателем является подбор контрольных заданий оптимальной трудности, соответствующих зоне ближайшего развития каждого обучаемого.
Введенные Л.С.Выготским зоны развития личности обучаемого помогают наметить пути формирования отношений сотрудничества между преподавателей и учеником в

Слайд 28Самоконтроль и самооценка
Самоконтроль - действия обучаемых, проявляющиеся в навыках осуществления контроля

за результатами собственной деятельности и коррекции ее в процессе выполнения учебных заданий.
Результат процесса самоконтроля — самооценка, которая может быть и завышенной, и заниженной в зависимости от психологических особенностей человека.
Самоконтроль и самооценкаСамоконтроль - действия обучаемых, проявляющиеся в навыках осуществления контроля за результатами собственной деятельности и коррекции

Слайд 29 Процесс перехода внешних контрольно-оценочных процессов во внутренние навыки самоконтроля имеет четыре

стадии: П.П.Блонский



Первая стадия: участие преподавателя в формировании навыков самоконтроля;
Вторая стадия: наличие сформированных навыков самоконтроля;
Третья стадия: отличается ростом уровня усвоения, благодаря которому самоконтроль приобретает выборочный характер, а участие педагога уменьшается;
Четвертая стадия: самоконтроль теряет всякие внешние проявления, становясь интерпсихическим свойством обучаемого.


Процесс перехода внешних контрольно-оценочных процессов во внутренние навыки самоконтроля имеет четыре стадии:

Слайд 30Условия организации и внедрения объективного контроля качества учебных достижений учащихся:
Для организации

контроля учебных достижений учащихся необходимо определить требования к знаниям и уровни необходимой деятельности.
Условия организации и внедрения объективного контроля качества учебных достижений учащихся:Для организации контроля учебных достижений учащихся необходимо определить

Слайд 31Требования к учебным достижениям должны быть следующими:
однозначность, т.е. поставленные цели образования

должны быть однозначно понятны всеми;
диагностичность, т.е. должна существовать возможность проверки достижения поставленной цели;
содержательность, т.е. цель должна отражать то, что получил учащийся в процессе обучения.
Требования к учебным достижениям должны быть следующими:однозначность, т.е. поставленные цели образования должны быть однозначно понятны всеми; диагностичность,

Слайд 32Выделяют следующие уровни деятельности учащихся:
знакомство – умение опознать изученный объект, выделить

его среди других объектов, провести классификацию объектов по заданному признаку;
воспроизведение – умение воспроизвести учебный материал в различных его формах;
трансформация – умение решать учебные задачи в новых, нестандартных условиях.
Выделяют следующие уровни деятельности учащихся:знакомство – умение опознать изученный объект, выделить его среди других объектов, провести классификацию

Слайд 33Генезис развития деятельности учащихся
Репродуктивная отображательно -

преобразующая творческая деятельность
Генезис развития  деятельности учащихсяРепродуктивная      отображательно - преобразующая

Слайд 34Условия для внедрения объективного контроля учебных достижений в практику учебной работы:
Необходимо

разработать следующую учебно-методическую документацию:
модель личности учащегося, специалиста;
карту учёта результатов контроля;
диагностический инструментарий контрольных измерений (тесты, проверочные материалы вариативного назначения).
Условия для внедрения объективного контроля учебных достижений в практику учебной работы:Необходимо разработать следующую учебно-методическую документацию:модель личности учащегося,

Слайд 35Условия для внедрения объективного контроля учебных достижений в практику учебной работы:
Необходимо

провести следующие организационные и методические мероприятия:
размножить в необходимом объёме диагностический инструментарий контрольных измерений;
провести обучение учащихся методике и технике объективного контроля учебных достижений;
систематизировать процесс контрольных измерений в ходе изучаемого курса.
Условия для внедрения объективного контроля учебных достижений в практику учебной работы:Необходимо провести следующие организационные и методические мероприятия:размножить

Слайд 36Условия для внедрения объективного контроля учебных достижений в практику учебной работы:
Необходимо

ввести в действие следующие мотивационные факторы:
систематический учёт деятельности учащихся в учебном процессе по его результату;
обеспечить текущую аттестацию учащихся по результатам самоконтроля и взаимоконтроля;
установить досрочную аттестацию учащихся при совпадении оценок самоконтроля и оценки зачётной проверки педагогом.
Условия для внедрения объективного контроля учебных достижений в практику учебной работы:Необходимо ввести в действие следующие мотивационные факторы:систематический

Слайд 37Модель выпускника «Школы равных возможностей»
Выпускник
Социальная
зрелость
Интеллектуальная
зрелость
Эмоциональная
зрелость
Личностная
зрелость
Ответственность
за происходящее
Готовность к
сотрудничеству
Терпимое
отношение
к другим

Развитые
познавательные
процессы

Умение принять
Конструктивные
решения

Критическое
прогностическое
мышление

Понимание
себя

Самотоя
тельность


Наличие
социально
ценных целей

Само
уважение

Сострадание

Сочувствие

Сопере
живание

Сочувствие


Стремление реализовывать
свои инициативы

Модель выпускника «Школы равных возможностей»  ВыпускникСоциальнаязрелостьИнтеллектуальнаязрелостьЭмоциональнаязрелостьЛичностная зрелостьОтветственностьза происходящееГотовность к сотрудничествуТерпимое отношениек другим Развитые познавательныепроцессыУмение принятьКонструктивныерешенияКритическоепрогностическоемышлениеПониманиесебяСамотоятельностьНаличиесоциальноценных целейСамоуважениеСостраданиеСочувствиеСопереживаниеСочувствиеСтремление

Слайд 38Обобщённая модель специалиста

Обобщённая модель специалиста

Слайд 39Возьмите на заметку

Возьмите на заметку

Слайд 40СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть