Слайд 1
Крупская Надежда Константиновна
26.02.1869 – 27.02.1939
Слайд 2Надежда Константиновна Крупская родилась 14(26) февраля 1869 года, в Санкт-Петербурге в
бедной дворянской семье.
Отец - поручик Константин Игнатьевич Крупский (1838-1883), участвовал в Комитете русских офицеров, поддерживал участников Польского восстания 1863 года.
Мать - гувернантка Елизавета Васильевна Тистрова (1843-1915).
БИОГРАФИЯ
Слайд 3Образование
В 1887 году окончила с золотой медалью частную
женскую гимназию кн. Л. Л. Оболенской в Петербурге
В 1889 году Н.К.Крупская поступила на математическое отделение Высших женских курсов в Петербурге, но проучилась там лишь год: она стала активным участником студенческого марксистского кружка, и это определило направление всей ее дальнейшей деятельности. Н.К. Крупская решила оставить курсы, чтобы более углубленно изучать марксизм и установить непосредственные связи с рабочими.
Слайд 4Интерес к педагогической деятельности возник у Н. К. Крупской еще в
семье, под влиянием собиравшихся у отца народовольцев, осуществлявших «хождение в народ». Развитию этого интереса в дальнейшем способствовали прогрессивно настроенные учителя гимназии. В гимназии она осознала, что в педагогической работе ее призвание и что учительницей она будет полезной своему народу. Однако после окончания гимназии Крупская, как дочь политически неблагонадежного человека, не могла получить место работы педагога.
Слайд 5В 1891 г. Н.К. Крупская поступила учительницей в вечерне-воскресную школу, расположенную
на окраине Петербурга, за Невской заставой. В течение пяти лет наряду с преподаванием она занималась в "этой школе активной политической деятельностью. Некоторые её ученики: И.В. Бабушкин, Грибакин, братья Бодровы — посещали марксистский кружок, которым руководил В.И. Ленин, приехавший в Петербург в конце 1893 г.
Н.К. Крупская учительница Смоленской вечерне-воскресной школы в Петербурге. 1890-е годы.
Слайд 6Педагогические взгляды
1. О воспитании нового человека: отстаивала и пропагандировала программу борьбы
за новую, социалистическую школу, которую выдвинула партия, разъясняла в них ленинские принципы связи школы с политикой, единства трудовой школы, ее светскости, разрабатывала вопросы патриотического и интернационального воспитания.
2. О воспитании коммунистической морали: ведущим является
воспитание у советских детей коммунистического мировоззрения, большевистской целеустремленности и высоких моральных качеств.
3. О содержании образования: задачам коммунистического воспитания должно быть подчинено преподавание каждого предмета и все содержание учебно-воспитательной работы в школе.
4. О политехническом образовании и трудовом воспитании:
В политехническом образовании Н.К. Крупская видела наиболее существенный признак социалистической школы, путь к соединению обучения с производительным трудом, средство сочетания теории с практикой и укрепления всесторонней связи школы с жизнью.
5. О пионерском движении: пионерская организация должна быть
школой коллективизма, школой общей деятельности на благо социалистической Родины.
Слайд 7Педагогические взгляды
6. О самоуправлении школьников: в педагогическом наследии Крупской самоуправление учащихся
всегда рассматривается как неотъемлемая часть трудовой политехнической школы.
7. О связи школы и семьи: воспитание в советской школе, указывала она, не может осуществляться в отрыве от семьи. Сложные вопросы воспитания могут быть разрешены только при тесном контакте родителей и школы, и лишь при этом условии школа и семья смогут преодолевать трудности, которые встречаются в практике воспитания.
8.О дошкольном воспитании: только в социалистическом обществе может быть широко, начиная с дошкольного возраста, поставлено общественное воспитание детей, которое призвано обеспечить их всестороннее развитие.
9.Как историк педагогики: Крупская критически подходила к изучению
классического педагогического наследства прошлого. Она призывала советских учителей обогащать свои знания изучением произведений великих русских педагогов. Особо выделяла Н. К. Крупская творчество К. Д. Ушинского.
Слайд 8Н.К.Крупская требования к учителю
1. Знание учителем диалектических основ преподаваемой науки.
2.
Умение передавать другим свои знания, умение показать предмет, явление, показать не вообще, а показать в нем самое существенное, важное, используя все средства современной техники.
3. Знание возрастных особенностей восприятия и мышления ребенка, условий развития его в каждом возрасте, объема жизненного опыта современных ребят, характера и глубины этого опыта.
Слайд 9Н.К.Крупская-идеолог большевитской реформы образования
От учителя, по словам Н.К. Крупской, требуются не
бесконечные нравоучения и сентенции, не рассказы о добродетельных мальчиках и
девочках, о «примерных» пионерах, а умение помочь детям наладить дружную работу и игру, внимание к детским взглядам и переживаниям, уважение к их мнению и взглядам и повседневный хороший пример. Важно не опекать их излишне и в то же время не потворствовать им. Учителю необходимо много знать и уметь, чтобы оправдать это звание. Для этого нужно идти в ногу с жизнью и любить детей.
Слайд 10Воспитательная роль учителя
1. Может ли учитель, проповедующий «шкалу наказаний», иметь воспитательное
влияние на ребят? Конечно, нет.
2. Важно умение помочь ребятам налаживать дружную игру и работу, дружную жизнь, важна помощь тем, кто послабее, важно внимание к переживаниям детей, важно уважение к их труду, к их учебе, к их убеждениям, важен пример.
3. У нас требуют от учителей известного уровня подготовки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обдумать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят, заслуживать их любовь и уважение.
4. Нам надо, чтобы школа действительно «учила жить», как этого требуют часто крестьяне, и притом надо, чтобы она учила жить по-новому, в тесной товарищеской спайке, чтобы она воспитывала добровольную дисциплину, умение сообща работать, воспитывала чуткость к чужой беде и горю.
Слайд 11Н.К.Крупская о взаимосвязи школы, семьи и общественности
1. Считала неправильным, когда женщина,
отдавшись общественной деятельности, не уделяет должного внимания и заботы своей семьей детям. Мать - естественная воспитательница.
2. Подчеркивала огромную воспитательную роль семьи и страстно возражала против утверждений об отмирании семьи при социализме. Семья - первичная ячейка общества.
3. Призывала педагогов и родителей учиться совместно, растить новых людей для нового общества;
большое значение имеет физическое воспитание ребенка в семье;
4. Семья должна заботиться о воспитании у детей таких моральных качеств, как справедливость, правдивость, искренность, умение стоять за правду, чувство товарищества, гуманизм, любовь к Родине, а также о выработке привычек культурного поведения.
5. Приучая детей к труду в семье, родители должны содействовать вовлечению детей в доступные им формы общественно полезной работы
Слайд 12Основные труды
1. «К вопросу о школьных судах» 1911 (о самоуправлении в
школе)
2. «Народное образование и демократия» 1915. В ней изложена главная теоретическая идея Крупской о необходимости «трудового метода обучения», важности «производительного труда» в школе как экономически необходимого для страны. Эти постулаты станут базой для реализации программы большевиков в области реформы школы.
3. «О школьном самоуправлении» 1915.
4 «Дорога таланту» 1916.
5. «Дух времени» в немецкой народной школе» 1916.
6. «Положение о единой трудовой школе РСФСР». 1918
7. «Основные принципы единой трудовой школы». 1918
8. «Задачи школы 1 ступени» 1922. В ней Надежда Константиновна говорит об определяющей роли самоуправления учащихся как принципа организации детского коллектива и одной из важнейших задач школы считает воспитание в детях привычки учиться, жить и работать коллективно.
9. «Общественное воспитание» 1923.
10. «Детское самоуправление в школе» 1930.
11. Крупская Н.К. - Педагогические сочинения в десяти томах 1957-1963)