Слайд 1Тема : «Философия эпохи Возрождения»
XIV–XVI вв.
Каждый человек – сын своих
дел.
М.Сервантес
Величайший прогрессивный переворот,
каким являлась, эпоха Возрождения, которая
нуждалась в титанах, и породила титанов,
Была таковой и в истории философской мысли.
Ф.Энгельс
Слайд 2План :
1. Характеристика времени.
2. Особенности философии эпохи Возрождения.
3.
Характерные черты философии эпохи Возрождения.
4. Основные направления эпохи Возрождения.
Слайд 3"Эпохой Возрождения" или "Ренессансом" (по-французски) этот период истории именуется, прежде всего
потому, что под таким термином понимают возрождение классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений (философский ренессанс), возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира.
Слайд 4Черты времени:
Разрушение основ феодального общества.
Западная Европа встает на путь капиталистического развития.
Цеховое
ремесло заменяется мануфактурой.
В деревне разрушается крепостное право.
В результате Великих географических событий развивается торговля.
На арену общественной жизни выходит новый класс – буржуазия.
Начинается движение против церкви – Реформация.
Слайд 5Антропоцентризм – ( гр. anthropos человек + kentron центр) – принцип
философии, согласно которому человек есть центральное звено мироздания.
Гуманизм – ( лат.humanus человечный) – система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности.
Пантеизм (гр. pan все+theos Бог) – учение, отождествляющее Бога и природу.
Терминология
Слайд 6Особенности философии эпохи Возрождения
1. Для философской мысли этого периода характерны несравненные
глубина, богатство и многообразие. Ренессансная философия пришла на смену многовековому господству схоластики, разработавшей систему искусственных, формальных аргументов для теоретического оправдания догматов церкви.
Слайд 72. Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении
о том, что Бог растворен в природе. Природа выступает как овеществленное начало всех вещей.
Слайд 83. Главная цель философии – пробудить творческую мысль человека.
Слайд 9
Характерные черты философии эпохи Возрождения:
1. Формирование пантеистической картины мира.
2. Оппозиционность
к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики;
3. Преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;
4 Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию.
Слайд 103. Основные направления эпохи Возрождения
1. Гуманистическое (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери,
Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
Слайд 11Данте Алигьери (1265—1321)
«Божественная комедия»
Вершина творчества Данте – поэма “Комедия”. Так скромно
именовал ее автор, ибо в ней, в отличие от трагедии, благополучный конец.
“Божественная” добавила Италия позже за прелесть стихов и благородство мыслей. Ее название обозначает не религиозное содержание поэмы, а исключительность как выражение поэтического совершенства.
“Божественной” ее назвали восхищенные потомки в качестве синонима прекрасного.
Слайд 12Сюжет поэмы
Поэма задумана в средневековом жанре видения, т.е. путешествия по
загробному миру.
Руководит Вергилий – символ земного разума.
Данте, воплощающий собой греховное человечество, спускается в подземную воронку Ада, разделенную на 9 кругов (мир осуждения),
затем поднимается на гору Чистилища (мир искушения), очищается от грехов
и в сопровождении Беатриче (символ Божественного разума) возносится в Рай (мир блаженства и познания абсолютной истины).
Слайд 13Композиция поэмы
План поэмы – 3 части:
• “Ад”,
• “Чистилище”,
•
“Рай”
3 части – по 33 песни + 1 песнь “Ада” = 100 песен. Поэма написана терцинами – трехстрочными строфами
Число 3 - магическое число в христианской символике.
Слайд 152. Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пикоделла
Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма.
Слайд 16Николай Кузанский (1401–1464)
«Об ученом незнании», «О сокрытом Боге», «О становлении», «Опровержение
Корана», «О вершине созерцания».
Идеи учения: идея взаимосвязи природных явлений, совпадения противоположностей, учение о бесконечности Вселенной и о человеке как микрокосме, обожествление человека в процессе познания Бога.
Выступал за веротерпимость. Указывал на связь ислама с христианством. Религия для всех разумных существ едина и она «предполагается во всем различии обрядов».
Слайд 173. Натурфилософское (XVI-нач. XVII вв.), к которому принадлежали Леонардо да Винчи,
Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.
Слайд 18Коперник Николай (1473—1543) - польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира.
Совершил
переворот в естествознании. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в том числе и Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращении небесных тел» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 г.
Слайд 19Бруно Джордано (1548—1600) - итальянский
Философ пантеист и поэт. «О тенях
идей»,
«Печать печатей», «О причине, начале и едином».
Церковь обвиняла его в том, что он проповедует учение о бесконечности Вселенной и множестве миров, о вращении Земли вокруг Солнца, что полностью противоречило христианскому вероучению. Он был твердо убежден в правоте своего учения, упорно его отстаивал, говоря своим недругам: «Сжечь — не значит опровергнуть!» Обвинён в ереси и сожжен инквизицией в Риме.
Слайд 20Галилей Галилео (1564—1б42) –
итальянский ученый, один из основателей естествознания.
В
1585 г. Заложил основы современной механики выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, сложения движений; открыл изохронность колебаний маятника, первым исследовал прочность балок. Построил телескоп с З2-кратньтм увеличением и открыл горы на Луне, 4 спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира.
Слайд 21Исаак Ньютон (1642—1727) , опираясь на
труды Коперника и Галилея, завершил
создание
новой картины мира.
Его важнейшими научными достижениями стали открытия закона всемирного тяготения, законов механического движения и распространения света, новых методов математических вычислений.
Слайд 224.Реформационное направление (XVI - XVII вв.), представители которого - Мартин Лютер, Томас
Мопцер, Жан Кальвин, Джон Усснлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью.
Слайд 23Основоположник Реформации –
Мартин Лютер (1483-1546),
который 31 октября 1517 г.
прибил
95 тезисов против индульгенций
Общение между Богом и верующими должно происходить напрямую, без участия католической Церкви;
церковь должна стать демократичной, а обряды понятными людям;
требовал уменьшение влияния на политику других государств со стороны Папы Римского;
должен быть восстановлен авторитет государственных институтов и светской власти;
освободить культуру и образование от засилья католических догм;
необходимо отменить индульгенции.
Слайд 245. Политическое направление (XV - XVI вв.), Николо Макиавелли - изучало проблемы
управления государством, поведение правителей.
Слайд 25Основные идеи политической философии Никколо Макиавелли (1469-1527):
человек изначально обладает злой природой;
движущими
мотивами поступков становятся эгоизм и стремление к личной выгоде;
для обуздания низменной натуры человека создается особая организация – государство;
на основании опыта истории и современных ему событий раскрывает как завоевывается власть, как она удерживается и теряется;
правитель должен быть «хитрым как лис, свирепым как лев»;
ни в коем случае правитель не должен посягать на имущество и личную жизнь людей;
центральное место также занимает в его учении идея «фортуны» (судьбы), которая благоволит молодым и богатым;
в борьбе за политическую власть, и в особенности за освобождение родины от посягательств иностранного владычества, допустимы все средства, в том числе коварные и аморальные.
Слайд 266. Утопическо-социалистическое.
Основное внимание сосредоточили на разработке проектов идеального государства, где были бы уничтожены все
социальные противоречия и восторжествовала социальная справедливость. Томас Мор и Томмазо Кампанелла
Слайд 27Социалистическо-утопическое направление представлено трудами Томаса Мора и Томазо Кампанелла:
Т. Мор
«Утопия»:
Не существует частной собственности;
Всеобщая 6-часовая трудовая мобилизация;
Действует принцип: «От каждого по способностям, каждому по труду»;
Первичной ячейкой общества является «трудовая семья»
Мужчины и женщины имеют равные права.
Т. Кампанелла «Город Солнца»:
Отсутствует частная собственность;
все участвуют в трудовом процессе;
труд совмещается с одновременным обучением;
жизнь соляриев регламентирована до мельчайших подробностей;
дети живут отдельно от родителей и воспитываются в специальных школах;
во главе Города Солнца стоит пожизненный правитель – Метафизик.
Слайд 28Вывод
В центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, именно его они выдвигали
на передний план, а не Бога, поэтому такую философию называют антропоцентристской с принципиально новым пониманием человека, предназначенного не столько к "спасению" во имя жизни вечной, сколько к земным делам.