Презентация, доклад по ОРКСЭ Праздники народов России

Содержание

Содержание проекта:

Слайд 1 Проект на тему «ПРАЗДНИКИ НАРОДОВ РОССИИ»
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Савгачевская общеобразовательная школа»
Работу

выполнил
ученик 4 класса
МБОУ «Савгачевская СОШ»
Ильин максим

Савгачево, 2019 год

Проект на тему «ПРАЗДНИКИ НАРОДОВ РОССИИ»Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Савгачевская общеобразовательная школа»Работу выполнил ученик 4 классаМБОУ

Слайд 2Содержание проекта:

Содержание проекта:

Слайд 3Цель проекта, его составляющие
Узнать, какие праздники отмечают народы России
Цель проекта:
марийцы
татары
чуваши
башкиры
русские

Цель проекта, его составляющиеУзнать, какие праздники отмечают народы РоссииЦель проекта:марийцытатарычувашибашкирырусские

Слайд 4Что такое праздник?
Праздник – это день радости и торжества в честь

какого-либо события.
Что такое праздник?Праздник – это день радости и торжества в честь какого-либо события.

Слайд 5Праздники чувашского народа
Один из традиционных праздников весеннего обрядового цикла, посвященный ежегодному

поминовению усопших предков. Некрещеные чуваши калам праздновали перед великим днем (манкун).
   Чувашский языческий калам начинался в среду и продолжался целую неделю до манкуна. Накануне калама топили баню якобы для усопших предков. Специальный посыльный верхом ездил на кладбище и приглашал всех умерших родственников помыться и попариться. В бане духов усопших родственников парили веником, после себя оставляли для них воду и мыло.
   Первый день праздника назывался кещен калам (малый калам). В этот день рано утром в каждом доме снаряжали одного парня рассыльным. Он верхом на коне объезжал всех родственников. По этому случаю лучшего коня покрывали узорной попоной. В гриву и хвост заплетали разноцветные ленты и кисти, красной лентой подвязывали хвост коня, на его шею надевали кожаный нашейник с бубенчиками и колокольчиками. В лучшую одежду одевали и самого парня, на шею повязывали специальный вышитый платок с красной шерстяной бахромой.  Подъезжая к каждому дому, посыльный трижды стучал кнутовищем в ворота, вызывал хозяев на улицу и стихами приглашал на вечер «посидеть под свечами».
   Родители в это время резали какую-нибудь живность. В середине двора обычно находилось специально огороженное место манкеле (главное мольбище).

Калам

Праздники чувашского народаОдин из традиционных праздников весеннего обрядового цикла, посвященный ежегодному поминовению усопших предков. Некрещеные чуваши калам

Слайд 6   Мaнчyк или пысaкчyк (чукcуртри) справляют через 2 недели после cимeк в

период созревания хлебов. Мaнчyк (учук)- Великое жертвоприношение, а не праздник, здесь нет народных гуляний. Его проводили на священном месте ичук раз в 9 лет. Обряд назывался Турaтaраканчyклес. В жертву приносился белый бык и сопутствующие животные лошади, гуси, и т.д. Участники обряда благодарили за девятилетний урожай Турa. Молодежь к обряду не допускалась.
   Перед обрядом три дня соблюдали пост, не пили и не курили. На следующий день после обряда очищения сeрен в деревнях собирался большой отряд всадников и изгонял из деревень нечистое и чужое, издавая шум криками и колотушками. В это время «устраивались собрания служителей культа, на которых обсуждались вопросы проведения традиционных молений.

Праздники чувашского народа

Манчук

   Мaнчyк или пысaкчyк (чукcуртри) справляют через 2 недели после cимeк в период созревания хлебов. Мaнчyк (учук)- Великое

Слайд 7 Праздник-освящение нового урожая.
Проводился в день осеннего солнцестояния как завершение годового

цикл хозяйственной деятельности земледельцев. Подготавливаясь к празднику, пекли хлеба, варили пиво из нового солода. Жители деревни собирались в доме пригласившего. Перед началом молитвы пели стоя, обратившись на восток древний чувашский гимн земледельцев:
Алранкайми аки сухи
Асран кайми атти-анни!
Тураран-Пулехренасли сук,
Атти-аннинченпахи сук!
Из рук не выпускаемые плуг-соха,
Из памяти не выходящие отец-мать!
Тура-Пюлеха старше нет,
Отца-матери дороже нет!
   Пригласив родственников, проводят короткое моление и угощают их пивом. Особенно строго следят при подношении «любовного» ковша савaш курки. Его нужно допивать до дна, не разговаривая и не останавливаясь. В противном случае гостю грозит штраф в виде еще трех ковшей пива. Вторым ковшом подносят «бороновальный» - сyре курки.

Праздники чувашского народа

Чуклеме

 Праздник-освящение нового урожая. Проводился в день осеннего солнцестояния как завершение годового цикл хозяйственной деятельности земледельцев. Подготавливаясь к

Слайд 8Праздник весеннего равноденствия, древнетюркский новый год. "Навруз" переводится как "Новый день".

Навруз является древнейшим земледельческим праздником, его происхождение связано с возникновением земледельческого календаря. Праздник, символизирующий приход весны и являющийся точкой отсчета нового года по лунному мусульманскому календарю. В целом, каждый элемент новогоднего стола имеет духовный и священный смысл. Но главный смысл празднования Навруза – это встреча Нового года в кругу семьи.
На праздничный стол складывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Навруз приготовляют кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов, наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк - блюдо из пророщенных ростков пшеницы. Коз Умясы - ("Гусиное перо") древний татарский молодежный праздник, когда татарские молодые люди и девушки за работой (совместным ощипыванием гусей - отсюда и название) присматривались друг к другу для того, чтобы в дальнейшем строить отношения и создавать семьи.

Праздники татарского народыа

Навруз

Праздник весеннего равноденствия, древнетюркский новый год.

Слайд 9Кякук сяйе проводился в весенне-летний период — с конца апреля до

середины июля.
Организатором праздника обычно являлась пожилая женщина, знающая правила проведения торжества. В некоторых районах её называли юлбарсы. Юлбарсы одевалась в пёстрое платье и украшенный монетками красный камзол-безрукавку, а на голову были наброшены два платка: один платок с пришитыми по краям медными круглыми бляшками — накидывался на голову в развернутом виде и покрывал всю спину, а другой — повязывался косынкой. Поверх платков надевала шапочку с высокой тульей. Обычно, организаторы устанавливали дату проведения праздника по времени прилета и голосу кукушки.
В день торжества празднично одетые женщины и дети собирались на склоне горы или на берегу реки, иногда на лужайке перед домом, для чаепития приносили с собой беляш, баурсак, блины, губадию, мед, чак-чак, эремсек   и другие.
Кякук сяйе начинался с обряда умилостивления кукушек: под корни деревьев, на которых куковали кукушки, дети поливали молоко, катык  и клали яйца, а на ветки деревьев завязывали красные ленты. Пожилые женщины читали молитвы, смотря на вершины деревьев, просили у кукушек даровать изобилие пищи, мира и благополучие роду. А потом дети подбирали хворост, сушняк для разведения костра. Пока женщины приступали к кипячению чая и приготовления пищи, молодежь играла в различные народные игры («Ак тирэк, кук тирэк», «Кумер юзек», «Йэшерэн яулык», «Ус букэн», «Ак кайын», «Балга бар», бег взапуски, прыжки, перетягивание каната между командами девушек и молодых женщин и др.), исполняли танцы, песни и такмаки.

Праздники татарского народа

Кякук сайе

Кякук сяйе проводился в весенне-летний период — с конца апреля до середины июля.Организатором праздника обычно являлась пожилая

Слайд 10Праздники народов Башкирии
В древние времена так называлось народное собрание, где справедливо

решались важнейшие вопросы. А в конце обсуждений устраивались праздничные гулянья. Со временем народное собрание утратило первоначальные полномочия, но праздник в народе чтят и отмечают в дни летнего солнцестояния. В разных местах этот праздник отмечают по-разному. В заключение стоит добавить, что  праздничный календарь Башкирии будет  благосклонен к тем, кто любит хорошо отдохнуть..

Йыйын

Праздники народов БашкирииВ древние времена так называлось народное собрание, где справедливо решались важнейшие вопросы. А в конце

Слайд 11Каргатуй в тюркской группе  языков переводится как праздник птиц («карга»–ворона, «туй»

– праздник) или, как вариант, грачиная свадьба, так как в доисламские времена был посвящен особо распространенному в народе культу птиц, в силу веры в перевоплощение душ.  Со временем Каргатуй стал весенним праздником, ведь грач – птица перелетная, и с древних времен отмечался в каждом селении в те дни, когда возвращаются грачи, т.е. в первые дни марта.
            В разных регионах Каргатуй празднуют по-своему, но общее одно: люди радуются наступлению весны, пляшут, готовят традиционные блюда, проводят игры, мальчишки с деревьев весело копируют  крики птиц. В некоторых местах украшают лентами, платками, бусами, серебром  деревья и кустарники, раскладывают под ними кашу для угощения птиц, обращаются к предкам об урожае и благополучии, кое-где даже совершают обряд жертвоприношения (юго-восток Башкортостана). Все вместе выбирают распорядительницу – алсабыр, юлбарсы. Ее наряжали в тулью из красной ткани и головной убор из бересты. 

Праздники народов Башкирии

Каргатуй

Каргатуй в тюркской группе  языков переводится как праздник птиц («карга»–ворона, «туй» – праздник) или, как вариант, грачиная

Слайд 12Праздники народов Марий Эл
Он отмечается в период зимнего солнцестояния после нарождения

новой луны. Православные марийцы празднуют его в одно время с христианским Рождеством. .
Встав ранним утром, вся семья выходила на озимое поле и делала небольшие кучки из снега, напоминающие стога и скирды хлеба (лум каван, шорыкйол каван).
 В саду трясли ветки и стволы плодовых деревьев и кустарников, чтобы в новом году собрать богатый урожай фруктов и ягод. В этот день девушки ходили по домам, в любом случае заходили в овчарни и дёргали овец за ноги. Подобные действия, связанные с «магией первого дня», должны были обеспечить плодородие и благополучие в хозяйстве и семье. 
Неотъемлемой частью праздника Шорыкйол является шествие ряженых во главе с основными персонажами – Стариком Василием и Старухой (Васли кува-кугыза, Шорыкйол кува-кугыза). Они воспринимаются марийцами как предвестники будущего, т.к. ряженые предсказывают домохозяевам хороший урожай, увеличение приплода скота в подворье, счастливую семейную жизнь.
Хозяева дома стараются привечать ряженых как можно лучше. Их угощают пивом, орехами, чтобы не было нареканий на скупость. Чтобы продемонстрировать своё мастерство и трудолюбие, вывешивают на обозрение свою работу – сплетённые лапти, вышитые полотенца и спряденные нитки. Угостившись, Старик Василий и его Старуха разбрасывают на пол зерна ржи или овса, желая щедрому хозяину изобилия хлеба. Среди ряженых часто встречаются медведь, лошадь, гусь, журавль, коза и другие животные.
Во время праздника соблюдаются некоторые запреты: нельзя стирать бельё, шить и вышивать, выполнять тяжёлые виды работ. Существенную роль в этот день играет обрядовая пища. Обильный обед на Шорыкйол должен обеспечить достаток в еде на предстоящий год. Обязательным обрядовым блюдом считается баранья голова, помимо неё готовят традиционные напитки и кушанья: пиво (пура) из ржаного солода и хмеля, блины (мелна), овсяные пресные хлебцы (шергинде), ватрушки с начинкой из конопляных семян (катлама).

Шорыкйол

Праздники народов Марий ЭлОн отмечается в период зимнего солнцестояния после нарождения новой луны. Православные марийцы празднуют его

Слайд 13Празднуется через 7 недель после Пасхи (в 2008 году эта дата приходится

на 12 июня). Праздником Семык начинается цикл летних праздников марийцев. Традиционно во время праздника ходили в гости, пели и плясали под игру гусель и волынок. Молодежь устраивала игры, пела песни. Затевали в этот день и свадьбы. Кругом царила праздничная атмосфера.
Безусловно, сегодня невозможно возродить праздник в первозданном виде, поскольку в течение времени он претерпел изменения. Но через праздники, обряды последующие поколения постигают взгляды на жизнь своих предков, их песни, игры.

Праздники народов Марий Эл

Семык

Празднуется через 7 недель после Пасхи (в 2008 году эта дата приходится на 12 июня). Праздником Семык начинается

Слайд 14Праздники русского народа
Издревле все народы мира отмечали в конце июня праздник

вершины лета. На Руси таковым праздником является Иван Купала. В ночь с 23 на 24 июня все праздновали этот мистический, загадочный, но в то же время разгульный и весёлый праздник, полный обрядовых действий, правил и запретов, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
Еще в пору язычества у древних русичей существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию.

Ивана-купала

Праздники русского народаИздревле все народы мира отмечали в конце июня праздник вершины лета. На Руси таковым праздником

Слайд 15Праздники русского народа
 Это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на

Русь из Византии вместе с крещением в конце X века. С тех пор по всей России широко, красиво и торжественно отмечают этот христианский праздник.
Накануне Пасхи во всех храмах проходят всенощные бдения и крестный ход вокруг церкви. К этому времени уже во всех домах испекли традиционную праздничную выпечку – куличи, которые символизируют собой тело Христа, и выкрасили яйца. И прямо с утра, верующие отправляются по домам с угощением, даря другу крашеные яйца, приговаривая при этом: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!». Этот обычай приветствия-поздравления, сопровождаемый обниманиями и поцелуями, получил название «христосование». Праздник христианской Пасхи продолжается семь дней и называется Святой неделей или Седьмицей.
Пасха – это день обильного угощения. После Великого Поста на стол в этот день выставляются самые разные и вкусные блюда. И среди них первое место занимают ритуальные кушанья. И, прежде всего, это пасхи, куличи и крашеные яйца.
Яйцо, которое традиционно красилось в красные цвета и его оттенки, стало обязательным атрибутом и символом христианской Пасхи с XII века. А кулич всегда выпекали из дрожжевого теста, высоким и круглым. Сверху кулич украшают изображением креста. Считается, что если пасхальный хлеб удался, то в семье все будет благополучно. При еде кулич разрезают не вдоль, а поперек, сохраняя верхушку целой, чтобы покрывать ее оставшуюся часть кулича.

Пасха

Праздники русского народа Это светлый праздник воскресения Христа. Этот праздник пришел на Русь из Византии вместе с крещением

Слайд 16Выводы
У каждого народа разные праздники. Но всех их объединяет какой-либо повод,

вкусный стол, различные песни-пляски, игры и забавы, всякие убранства.
ВыводыУ каждого народа разные праздники. Но всех их объединяет какой-либо повод, вкусный стол, различные песни-пляски, игры и

Слайд 17СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть