Слайд 1
БОУ ВО «Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно
опасным) поведением» (закрытого типа)
Слайд 2
Междисциплинарный проект
по профориентационной работе, предпрофильной подготовке обучающихся 9 класса
«Выбор профессии»
Авторы :
Замахова Надежда Александровна- воспитатель 9 класса
Тузова Ольга Львовна-социальный педагог
Федякова Кира Сергеевна- педагог-психолог
Слайд 3Цель проекта: постепенное формирование у обучающихся 9 класса внутренней готовности к
осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Слайд 4Задачи:
Обозначить важность и значимость проблемы профессионального выбора;
Повысить информированность обучающихся о
мире профессий через сочетание основных компонентов профориентационной работы: профинформирования, профконсультирования, оказания практической помощи и поддержки со стороны педагога - психолога, социального педагога, старшего воспитателя;
Нацелить обучающихся на осознанный мотивированный выбор профессии через полученные теоретические и практические знания;
Исследование индивидуальных и психологических особенностей личности обучающихся;
Исследование познавательной и профессиональной направленности личности обучающихся;
Нацелить обучающихся на применение результатов самопознания при прогнозировании своего профессионального будущего.
Оказать дифференцированную помощь обучающимся в профессиональном выборе в зависимости от интересов, склонностей и способностей, состояния здоровья и индивидуальных особенностей каждого.
Слайд 5
Целевая группа:
обучающиеся 9 класса БОУ ВО "Специальное учебно-воспитательное учреждение для
обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением» (закрытого типа).
Слайд 6Срок реализации проекта: 9 месяцев (сентябрь 2016 – май 2017 года).
Проект
реализуется в три этапа:
Подготовительный этап: информационно-аналитическое и методическое обеспечение проекта.
Основной этап: практическая реализация мероприятий проекта.
Заключительный этап: подведение итогов
Слайд 7Вид проекта: междисциплинарный, образовательно-поисковый
Статус проекта: локальный проект (реализуется на уровне учреждения).
Территория
реализации: Вологодская область, п. Шексна, БОУ ВО "Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением» (закрытого типа) ул. Детская д.21.
Слайд 8Актуальность проекта
Актуальность профориентационной работы и предпрофильной подготовки обусловлена следующими факторами, диктуемыми
спецификой контингента обучающихся:
поступление детей из всех районов и муниципальных образований Вологодской области;
100% педагогическая запущенность прибывающих подростков;
все подростки до направления в учреждение имели разный по длительности опыт противоправного поведения;
почти все подростки прибыли из неблагополучных семей или являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей;
отсутствие навыков и опыта построения жизненных перспектив;
общее состояние здоровья прибывающих подростков.
Все вышеперечисленные факторы, обусловленные спецификой контингента, говорят о том, что в условиях учреждения, старшим подросткам, обучающимся 9-х классов, необходимо помочь совершить первичное профессиональное определение, а также определиться с видом и уровнем продолжения образования после окончания основной школы, то есть необходима определенная система предпрофильной подготовки.
Слайд 9
Специалисты работают в рамках своей компетенции и зоны ответственности:
Воспитатель:
составляет для конкретного
класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность обучающихся;
помогает обучающимся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, осуществлять анализ собственных достижений;
проводит групповые профориентационные занятия;
организует тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия и средние профессиональные учебные заведения;
проводит родительские собрания (в День открытых дверей для родителей) по проблеме формирования готовности обучающихся к профессиональному самоопределению;
проводит наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся, делится результатами наблюдений с социальным педагогом и педагогом-психологом.
Слайд 10в ходе групповых и индивидуальных занятий выявляет профессиональные намерения обучающихся,
степень готовности к выбору профессии, оказывает помощь обучающимся в составлении индивидуального профессионального плана;
совместно с обучающимися и их родителями делает предварительный выбор вариантов дальнейшего устройства обучающихся после выпуска с учетом их индивидуальных особенностей, возможностей семьи, места жительства;
формирует актуальное для обучающихся «информационное» поле по теме выбора профессии, оказывает консультационную помощь обучающимся и их родителям;
осуществляет защиту и охрану прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение профессионального образования;
взаимодействует с региональными социальными партнерами по вопросам социального сопровождения выпускников и получения ими профессионального образования;
проводит наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся, делится результатами наблюдений с воспитателем и педагогом-психологом.
Социальный педагог:
Слайд 11Педагог-психолог:
в ходе групповых и индивидуальных занятий выявляет профессиональные намерения обучающихся,
степень готовности к выбору профессии, оказывает помощь обучающимся в составлении индивидуального профессионального плана;
проводит диагностику личностных качеств обучающихся, их профессиональных предпочтений и склонностей с помощью блока методик «ПРОФИ»;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
обеспечивает обучающихся средствами самопознания, развивает навыки и умения по целеполаганию и планированию;
осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей обучающихся.
Слайд 12Профессионально-трудовой статус
Профессионально-трудовой статус отражает уровень профессионально-трудовой готовности выпускника к самостоятельной
жизни. Под профессионально-трудовой готовностью мы понимаем:
наличие устойчивой привычки к труду и осознанной потребности трудиться;
наличие устойчивого понимания того, что человек должен трудиться;
высокая мотивация к труду;
достаточный уровень работоспособности, продуктивности, осознанности и самостоятельности в процессе трудовой деятельности, достаточно высокий уровень дисциплины и самодисциплины;
достаточный уровень профессионально-трудовых знаний как в рамках учебной программы;
наличие дополнительных знаний умений и навыков, которые позволят выпускнику обеспечить себя в процессе социальной адаптации;
достаточный уровень осведомлённости о профессиях, востребованных в регионе проживания выпускника, осведомлённости о профессиональных учебных заведениях;
наличие сформированного интереса к определённой профессии.
Слайд 13
Ресурсы: -информационные : интернет ресурсы, профессиональная литература, методическая
литература; - кадровые ресурсы : администрация учебных заведений, производственных мастерских.
Методы исследования: экскурсии, встречи с интересными людьми, мастер-классы
База исследования:: БОУ ВО «Специальное учебно-воспитательное учреждение для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением» (закрытого типа)
Слайд 21Ожидаемые результаты проекта
По завершении реализации междисциплинарного проекта по профориентационной работе, предпрофильной
подготовке обучающихся 9 класса у них должен быть сформирован комплекс знаний и умений, который будет свидетельствовать об их внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов. Об эффективности проекта будет свидетельствовать наличие у обучающихся обоснованных профессиональных планов, представленных на методической конференции в виде индивидуальных проектов «Мой профессиональный выбор».
Обучающиеся должны знать:
- свои способности и возможности;
- основные правила выбора профессии;
- владеть основными понятиями в вопросах профориентации;
- иметь представление об основных индивидуально психологических особенностях личности;
- иметь достаточный уровень осведомленности о профессиях, востребованных в регионе проживания выпускника, осведомленности о профессиональных учебных заведениях.
Слайд 22Обучающиеся должны уметь:
- адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с
выбором профессии;
- ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями, способностями и состоянием здоровья;
- составлять личный профессиональный план (разработать и защитить индивидуальный проект «Мой профессиональный выбор»).
Мониторинг эффективности проекта
Мониторинг эффективности проекта осуществляется в рамках разработанной и действующей в учреждении программы психолого-педагогической, медико-социальной экспертизы динамики реабилитации воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа «Портрет выпускника». Критериями оценки эффективности проекта являются, отслеживаемые на ПМПК, количественные и качественные показатели уровня профессионального определения обучающихся (Приложение 1 «Мониторинг эффективности междисциплинарного проекта по профориентационной работе, предпрофильной подготовке обучающихся 9 класса «Выбор профессии»).
Слайд 24Методическое обеспечение: психодиагностический блок методик «Профи»:
«ПРОФИ II» - диагностический блок
направлен на помощь обучающимся в профессиональном самоопределении. Программа содержит методики исследования основных свойств нервной системы, работоспособности, интересов, типичных склонностей и способностей, мотивации:
1. Диагностика структуры сигнальных систем Э. Ф. Зеер, А. М. Павловой, Н. О. Садовниковой
2. Методика экспресс-диагностики работоспособности по психомоторным показателям (теппинг-тест Е. П. Ильина)
3. Опросник для определения типов мышления и уровня креативности Дж. Брунера
4. Тест «Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур» В. В. Либина
5. Тест-опросник измерения мотивации достижения А. Мехрабиана
6. Методика изучения мотивации обучения в ВУЗе Ильиной Т. И.
7. Методика изучения мотивов профессиональной деятельности Головей Л. А.
8. Дифференциально-диагностический опросник интересов (ДДО) Е. А. Климова
9. Опросник «Карта интересов» в модификации О. Г. Филимоновой
10. Опросник профессиональной готовности (ОПГ) Л. Н. Кабардовой
«ПРОФИ III» - профориентационная система направлена на диагностику личностных свойств обучающихся, их профессиональных предпочтений и склонностей. Сфера применения - профоконсультирование, профотбор:
Опросник профессиональных предпочтений Дж. Холланда
«Конструктивность мотивации» (О.П. Елисеева)
Стремление к успеху/ избеганию неудач (Т. Эллерс)
«Готовность к риску» (Г. Шуберт)
КОТ (краткий отборочный тест Вандерлика)
Тест профессиональных предпочтений Л.А. Йоваши (в адаптации Хабаровского краевого центра)
Слайд 25Результаты диагностики
«Мотивы выбора профессии»,
Слайд 38Список используемой литературы:
Афанасьева Н. В., Малухина Н. В., Пашнина М. Г.
Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» (Под ред. Н. В. Афанасьевой) СПб.: Речь, 2008.
Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.: «Вако» 2006.
Резапкина Г. В. Скорая помощь в выборе профессии. М.: Генезис, 2004.
Филимонова О. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов (М.: Чистые пруды, 2008, библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып. 20).
Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения / Под ред. С. Н. Чистяковой. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003.
Шмидт В.Р. Классные часы и беседы по профориентации для старшеклассников 8-11 класс - М.: Творческий Центр. 2007.
«Постинтернатная адаптация выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений для несовершеннолетних» под редакцией Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. С-Пб.: Речь, 2002
Чистякова С.Н.. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». - М.1998.
Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л. М. Митиной. М.: Флинта, 2003.
Митина Л.М. В поисках своего призвания - М. 2002.
Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Программа диагностики готовности воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к профессиональному самоопределению. - М., 2005.
Основы выбора профессии. Факультативный курс для выпускников школ. Учебно-методический центр профориентации и профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения ВО ЦЗН - Вологда,1997.
Пряжников Н.С. Игровой метод в профориентации. Методические рекомендации. - Пермь, 1989.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию. - М.: «Просвещение», 1991.
Климов Е. А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990.