Слайд 1ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БОРИСОВСКИЙ АГРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Метрология, стандартизация и управление
качеством
Дисциплина «Метрология, стандартизация и сертификация»
Специальности: 190631 190604 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» 3-4 курс
17-18 лет
Автор преподаватель спец .дисциплин
Бабич Федор Иванович
Слайд 2
Сущность качества и требований к качеству
1.1. Сущность качества
1.2. Характеристика требований к
качеству
1.3. Оценка качества
1.4. Система качества
Слайд 3Сущность качества
Определение качества по ИСО8402:
ИСО8402 Качество. Словарь.
ИСО – Международная организация по
стандартизации (от греческого isos–равный)
Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности.
Слайд 4Оновные элементы качества:
1. Объект
2. Потребности
3. Характеристики
Слайд 5Первый элемент качества ОБЪЕКТ:
Деятельность или процесс
Продукция
Услуги
Организация
Система
Отдельное лицо
Любая комбинация
Слайд 6Пример комбинации – «качество жизни»:
Качество товаров и услуг
Охрана среды обитания
Обеспечение физического
здоровья
Обеспечение морального здоровья
Качество образования
Прочее
Слайд 7Продукция – товар и услуга
Продукция – результат деятельности или процессов.
Товар –
любая вещь, свободно отчуждаемая, переходящая от одного лица к другому по договору купли-продажи .
(ГОСТ Р51303-99 «Торговля. Термины и определения».
Слайд 8УСЛУГА
Услуга – итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности
поставщика по удовлетворению потребностей потребителя (ИСО8402).
Определение услуги по МЭК50 (международный стандарт):Услуга –это набор функций, которые организация предлагает потребителю.
Слайд 9Втророй элемент качества - ПОТРЕБНОСТИ
Первый принцип обеспечения качества, сформулированный доктором Э.Демингом
(крупнейший ученый в области теории и методологии комплексного управления качеством, автор «японского чуда»):
«Потребитель должен получить то, что хочет, когда он этого хочет и в той форме, в какой он хочет.»
Слайд 10Третий элемент качества – Характеристики:
Качественные – отражающие качество, например, цвет материала,
форма изделия и пр.
Количественные – отражающие количество (параметры), используемые для установления области и условий применения товара (размер одежды, мощность двигателя и пр.) для оценки качества.
Слайд 11Показатель качества -
Количественная характеристика одного или нескольких свойств товара, входящих в
его качество (ГОСТ 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения.»
Выражаются в различных единицах и м.б. безразмерными.
Различают: наименование показателя и значение показателя (например, ресурс 1000 ч).
Слайд 121.2. Характеристика требований к качеству
Универсальные требования:
Назачения
Эстетичности
Безопасности Технологичности
Экологичности
Надежности
Эргономики
Ресурсосбережения
Слайд 13Требования назначения –
требования, устанавливающие свойства продукции, определяющие ее основные функции,
для выполнения которых она предназначена (производительность, точность, калорийность, быстрота исполнения услуги, функциональная пригодность и др.)
Слайд 14Требования назначения (продолжение)
Состав и структуру сырья
Совместимость
взаимозаменяемость
Слайд 15Требования эргономики
Это требования согласованности конструкции изделия с особенностями человеческого организма для
обеспечения удобства пользования.
Слайд 16Требования ресурсосбережения
Это требования экономного использования:
Сырья
Материалов
Топлива
Энергии трудовых ресурсов
Слайд 17Требования технологичности
Приспосболенность продукции к изготовлению, эксплуатации и ремонту с минимальными затратами
при заданных показателях качества.
Слайд 18Эстетические требования
Треования к способности продукции или услуги выражать художественный образ, социально-культурную
значимость в чувственно воспринимаемых человеком признакам формы:
Цвет
Пространственную конфигурацию
Качество отделки изделия или помещения
Слайд 19Требования безопасности
Требования, устанавливаемые государственными стандартами для обеспечения безопасности продукции (работ, услуг)
для:
окружающей среды
Жизни
Здоровья
имущества
Слайд 20Требования экологичности
Является обязательным требованием к качеству товаров согласно ст. 7 Закона
РФ «О стандартизации».
Подлежит обязательной сертификации согласно ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Слайд 211.3. Оценка качества
Оценка качества – это систематическая проверка, насколько объект способен
выполнять установленные требования.
Невыполнение установленных требований является несоответсвием ИСО8402.
Основная форма проверки – контроль.
Слайд 22Элементы контроля качества
Получение информации о фактическом состоянии объекта – первичная информация
(Для
продукции – информация о качественных и количественных характеристиках)
Сопоставление полученной информации с заранее установленными требованиями (нормами) – вторичная информация
Слайд 23Контроль качества продукции
Контроль качественных и (или) количественных характеристик продукции
Гост 16504-81. Государственная
система обеспечения единства измерений.Испытания и контроль качества продукции.Основные понятия. Теримны и определения.
Слайд 24Операции процедуры контроля
Измерения (самостоятельная процедура, является объектом метрологии)
Анализ продукции (аналитические методы
– химанализ, микробиологический, микроскопический)
Испытания (экспериментальные методы)
Слайд 25Испытания
Испытания — экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик объекта испытаний
(ГОСТ 16504-81).
Основное средство испытаний – испытательное оборудование.
Основные и вспомогательные вещества и материалы, применяемые при испытаниях.
Слайд 26Методы определения характеристик продукции и услуг
Измерительные
Аналитические
Регистрационные (установление отказов, повреждений)
Органолептические (определение характеристик
с помощью органов чувств)
Слайд 27Виды испытаний
Лабораторные (для товаров)
Полигонные
Натурные.
Основные требования к качеству проведения испытаний:
Точность
Воспроизводимость
Слайд 28Межлабораторные сравнительные испытания
Параллельное испытание стандартного изделия или пробы вещества с известными
характеристиками в нескольких контролируемых лабораториях.
По отклонению результатов испытаний каждой лабораторией характеристик стандартного объекта судят о точности и воспроизводимости результатов, то есть о качестве испытаний каждой лаборатории.
Слайд 29Аккредитация лабораторий
Это официальное признание того, что испытательные лаборатории правомочны осуществлять конкретные
испытания или конкретные типы испытаний.
ИСО/МЭК2
В России, как и за рубежом, действует система аккредитации испытательных, измерительных и аналитических лабораторий
Слайд 30Испытаний лабораторий в США
Метод «Раунд – Тест» - тестирование по по
контрольным образцам эталонам.
При несоответствии результатов испытаний контрольным, хранимым в виде кодов в банке данных главного компьютера, испытательная лаборатория лишается права на выдачу сертификата по данному виду продукции.
Слайд 31Правила сертификации
Наименование объекта
Код объекта
Характеристики, .'подтверждаемые . при сертификации
Обозначения стандартов, по которым
производится сертификация:
на объекты, по которым установлены • характеристики
на методы контроля (проверок)
Эти данные сводятся в таблицу.
Слайд 321.4. Система качества
Современная система качества установлена по Международным стандартам ИСО серии
9000.
Фундаментальный принцип системы: управление качеством охватывает все стадии и этапы жизненного цикла продукции.
Слайд 33Жизненный цикл продукции
Это совокупность взаимосвязанных процессов изменения состояния продукции при ее
создании и использовании.
Стадия (этап) жизненного цикла продукции – условно выделяемая часть, характеризуемая спецификой направленности.
Слайд 34Стадии жизненного цикла продукции (шесть)
Маркетинг
Проектирование
Производство
Обращение
Эксплуатация (потребление)
Утилизация
Стадии могут разделяться на процессы.
Слайд 35Краткая характеристика стадий жизненного цикла продукции
Стадия маркетинга – изучение тербований заказчика
продукции.
Стадия проектирования – обеспечение всех требований потребителя.
Стадия производства – обеспечение уровня качества.
Слайд 36Стадии обращения и эксплуатации
Стадия обращения – сохранение сформированного качества в период
транспортирования, хранения, подготовки к продаже.
Стадия эксплуатации – подключение к управлению качеством непосредственно потребителя продукции.
Слайд 37Стадия утилизации
На этой стадии необхлдимо предупредить вредное воздействие использованной продукции на
окружающую природную среду.
Далее рождается новый виток деятельности в области качества - от стадии маркетинга до стадии утилизации.
Слайд 38Модель обеспечения качества
Старая модель – «Петля качества», «Спираль качества».
Новая модель
версии ИСО9000- «Типичные этапы жизненного цикла продукции».
Модель в виде нерерывной окружности подтверждает неразрывность стадий и этапов жизненного цикла продукции
Слайд 40Организационная структура системы качества
Организационная структура СК устанавливается в рамках организационной структуры
управления предприятием и представляет собой распределение прав, обязанностей и функций подразделений предприятия и персонала.
Методика — установленный способ осуществления деятельности (И СО 8402).
Ресурсы: персонал, средства обслуживания, оборудование, технология.
Слайд 41Процесс системы качества
Процесс (согласно И СО 8402) — совокупность взаимосвязанных ресурсов
и деятельность, которые преобразуют входящие элементы (в случае продукции — сырье, материалы, комплектующие) в выходящие (готовую продукцию).
Наличие СК, ее соответствие установленным требованиям могут быть доказаны лишь в том случае, если она представлена в документированном виде. Документация делает систему «видимой» для разработчиков, пользователей и контролирующих органов
Слайд 42Заключение
Система качества – совокупность организационной структуры, методов, процессов и ресурсов, необходимых
для осуществления общего рукводства качеством (ИСО8402).
Слайд 43Список используемой литературы :
Учебное пособие К.К. КИМ, Г.Н. Анисимов, В, Ю.
Барборович, Б. Я. Литвинов «Метрология, Стандартизация, сертификация и электроизмерительная техника»-2006г.
Учебник И.П. Кошевая, А.А. Канке «Метрология,стандартизация,сертификация»-2008г. http://images.yandex.ru/