Слайд 1Технология соревновательного обучения
Учитель биологии
Говырина А.Р.
МБОУ «Школа №73»
Слайд 2Соревнование – форма деятельности (работы, игры), при которой участвующие стремятся превзойти
друг друга.
Урок –соревнование – это своеобразное состязание учащихся в знаниях, умениях и навыках, полученных на традиционных занятиях.
Слайд 3Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении
чередующихся заданий, предложенных учителем.
Форма проведения таких уроков самая различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, "Брейн-ринг", "Счастливый случай", "Звездный час" и др.
Слайд 4В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа:
подготовительный,
- игровой,
- подведение
итогов.
Дня каждого конкретного урока эта структура детализируется в соответствии с содержанием используемого материала и особенностей сюжета состязаний.
Слайд 5Методические рекомендации по проведению соревнований:
Разделение участников на две или более команд.
Выбор
судейской бригады.
Привлечение учеников к написанию сценария, с целью стимулирования их творческих способностей.
Составление заданий так, чтобы одни носили сиюминутный характер, а другие требовали длительной самостоятельной работы учеников.
Конкурсные задания должны отражать содержание конкретной темы ил раздела учебной дисциплины, реализовывать внутрипредметные или межпредметные связи.
Учёт времени проведения соревнования.
Информационно – предметное обеспечение, т.е. применение мультимедийных технологий.
Определение критериев оценивания конкурсов.
Обязательное поощрение победителей.
Подведение итогов игры, рефлексия.
Слайд 6В качестве примера остановимся на специфике организации и проведения "боя" команд
по учебному предмету на уроке.
Для участия в соревновании класс разбивается на две-три команды. Каждой команде даются одни и те же задания с таким расчетом, чтобы число заданий было равно числу участников команд. Выбираются капитаны команд. Они руководят действиями своих товарищей и распределяют, кто из членов команд будет отстаивать решение каждого задания в бою. Дав время на обдумывание и поиск решений, жюри, состоящее из учителя и учащихся, не вошедших в составы команд, следит за соблюдением правил соревнования и подводит итоги состязании.
Слайд 7Бой открывается конкурсом капитанов, который не приносит баллов, но дает той
команде, капитан которой победит, право осуществить вызов или передать эту возможность соперникам. В дальнейшем команды вызывают друг друга по очереди. Вызывающая команда указывает каждый раз, на какое задание она вызывает противника.
Если вызов принимается, то вызванная команда выставляет участника, рассказывающего решение, а ее соперники - оппонента, ищущего в этом решении ошибки и недочеты.
Если вызов не будет принят, то уже, наоборот, кто-то из членов вызывающей команды рассказывает решение, а оппонирует его член вызванной команды.
Слайд 8Жюри определяет баллы за решение и оппонирование каждого задания. Если никто
из членов команд не знает решения, то его приводит учитель или член жюри. В конце урока подводятся командные и индивидуальные итоги.
Слайд 9Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний. В случае
правильного ответа, как отмечалось, участники и команды получают определенное количество баллов, соответствующее трудности вопроса. При неправильном же выполнении задания, списывании или подсказках снимается определенное количество баллов. Заметим, что отказ от снятия баллов, как показывает опыт, отрицательно сказывается на предупреждении неправильных ответов и организации урока в целом.
Слайд 10Такие уроки основаны на групповой деятельности учащихся и ценны как средство
воспитания коллективизма: ведь никому не хочется в глазах друзей оказаться несостоятельным и подвести их.
Как показывает практика, уроки-соревнования проходят «на ура», дети остаются довольны!
Спасибо за внимание!