Презентация, доклад по методике математического развития Обучение старших дошкольников решению арифметических задач

Содержание

I этап — подготовительный. Цель— организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Так, подготовкой к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств. Упраж­нения на выделение части множества проводятся для подготовки детей к решению

Слайд 1Обучение дошкольников решению арифметических задач
Чижевская Татьяна Анатольевна
преподаватель
Челябинский педагогический колледж №2

Обучение дошкольников решению арифметических задачЧижевская Татьяна АнатольевнапреподавательЧелябинский педагогический колледж №2

Слайд 2I этап — подготовительный.
Цель— организовать систему упражнений по выполнению операций

над множествами.

Так, подготовкой к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств. Упраж­нения на выделение части множества проводятся для подготовки детей к решению задач на вычитание. С помощью операций над множествами раскрывается отношение часть — целое, доводится до понимания смысл выражений больше на, меньше на.

Этапы обучения решению арифметических задач

I этап — подготовительный. Цель— организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами. Так, подготовкой к решению

Слайд 3Этапы обучения решению арифметических задач
Подготовительный этап
(операции над множествами)
Положите 2 красных

кружка, а
ниже положите 4 синих. Сколько
всего кружков вы положили?


Положите 4 красных кружка, а
ниже положите синих на 1 меньше.
Сколько всего кружков вы положили?



Отсчитайте 6 грибов, отними два. Сколько грибов осталось?



А – 6 грибов,
В – 2 гриба
Круги Эйлера – Венна

Этапы обучения решению арифметических задачПодготовительный этап (операции над множествами)Положите 2 красных кружка, аниже положите 4 синих. Скольковсего

Слайд 4II этап.
Познакомить со структурой задачи. Учить отличать задачи от других текстов.
Структура

арифметической задачи:

Условие

Вопрос

На аэродроме стояло 5
самолетов. Затем вернулся
ещё один самолёт.

Сколько самолётов стоит на аэродроме?

II этап. Познакомить со структурой задачи. Учить отличать задачи от других текстов.Структура арифметической задачи:УсловиеВопросНа аэродроме стояло 5самолетов.

Слайд 5II этап. Учить отличать задачи от других текстов
В.- «На стоянке стояли

3 машины. Приехала ещё одна. На стоянке много машин». Я думаю это задача: есть два числа, её можно решить.
Рассуждая с детьми, приходим к выводу, что это не задача, её нельзя решить, т.к. нет вопроса.
В.- «На стоянке стояли 3 машины. Приехала ещё одна. Есть ещё места на стоянке?». Это задача?
Рассуждая с детьми, приходим к выводу, что это не задача, её нельзя решить, т.к. вопрос не арифметический. Вопрос должен начинаться со слова «сколько».
II этап.  Учить отличать задачи от других текстовВ.- «На стоянке стояли 3 машины. Приехала ещё одна.

Слайд 6В.- «На стоянке стояли 3 машины. Приехали ещё машины. Сколько машин

стало на стоянке?». Это задача?
Рассуждая с детьми, приходим к выводу, что это не задача, её нельзя решить, т.к. здесь всего одно число, а должно быть хотя бы два.
В. Предлагает составить задачу по этим рассказам правильно. На стоянке стояли 3 машины. Приехала ещё одна. Сколько машин стало на стоянке?».

II этап.
Учить отличать задачи от других текстов

В.- «На стоянке стояли 3 машины. Приехали ещё машины. Сколько машин стало на стоянке?». Это задача?Рассуждая с

Слайд 7 III этап. Цель: Учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания,

записывать их с помощью знаков и цифр. Работа с задачей иллюстрацией

Составляем совместно с детьми задачу: «На поляне гуляли 3 ежа. К ним пришёл ещё один ёж. Сколько ежей стало на поляне?»

III этап.  Цель: Учить детей формулировать

Слайд 8Рассуждение по задаче.
В. Как вы узнали, что стало 4 ежа?
В.

Больше или меньше стало ежей, когда прибежал 1 ёж? ( Д. Больше)
В. Почему?
В. К трём ежам прибавить одного ежа , получится 4 ежа.( Всё показывает указкой на иллюстрации).
В. Это действие называется действием сложения.
В. На какое действие эта задача?
После освоения задач на сложение, аналогичным образом знакомим с действием вычитания.

Рассуждение по задаче.В. Как вы узнали, что стало 4 ежа? В. Больше или меньше стало ежей, когда

Слайд 9На этом же этапе учим детей анализировать задачи внешне похожие, но

арифметические действия у них разные.
«На дереве сидели 3 птички, прилетела ещё одна. Сколько птиц стало на дереве?» (иллюстрация)
«На дереве сидели 3 птички, одна улетела. Сколько птиц осталось на дереве?» (иллюстрация)
В. Чем отличаются эти задачи?( 1.Действиями птиц ( прилетела, улетела); 2. Арифметическими действиями ( сложение, вычитание); 3. Разные вопросы; 4. Разные результаты)
В. Чем похожи эти задачи? (1.Действия происходят с птицами; 2. Одни и те же числа).


На этом же этапе учим детей анализировать задачи внешне похожие, но арифметические действия у них разные.«На дереве

Слайд 10Модели записи арифметического действия (Непомнящая)
Модель записи действия вычитания:




Модель записи действия сложения:
После

того, как дети научаться различать действия, учим записывать решение задачи.
Модели записи арифметического действия  (Непомнящая)Модель записи действия вычитания:Модель записи действия сложения:После того, как дети научаться различать

Слайд 11После того, как дети научаться различать действия, учим записывать решение задачи.
«На

дереве сидели 3 птички, прилетела ещё одна. Сколько птиц стало на дереве?» (иллюстрация)
У детей на столах карточки с цифрами и знаками +, -, =.
В. Сколько сначала сидело птиц? Какой цифрой покажем? Положите цифру 3 перед собой.

После того, как дети научаться различать действия, учим записывать решение задачи.«На дереве сидели 3 птички, прилетела ещё

Слайд 12В. Сколько птиц прилетело? Какой цифрой покажем? Положите цифру 1немного подальше

от цифры 3.
В. Сколько птиц стало на дереве? Какой цифрой покажем? Положите цифру 4 немного подальше от цифры 1.




В. Слово «прибавить» люди заменяют знаком плюс (+).Возьмите карточку с этим знаком.
Обследуем знак «+»: проведение пальчиком по знаку, прорисовка в воздухе, устное описание.

3

1

4

В. Сколько птиц прилетело? Какой цифрой покажем? Положите цифру 1немного подальше от цифры 3.В. Сколько птиц стало

Слайд 13В. Поставьте знак + после цифры 3.(3+1)
В. Слово «получилось»записывают знаком равно

(=).Поставьте знак = между цифрами 1 и 4)





В. читают так: три плюс один равно четыре.

Аналогично знакомим со знаком «минус».

3

+

1

=

4

В. Поставьте знак + после цифры 3.(3+1)В. Слово «получилось»записывают знаком равно (=).Поставьте знак = между цифрами 1

Слайд 14IV этап. Цель: учить приёмам отсчитывания и присчитывания, когда второе число больше

единицы. Работа по формулам: n+2; n-2; n+3 ; n-3.


Составляем задачу по иллюстрации.

«На поляне гуляли 3 ежа. К ним пришёл ещё два ёжа. Сколько ежей стало на поляне?»

Рассуждаем по задаче.

IV этап. Цель: учить приёмам отсчитывания и присчитывания, когда второе число больше единицы. Работа по формулам: n+2;

Слайд 15

В. Как вы узнали, что на поляне стало 5 ежей? Как

мы будем прибавлять число 2?
В. Число два будем прибавлять по единице. Сколько единиц в числе2? Два – это 1 и 1.

В. Как вы узнали, что на поляне стало 5 ежей? Как мы будем прибавлять число 2?В. Число

Слайд 16
Формулируем арифметическое действие при этом показываем приём присчитывания по единице.




Читается так:

« три да один – четыре, четыре да один – пять» Частица «да» помогает понять приём присчитывания.

да

да

Формулируем арифметическое действие при этом показываем приём присчитывания по единице.Читается так: « три да один – четыре,

Слайд 17Приём отсчитывания по единице.





Читается так: « пять без одного – четыре,

четыре без одного – три» Частица «без» помогает понять приём отсчитывания.
Постепенно переходить к присчитыванию и отсчитыванию числа три.

без

без

Приём отсчитывания по единице.Читается так: « пять без одного – четыре, четыре без одного – три» Частица

Слайд 18Благодарим за внимание!

Благодарим  за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть