Слайд 1 тема: пути эволюции гусеничного движителя
Государственное областное автономное
профессиональное образовательное учреждение
«Липецкий колледж транспорта и дорожного хозяйства»
Профессия: 23.01.06. «Машинист ДСМ»
Преподаватель: Курдюкова Галина Николаевна
Слайд 2Гусеничный движитель
- движитель самоходных машин, в котором тяговое усилие создаётся за
счёт перематывания гусеничных лент. Гусеничный движитель обеспечивает повышенную проходимость. Большая площадь соприкосновения гусениц с почвой позволяет обеспечить низкое среднее давление на грунт — 11,8—118 кН/м² (0,12—1,2 кгс/см²), то есть меньше давления ноги человека
Слайд 4Современные Типы гусеничного движителя
Типы гусеничного движителя
С поддерживающими катками, задним ведущим колесом
и свободными ленивцами.
Без поддерживающих катков с задним расположением ведущих колёс.
С поддерживающими катками, передними ведущим колесом и несущим ленивцем.
Без поддерживающих катков с передним ведущим колесом.
А с чего все начиналось…
Слайд 5Природа не "изобрела" ни колеса в том виде, в котором мы
его привыкли видеть, ни гребного винта, ни пропеллера, ни гусеницы, ни многих других устройств, широко применяемых ныне в различных видах транспорта. И все же ни одна отрасль техники так не обязана природе своим возникновением и стремительным развитием, количеством заимствованных у нее идей и методов, как современный транспорт во всем его многообразии.
Слайд 7Идеи создания гусеницы
Казалось бы, что общего может быть у гусеничного трактора
и древнего полководца Ганнибала… Во время римской кампании карфагеняне нередко оказывались в тылу врага, преодолевая болота, казавшиеся непроходимыми. Ганнибалу приписывается изобретение «передвижной гати». Воины шли по собственным щитам, уложенным под ноги. Щиты, выполнившие свою функцию, постепенно передавались вперед. Собственно говоря, был реализован принцип гусеницы, в которой опоры сзади постепенно перемещаются вперед и снова укладываются под колеса
Слайд 9Прототип современного гусеничного движителя
Много тысячелетий тому назад в древнем Египте для
перевозки огромных каменных глыб при строительстве пирамид применяли катки. Катками пользуются и до настоящего времени при передвижении тяжестей.
Слайд 10Катковый движитель д'Эрмана.
(Франция, 1713 г.) .
Слайд 11Развитие движителей
д'Эрман опережает не только свое время, но возможно и наше.
Сейчас появились платформы для перевозки танков, где применяется набор колес, представляющий собой своеобразный "катковый движитель". В свое время идея д'Эрмана, хотя и одобренная французской Академией наук, не нашла применения. Хотя давление на грунт в "катковом движителе" может быть меньше, чем давление на грунт в современных гусеничных движителях.
Развитие движителей пошло другими путями - путем создания колесного движителя повышенной проходимости и путем создания гусеничного движителя.
Слайд 12Льюис Гомперс, 1831 год
Укладываемые на землю звенья цепи должны уменьшить
давление колеса на грунт и тем самым повысить его проходимость по мягким грунтам.
Слайд 13Проект гусеничной повозки Кейля (Англия, 1825 г.)
поставлены на звенья цепи поперечные
ролики, которые должны служить для облегчения поворота
Слайд 15"Ходячее колесо" Денлопа (1861 г.)
Это целая система рычагов, связанных с короткими
рельсами, на которые установлены качающиеся рычаги с башмаками
Слайд 16Ходячее колесо" Кларка (1891 г.)
Это даже не колесо в обычном понимании,
а сложный рычажный механизм, в котором нет ни обода, ни спиц
Слайд 17Шагающий механизм
Современные инженерные решения
Слайд 18Над созданием таких "ходячих" механизмов работал также великий русский математик и
механик Чебышев.
Слайд 19Недостатки прыгающих колес
Были и другие предложения "шагающих", "прыгающих" колес, колес "с
ногами" и т. д.
Все эти проекты оказались нежизненными, так как большая неравномерность движения не позволяла осуществить достаточно высокую скорость
Слайд 20Гусеничный движитель Уэлча (1857 г.)
В 1857 году Джемс Уэлч получил патент
на "усовершенствованную переносную рельсовую дорогу".
Слайд 21Первый гусеничный паровой трактор Гиткота
(Англия, 1832 г.)
Паровой трактор Гиткота имел гусеницы,
звенья которых состояли из деревянных рам, обтянутых полотном. Гусеницы охватывали два больших колеса, при помощи которых осуществлялось их перематывание
Слайд 22Проект гусеничного бронированного поезда Буйена (Франция, 1874 г.)
Бронепоезд Буйена представляет собой
гусеничный паровоз с вагонами, на которые устанавливаются орудия, защищенные толстой броней. Вес поезда по расчетам Буйена - 120 т, скорость - 10 км/час. Поезд обслуживает команда в 200 человек. Буйен получил патент на свое изобретение, но в жизнь оно не вошло.
Слайд 23Паровой трактор Бойделя (1858 г.)
Слайд 24машина привлекла внимание военных кругов своей высокой проходимостью по местности. Колеса
трактора были снабжены широкими качающимися плитами, которые укладывались на дороге, уменьшая, благодаря своей большой площади, давление на грунт
Слайд 25Паровой трактор
Бесконечная гусеничная лента сделана из толстого тяжёлого холста, «подшитого» деревянными
шпалами (башмаками). Первые испытания были начаты 03.10.1837 года в Ланкашире, где находились «страшные» торфяные болота
Слайд 26В 1858 году американец W.P.Miller изобрел и построил гусеничный трактор
Слайд 27гусеничный паровой локомотив ПЕЙДЖА 1884г.
Слайд 28Трактор Блинова
Талантливый русский изобретатель-самоучка, выходец из крестьян. В 1888 г. совершил
первую поездку на тракторе собственной конструкции. Это был первый в мире работоспособный гусеничный трактор.
Слайд 29Двухгусеничный паровой трактор Ф.А. Блинова
Слайд 30Гусеничный трактор Холт (Америка, 1914 г.)
Трактор Холт применялся как тягач во
Франции в период первой мировой войны.
Слайд 31А. Пороховщиков. Русский изобретатель. В июне 1915 г. успешно испытал свой
"вездеход" - первый в мире танк. Лишь полгода спустя англичане начали апробирование своего опытного танка "Маленький Вилли".
Слайд 32Идеи вездехода
Все-таки, СССР был страной великой, хотя в определенных моментах и
несколько сумасшедшей. Надо обладать совершенно ортогональным традиционному техническим мышлением, чтобы изготовить в металле (да даже и просто придумать) вот такое чудовище, как турбоэлектротрактор ТЭТ-1000. Разработанный в НАТИ трактор предназначался для рекультивации солончаков, а это такая работа, в которой марш-броски по дорогам сочетаются с ползанием по грязи и тяжелой пахотой. Т.е., нужны и гусеницы, и колеса..
Слайд 34Тэт- 1000
Но, поскольку есть и требование габаритов, и тому подобное -
конструкторы пошли на нетривиальный ход: опускаемые гусеничные тележки перпендикулярны колесам. Т.е., на колесах он катается "вдоль", а доехав до места работы опускает гусеницы (обратите внимание на механизм, - тоже не вдруг придумается!), поворачивает место тракториста на 90 градусов и катается "поперек". Совершенно изумительное, не имеющее ни одного аналога в мире решение. Столько же великолепное, сколь и беспощадно бессмысленное. Впрочем, гусеничные тележки можно снять, и тогда будет просто могучий колесный тягач.
Трансмиссия, судя по названию трактора, была электрической, это оптимально для получения максимальной тяги на малой скорости.
Слайд 36Тэт-1000
Огромная машина, весом больше 32,5 тонн оснащалась танковой мощности дизелем Т6ДН,
мощностью 700 л.с. Номинальное тяговое усилие на гусеничном ходу - 18 тонн, что, по моему, аналогов не имеет... Машину испытывали в Казахстане но в серию (чуть не сказал на вооружение, уж очень подавляющее оно) не пустили. Видимо, сами испугались.
Слайд 41Современные гусеничные трактора
Инженеры не просто оснастили трактор гусеничным полотном, а разработали
новую конструкцию платформы. Ходовая система изготовлена таким образом, что что поглощает большую часть нагрузки, снижая нагрузку на шасси.
Колеса трактора изготовлены с применением полиуретанового покрытия, и обеспечивают значительно больший срок службы по сравнению с резиновым покрытием.
Слайд 45У современных ходовых движителей есть ряд недостатков, и на каком то
этапе невозможно было изготавливать шагающие механизмы, но сейчас то уже технологии позволяют сделать и легкими и прочными. Думаю будущее за шагающими и прыгающими машинами, т.к надо осваивать планеты. В шагающих машинах основной проблемой будет плавность хода, особенно при больших скоростях.