Презентация, доклад по материалам курсовой работы на тему: формирование первоначальных представлений о грамматических нормах на уроках русского языка

Содержание

Актуальность Формирование первоначальных представлений о грамматических нормах языка у младших школьников является одной из главных задач обучения русскому языку на начальной ступени. Объект: процесс овладения нормами современного русского литературного языка

Слайд 1ГАПОУ НСО «Черепановский педагогический техникум»

Завьялов Евгений Александрович
Студент 31 группы

Формирование первоначальных представлений

о грамматических нормах
у младших школьников


Сообщение по материалам курсовой работы
Руководитель: Марсакова Татьяна Николаевна


2015 – 2016 учебный год.
ГАПОУ НСО «Черепановский педагогический техникум»Завьялов Евгений АлександровичСтудент 31 группыФормирование первоначальных представлений о грамматических нормах у младших школьниковСообщение

Слайд 2 Актуальность Формирование первоначальных представлений о грамматических нормах языка у младших школьников является

одной из главных задач обучения русскому языку на начальной ступени. Объект: процесс овладения нормами современного русского литературного языка Предмет: грамматические нормы как средство овладение нормами современного русского литературного языка Методы исследования: анализ, описание.
Актуальность Формирование первоначальных представлений о грамматических нормах языка у младших школьников является одной из

Слайд 3 Цель: описание системы работы по формированию первоначальных

представлений о грамматических нормах у младших школьников. Задачи:1) провести анализ лингвистической, психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме; определить основные понятия исследования; 2) представить методику упражнений по формированию грамматических норм у младших школьников на уроках русского языка; 3) обобщить упражнения по формированию грамматических норм у младших школьников на уроках русского языка, составить их классификацию;
Цель: описание системы работы по формированию первоначальных представлений о грамматических

Слайд 4

Основные понятия Современный русский литературный язык- это высшая форма русского языка. Это язык, обработанный мастерами слова: писателями, общественными деятелями, учеными. Нормы литературного языка- это общепринятое употребление языковых средств: звуков, ударения, интонации, слов, их форм, синтаксических конструкций. Грамматические нормы – совокупность грамматических правил, имеющая целью направлять и упорядочивать речевую деятельность говорящих на данном языке Методика формирования первоначальных представлений о грамматических нормах русского языка- раздел методики преподавания русского языка, изучающий грамматические формы слов в их взаимных связях и отношениях. Энциклопедия «Русский язык».

Слайд 5

ФГОС НОО 12. Предметные результаты освоения ООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: 12.1. Филология .Русский язык. Родной язык: 1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения; 3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Слайд 6Примерная программа начального общего образования по русского языку
На изучение русского языка

в начальной школе выделяется 675 ч. В 1 классе — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка. Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 170 ч (5 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Примерная программа начального общего образования по русского языкуНа изучение русского языка в начальной школе выделяется 675 ч.

Слайд 7Морфология 118 ч
Анализировать грамматические признаки заданных имён существительных (к какому роду

относится, изменяется по числам или нет, изменяется по падежам или нет)
Оценивать уместность употребления слов в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями.
Наблюдать: определять наличие в тексте личных местоимений
Синтаксис 47 ч
Сравнивать предложения, словосочетания, слова, устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении и словосочетании
Объяснять способы нахождения главных членов предложения
Сравнивать простые и сложные предложения

Морфология 118 чАнализировать грамматические признаки заданных имён существительных (к какому роду относится, изменяется по числам или нет,

Слайд 8Формируемые УУД на уроках русского языка
Личностные УУД осознание языка как основного

средства человеческого общения; положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка; принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека; появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.
Регулятивные УУД (обеспечивают способность регулировать свою деятельность): понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.
Формируемые УУД на уроках русского языкаЛичностные УУД осознание языка как основного средства человеческого общения; положительное отношение к

Слайд 9Формируемые УУД на уроках русского языка
Познавательные УУД: искать, получать и использовать информацию:

осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; фиксировать информацию разными способами; понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;
выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д.
Коммуникативные УУД: осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи; понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач.

Формируемые УУД на уроках русского языкаПознавательные УУД: искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать,

Слайд 10Стандартизированные материалы для итоговой аттестации 4 класс
Задание 22
Проверь, правильно

ли в словосочетаниях выбрана форма слова.

Пять сковородков
Много яблок
Два щенка
Килограмм апельсин
Два рукава
Пять котёнков
Два пальта
Двое учениц
Поехать на метро
Нет местов
Семь человеков
Шоколадная глазурь

Стандартизированные материалы для итоговой аттестации 4 класс Задание 22 Проверь, правильно ли в словосочетаниях выбрана форма слова.Пять

Слайд 11Исторический аспект Происхождение современного русского литературного языка. Три периода в развитии языка: 1. От

Пушкина до наших дней 2. с октября 1917 года по апрель 1985 года 3. с апреля 1985 года по настоящее время. Н.Ю. Штрекер
Исторический аспект Происхождение современного русского литературного языка.  Три периода в развитии языка:  1. От Пушкина

Слайд 12 Лингвистический аспект Основные признаки современного русского литературного языка
К.С. Горбачевич

Лингвистический аспект  Основные признаки современного русского литературного языка К.С. Горбачевич

Слайд 13 Языковые нормы
Языковая норма – неотъемлемый атрибут
языка на всех этапах его

развития;
совокупность наиболее устойчивых
Традиционных реализаций языковой
системы, отобранных и закрепленных в
процессе общественной коммуникации.

Т.А. Ладыженкая

Языковые нормыЯзыковая норма – неотъемлемый атрибутязыка на всех этапах его развития;совокупность наиболее устойчивыхТрадиционных реализаций языковойсистемы, отобранных

Слайд 14К.С. Горбачевич

К.С. Горбачевич

Слайд 15Методология исследования
Горбачевич К.С.
Розенталь Д.Э.
Штрекер Н.Ю.
Фоменко Ю.В.

Методология исследования Горбачевич К.С. Розенталь Д.Э. Штрекер Н.Ю. Фоменко Ю.В.

Слайд 16Соблюдение норм литературного языка включает правильное:
Произношение;
Образование форм слова;
Построение словосочетаний и предложений;
Овладение

стилистическими возможностями частей речи и синтаксических конструкций, лексической синонимией и синонимией суффиксов и приставок;
Соблюдение норм литературного языка включает правильное:Произношение;Образование форм слова;Построение словосочетаний и предложений;Овладение стилистическими возможностями частей речи и синтаксических

Слайд 17Психологический аспект
Выготский Л. С.
Леонтьев А. Н.
Давыдов В. В.

Психологический аспектВыготский Л. С.Леонтьев А. Н.Давыдов В. В.

Слайд 18Методический аспект
Ушинский К.Д.
Буслаев Ф. И.
Баранов М.Т.
Текучёв А. В.

Методический аспектУшинский К.Д.Буслаев Ф. И.Баранов М.Т.Текучёв А. В.

Слайд 19Направления работы по формированию грамматических норм:
Установка на овладение школьниками нормами русского

литературного языка;
Осмысление учащимися понятия нормы и определённой конкретной нормы;
Многократное повторение языковой нормы;
Система упражнений и речевых задач, направленная на овладение учащимися речевыми умениями и навыками;
Направления работы по формированию грамматических норм:Установка на овладение школьниками нормами русского литературного языка;Осмысление учащимися понятия нормы и

Слайд 20Основные виды упражнений и задач (по Т.А. Ладыженской):
Анализ нормы, сопоставительный анализ

нормы и её нарушений;
Выбор одного из данных (ошибочного и нормативного) языковых средств;
Замена ошибочных вариантов нормативными;
Устный пересказ, письменное изложение текста;
Свободный диктант, творческий диктант, письменный пересказ с дополнительным заданием (введение нормативной конструкции);
Составление словосочетаний, предложений, мини-текста с нормативными языковыми средствами, требующие осмысления и запоминания;
Запоминание языковой нормы – заучивание стихотворных строк, проговаривание вслух по слогам;
Основные виды упражнений и задач (по Т.А. Ладыженской):Анализ нормы, сопоставительный анализ нормы и её нарушений;Выбор одного из

Слайд 21 Типы упражнений при изучении грамматики Классификация Л.П. Федоренко: 1) анализ готового материала

(языковой разбор, составление схем). …текст научного стиля: учащиеся определяют стиль речи, выделяют его характерные особенности ,выборочно записывают предложения с причастиями и причастными оборотами, объясняя знаки. 2) преобразование данного языкового материала (построение различных единиц языка по опорным элементам и предложенным моделям, схемам, синонимическая замена данных языковых фактов, редактирование, изложение с грамматическим заданием типа «замените прилагательное, образованное от глагола, однокоренными причастиями» или «составьте по данным схемам предложения, расставляя знаки препинания». 3) Создание высказывания (сочинение с грамматическим заданием). Например, после изучения наречий: «составьте небольшой текст на одну из тем, используя наречия для связи».
Типы упражнений при изучении грамматики Классификация Л.П. Федоренко: 1) анализ готового материала (языковой разбор, составление

Слайд 22Анализ учебников по русскому языку

Анализ учебников по русскому языку

Слайд 23Практический аспект.

Практический аспект.

Слайд 24Выводы
Представленная система работы по формированию первоначальных представлений о грамматических нормах у

младших школьниках вырабатывает понимание морфологии русского языка, как строго организованной системы классов слов и их форм; понимание синтаксиса и синтаксических единиц (словосочетание и предложение).
Совершенствует речь учащихся, обогащает грамматический строй речи обучающихся с учетом норм литературного языка.
ВыводыПредставленная система работы по формированию первоначальных представлений о грамматических нормах у младших школьниках вырабатывает понимание морфологии русского

Слайд 25 Благодарю за внимание!)

Благодарю за внимание!)

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть