Презентация, доклад по математике на тему Математика и литература: точки соприкосновения

Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу – и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Да, так говорят

Слайд 1

Математика и литература – точки соприкосновения
(в произведениях Жюля Верна)


Подготовила

ученица 8 «б» класса
МБОУ Лесногородская СОШ
Иванова Дарья.
Руководитель: Пицель Татьяна Фёдоровна (учитель математики)
Математика и литература – точки соприкосновения (в произведениях Жюля Верна)Подготовила ученица 8 «б» классаМБОУ Лесногородская СОШИванова

Слайд 2 Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика!

Сухая наука. Выучил формулу – и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония».

Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как: гармония,
симметрия,
пропорция.

Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу – и

Слайд 3Проблема: на уроках математики и литературы мало отводится внимания тесному сплетению двух

удивительно разных, но в тоже время имеющих много точек соприкосновения дисциплин.

Актуальность выбранной темы продиктована желанием разрушить стереотип несовместимости этих наук и доказать наличие между ними тесного взаимодействия.
Цель исследования: изучение связи математики и литературы на примере поэтического творчества, и роли математики в жизни поэтов.
Задачи исследования:
Найти факты, подтверждающие единство математики и литературы.
Рассмотреть роль математики для великих поэтов.
Доказать присутствие математики в литературе.

Проблема: на уроках математики и литературы мало отводится внимания тесному сплетению двух удивительно разных, но в тоже время

Слайд 4 В этом романе картинно описан один из способов измерения высоких предметов.

Сегодня нам надо измерить высоту площадки Дальнего Вида,–сказал инженер.
– Вам понадобится для этого инструмент? – спросил Герберт.
– Нет, не понадобится. Мы будем действовать несколько иначе, обратившись к не менее простому и точному способу.
Взяв прямой шест, футов 12 длиной, инженер измерил его возможно точнее, сравнивая со своим ростом, который был ему хорошо известен. Герберт же нёс за ним отвес: просто камень, привязанный к концу верёвки.

В этом романе картинно описан один из способов измерения высоких предметов.– Сегодня нам надо измерить высоту площадки

Слайд 5
Не доходя футов 500 до гранитной стены, поднимавшейся отвесно, инженер

воткнул шест фута на два в песок и, прочно укрепив его, поставил вертикально с помощью отвеса. Затем он отошёл от шеста на такое расстояние, чтобы лёжа на песке, можно было на одной прямой линии видеть и конец шеста, и край гребня. Эту точку он тщательно пометил колышком.


Не доходя футов 500 до гранитной стены, поднимавшейся отвесно, инженер воткнул шест фута на два в

Слайд 6

– Тебе знакомы начатки геометрии? – спросил он Герберта, поднимаясь

с земли…
Да.
Помнишь свойства подобных треугольников? – Их сходные стороны пропорциональны. – …Если мы измерим два расстояния: расстояние от колышка до основания шеста и расстояние от колышка до основания стены, то, зная высоту шеста, сможем вычислить четвёртый, неизвестный член пропорции, т. е. высоту стены.



– Тебе знакомы начатки геометрии? – спросил он Герберта, поднимаясь с земли… Да. Помнишь свойства подобных

Слайд 7Оба горизонтальных расстояния были измерены: меньшее равнялось 15 футам, большее –

500 футам. По окончании измерений инженер составил следующую запись:
15 : 500 = 10 :  х; 500 х 10 = 5000; 5000 : 15 = 333,3.

Значит, высота гранитной стены равнялась 333 футам.


Оба горизонтальных расстояния были измерены: меньшее равнялось 15 футам, большее – 500 футам. По окончании измерений инженер

Слайд 8Этот метод заключается в том, что нужно вбить в землю шест,

лечь на землю так, чтобы было видно верхний конец шеста и верхушку измеряемого предмета.


Измерить расстояние от шеста до предмета, измерить высоту шеста и расстояние от макушки человека до основания шеста.

Этот метод заключается в том, что нужно вбить в землю шест, лечь на землю так, чтобы было

Слайд 9 Ещё один из героев Жюля Верна подсчитывал, какая часть его

тела прошла более длинный путь за время кругосветных странствований – голова или ступни ног. Это очень поучительная геометрическая задача, если поставить вопрос определённым образом.

Вообразите, что вы обошли земной шар по экватору. Насколько при этом верхушка вашей головы прошла более длинный путь, чем кончик вашей ноги?
Решение:
Ноги прошли путь 2πR, где R – радиус земного шара. Верхушка же головы прошла при этом 2π(R + 1,7), где 1,7 м – рост человека. Разность путей равна м больше, чем ноги.



Итак, голова прошла путь на 10,7 м больше, чем ноги.


Ещё один из героев Жюля Верна подсчитывал, какая часть его тела прошла более длинный путь за

Слайд 10ГЕРОИ ЖЮЛЯ ВЕРНА ИЗМЕРЯЛИ ВЫСОТУ СКАЛЫ .

Расстояние от колышка до шеста

так относится к расстоянию от колышка до основания стены, как высота шеста к высоте стены

ГЕРОИ ЖЮЛЯ ВЕРНА ИЗМЕРЯЛИ ВЫСОТУ СКАЛЫ .Расстояние от колышка до шеста так относится к расстоянию от колышка

Слайд 11
Любопытно, что в окончательный ответ не входит величина радиуса земного шара.


Поэтому результат получится одинаковый и на Земле,
и на Юпитере,
и на самой маленькой планете.
Любопытно, что в окончательный ответ не входит величина радиуса земного шара. Поэтому результат получится одинаковый и на

Слайд 12Математика и литература схожи в том, что через них мы познаем

окружающую действительность: литература направлена на раскрытие духовной сферы человеческой жизни, математика же предполагает понимание технической, материальной стороны деятельности людей. Мы знаем, как связаны между собой литература и история, литература и музыка, литература и живопись, литература и математика также могут сосуществовать друг с другом.

Многих поэтов и писателей издавна притягивала к себе математика. Именно поэтам принадлежат многие образные и вместе с тем исключительно точные высказывания о математике и о числах.

Математика и литература схожи в том, что через них мы познаем окружающую действительность: литература направлена на раскрытие

Слайд 13Литературу мы привыкли относить к гуманитарным наукам, а математика требует точности

и конкретизации фактов. Казалось бы, нет ничего общего… Но математика, так же как и поэзия, живопись, театр и искусство стремится к познанию и красоте. Что любят, то находят повсюду, и было бы странно не встретиться с математикой в художественной литературе.

Литературу, с её интересом к духовному миру человека, и математику, предпочитающую строгий научный подход…

Литературу мы привыкли относить к гуманитарным наукам, а математика требует точности и конкретизации фактов. Казалось бы, нет

Слайд 15Список использованных источников

Большая энциклопедия «Кирилл и Мефодий »/www.KM.ru/ 1996-2004.
БакиеваА., Саитова

Р.А. «Математика в художественной литературе».
Глейзер Г.И. «История математики в школе, IV – VI классах», изд. Просвещение, М., 1981.
Депман И.Я., Виленкин Н.Я. «За страницами учебника математики», изд. Просвещение, М., 1996.
Научно-теоретический методический журнал «Математика в школе», №3-2001.
Перельман Я.И. «Занимательная геометрия», изд. Технико-теоретической литературы, М., 1950.
Жюль Верн, «Собрание сочинений».
Сайты Интернета.
Список использованных источниковБольшая энциклопедия «Кирилл и Мефодий »/www.KM.ru/ 1996-2004. БакиеваА., Саитова Р.А. «Математика в художественной литературе».Глейзер Г.И.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть