Презентация, доклад по математике на тему Математические задачи по Сказке о царе Салтане А.С.Пушкина

Содержание

Литература и математика - что может объединять эти далекие друг от друга области знаний? Литературу, с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни, и математику, предпочитающую строгий научный подход

Слайд 1Математические задачи по «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина Выполнили: ученики 6-8 классов Руководитель:

учитель математики И.С.Житник
Математические задачи  по  «Сказке о царе Салтане» А.С.Пушкина  Выполнили: ученики 6-8 классов Руководитель: учитель

Слайд 2 Литература и математика - что может объединять эти

далекие друг от друга области знаний? Литературу, с ее интересом к духовному миру человека, поисками нравственных ценностей, смысла жизни, и математику, предпочитающую строгий научный подход и абстрактную форму интуиции. Литература ищет гармонию между человеческой душой и природой. Математика же создала методы математического описания процессов природы. Это замечательное свойство делает математику универсальным инструментом для всех естественных наук.
Литература и математика - что может объединять эти далекие друг от друга области знаний?

Слайд 3 Сочетать несочетаемое - привычная работа нашего воображения, когда

мы ищем объяснение непонятному. Человек воспринимает, познаёт и воссоздаёт мир двумя противоположными способами — рассудочным и образным, рациональным и эмоциональным, «мыслью и сердцем». Это приводит к условному делению большинства людей на «физиков» и «лириков». Таким образом, сама природа, давая человеку призвание, заботится о том, чтобы развитие культуры было обеспечено приходом как ученых, так и художников. Науку и искусство можно назвать двумя крыльями культуры, они — дополняющие друг друга противоположности, две грани одного и того же процесса - творчества.
Сочетать несочетаемое - привычная работа нашего воображения, когда мы ищем объяснение непонятному. Человек воспринимает,

Слайд 4Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая

наука. Выучил формулу - и решай задачи! Не то, что литература. Вот где красота и гармония». Да, так говорят многие. Но они забывают о том, что именно математика подарила нам такие слова как гармония, симметрия, пропорция. Природа совершенна, и у нее есть свои законы, выраженные с помощью математики и проявляющиеся во всех искусствах.
Часто можно услышать такую фразу: «Ой, да что эта математика! Сухая наука. Выучил формулу - и решай

Слайд 5 В наши дни литературные журналы не помещают научных, а

тем более математических статей на своих страницах, но во времена Пушкина это было обычным явлением. В библиотеке А.С. Пушкина имелись два сочинения по теории вероятностей, одно из которых представляет собой знаменитый труд великого французского математика и механика Лапласа “Опыт философии теории вероятностей”, вышедшей в Париже в 1825 г. Такое внимание к теории вероятностей связано по-видимому с тем глубоким интересом, который проявлял Пушкин к проблеме соотношений необходимости и случайности в историческом процессе.
В наши дни литературные журналы не помещают научных, а тем более математических статей на своих

Слайд 6Хорошо известно, что А.С.Пушкину математика не давалась с детства, и поэтому

он её не любил. По словам сестры А.С.Пушкина О.С.Павлишевой «арифметика казалась для него недоступною и он часто над первыми четырьмя правилами, особенно над делением, заливался громкими слезами».
Хорошо известно, что А.С.Пушкину математика не давалась с детства, и поэтому он её не любил. По словам

Слайд 7«О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И Опыт, сын ошибок трудных, И Гений, парадоксов друг, И Случай,

бог изобретатель…» А.С.Пушкин
«О сколько нам открытий чудных  Готовят просвещенья дух  И Опыт, сын ошибок трудных,  И Гений, парадоксов друг,  И Случай, бог изобретатель…»

Слайд 8Числа в сказках Пушкина А.С.
Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является

число 3. Число « 3» издревле считали магическим. Даже в библии 3 – это божественное совершенство. Известно выражение: « Бог троицу любит». Цифра «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве. Ведь в сказках всегда желания выполняются только в третий раз.
Числа в сказках Пушкина А.С.Самым распространенным числительным в сказках Пушкина является число 3.   Число «

Слайд 9В « Сказке о попе и работнике его Балде» три раза

Балда в море « веревку крутил», три раза мерился силой Балда с « посланным бесенком».   В « Сказке о царе Салтане» уже с первых строк мы читаем « Три девицы под окном Пряли поздно вечерком». И только желание третьей девицы ( родить для батюшки- царя богатыря) понравилось царю. Через три дня , как пустили бочку с матерью и с младенцем в океан, царевич и царица стали княжить в городе, подаренном лебедем. Чудо свершилось через 3 дня. Три раза выручает царевича лебедь. Также в сказке встречается цифра 33 ( 33 богатыря). Данное число означает множество.  
В « Сказке о попе и работнике его Балде» три раза Балда в море « веревку крутил»,

Слайд 10 В « Сказке о мертвой царевне и

семи богатырях» в поисках невесты Елисей трижды обращался за помощью: - К красному солнцу - К месяцу ясному - К ветру буйному.   В « Сказке о рыбаке и рыбке» старик три раза кидал в море свой невод. И только на третий раз «… пришел невод с одной рыбкой, С непростой рыбкой – золотой».
В « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»  в поисках невесты

Слайд 11В « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» еще мы

встречаемся с числом 7. В русских пословицах и поговорках слово « семь» часто выступает как « много»: « Семеро одного не ждут», « Лук от семи недуг»…,, и в сказке Пушкина число 7 имеет значение много.   В « Сказке о золотом петушке» встречается число 8. Цифра «8» является четной. А у народа есть суеверное представление, что четное число связано со смертью. Так и в сказке . Через 8 дней сам царь доехал до поля боя. И что же он увидел? «…Что за страшная картина! Перед ним его два сына Оба мертвые лежат...»
В « Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» еще мы встречаемся с числом 7.  В

Слайд 12Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, можно смело утверждать, что

выбор чисел в сказках не случаен. Выбор чисел, основан на народном представление о значении чисел.
Проанализировав употребление в сказках Пушкиным различных чисел, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен.

Слайд 13Сказка или быль «Сказка о царе Салтане...»? Сейчас мы докажем, что «Сказка о

царе Салтане» именно сказка, а не быль, используя знания по математике, а именно доказательство от противного. Доказательство: Допустим, «Сказка о царе Салтане» — это быль, и всякое высказывание в ней истинно. Рассмотрим, как корабельщики рассказывают царю Салтану про чудо – явления тридцати трех богатырей:
Сказка или быль  «Сказка о царе Салтане...»?  Сейчас мы докажем, что «Сказка о царе Салтане» именно

Слайд 14Каждый день идет там диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег

пустой, Расплеснется в скором беге — И останутся на бреге Тридцать три богатыря, В чешуе златой горя, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор; Старый дядька Черномор С ними из моря выходит И попарно их выводит, Чтобы остров тот хранить И дозором обходить.
Каждый день идет там диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в

Слайд 15 Итак, на берег из моря выходят 33 молодых

богатыря и старый дядька Черномор, который выводит их парами, то есть по двое. Но 33 на 2 не делится, следовательно, поэтическое описание оказывается ложным, невозможным с точки зрения арифметики. Отсюда следует, что произведение Александра Сергеевича Пушкина действительно является сказкой, что и требовалось доказать.
Итак, на берег из моря выходят 33 молодых богатыря и старый дядька Черномор, который

Слайд 16Летом 1831 года, женившись, Пушкин проводил лето в Царском Селе и

посетил Лицей. Известно, что лицеистов в классе рассаживали в соответствии с успехами в учении: чем ниже успеваемость воспитанника, тем дальше от кафедры он должен был садиться. И вот тогда летом 31-го года один самый смелый воспитанник спросил поэта - за что учитель математики отправил его за самую последнюю парту? ! - Я не мог 33 разделить на 2! - улыбнулся поэт. В это время, летом 31-го, Пушкин завершал работу над «Сказкой о Царе Салтане». В рукописях поэта сохранились две записи этого сюжета, относящиеся к 1822 и 1824 годам. Вернувшись из Лицея к своему письменному столу, поэт вновь вспомнил пору своего ученичества, вспомнил и эпизод с деле­нием, всего-то на всего - одно число разделить на другое. Но это деление у юного Александра никак не получалось. Это был именно тот день, когда учитель сказал ему: «Ступайте, Пушкин, на место! И про­должайте лучше сочинять свои стихи!..» Историю о том неудавшемся делении и зашифровал поэт в рассказе о тридцати трех богатырях, выходящих из моря парами!...
Летом 1831 года, женившись, Пушкин проводил лето в Царском Селе и посетил Лицей. Известно, что лицеистов в

Слайд 17Задачи к «Сказке о царе Салтане»

Задачи к «Сказке о царе Салтане»

Слайд 18

Учёный кот Пушкина А.С. Пушкин писал: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии» Читая произведения Пушкина, мы находим применение геометрии. Кому не известны следующие пушкинские строки из поэмы «Руслан и Людмила»: «У лукоморья дуб зеленый Златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом». А задумываемся ли мы над тем, какую линию описывает кот при своем движении? На первый взгляд может показаться, что при таком движении описывается окружность. Но это неверно. Ведь цепь все время наматывается или сматывается с дуба так, что она натянута и образует касательные к окружности ствола. Ее концы при этом описывают сложную геометрическую кривую. Так что кот не зря назван Пушкиным «Ученым»: он знаком с этой геометрической кривой.
Учёный кот Пушкина

Слайд 19Кот учёный за один день прошёл 2,4 км. Известно, что налево

он прошёл в 3 раза большее расстояние, чем направо. Сколько километров прошёл кот налево и сколько направо?
Кот учёный за один день прошёл 2,4 км. Известно, что налево он прошёл в 3 раза большее

Слайд 20Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Старшая девица наткала больше,

чем средняя в 3 раза, а младшая девица наткала на 1 кг больше, чем средняя. Вместе они наткали 22 кг пряжи. Сколько пряжи наткала каждая девица?
Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Старшая девица наткала больше, чем средняя в 3 раза, а

Слайд 21В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут; туча

по небу идет, бочка по морю плывет. За 2 дня они проплыли 1500 км., за следующие 3 дня – 1870 км., за следующие 5 дней – 3780 км., за следующие 4 дня – 2201 км. Сколько дней они плыли и сколько километров?
В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут; туча по небу идет, бочка по морю

Слайд 22Между царством Салтана и Гвидона 150 км. Корабельщики проплывают за 1

час 3 км. Сколько суток им потребуется на поездку туда и обратно?
Между царством Салтана и Гвидона 150 км. Корабельщики проплывают за 1 час 3 км. Сколько суток им

Слайд 23Белка за три дня разгрызла половину волшебных орехов. Во второй день

она разгрызла в два раза больше орехов, чем в первый. В третий день – в три раза больше, чем в первый. После этого осталось 60 орехов. Сколько орехов было у белки первоначально?
Белка за три дня разгрызла половину волшебных орехов. Во второй день она разгрызла в два раза больше

Слайд 24

«Под елкою высокой… Белочка при всех Золотой грызет орех, Изумрудец вынимает, А скорлупку собирает, Кучки равные кладет… Князь для белочки потом Выстроил хрустальный дом. Караул к нему приставил И притом дьяка заставил Строгий счет орехам весть. Князю прибыль, белке честь. …Из скорлупок льют монету Да пускают в ход по свету…» За один день белочка могла разгрысть 80 орешков. Вопрос: 1. Сколько монеток можно было отлить за один день? 2. Сколько кучек со скорлупками сложила белочка?

Слайд 25В первый день белка разгрызла 35 орехов. Во второй день в

2 раза больше, чем в первый день. В четвёртый день – на 10 орехов меньше, чем во второй, но на 8 орехов больше, чем в третий. Сколько орехов разгрызла белка за четыре дня?
В первый день белка разгрызла 35 орехов. Во второй день в 2 раза больше, чем в первый

Слайд 26Из воды, как жар горя, выходят 33 богатыря. У каждого богатыря

по 32 брата и одной сестре. Сколько всего братьев и сестёр в их семье?
Из воды, как жар горя, выходят 33 богатыря. У каждого богатыря по 32 брата и одной сестре.

Слайд 27В мешке у белочки 25 кг золотых орешков. Сколько у белочки

изумрудов, если масса одной ореховой скорлупки 25 грамм?
В мешке у белочки 25 кг золотых орешков. Сколько у белочки изумрудов, если масса одной ореховой скорлупки

Слайд 28Царь Гвидон превратился в комара и полетел через океан к царю

Салтану со скоростью 5 км/час. Так он летел 3 часа при встречном ветре, скорость которого 1 км/час. Затем ветер сменился и стал попутным, скорость которого 3 км/час. Какое расстояние он пролетел, если при попутном ветре он летел 2 часа?
Царь Гвидон превратился в комара и полетел через океан к царю Салтану со скоростью 5 км/час. Так

Слайд 29В виде комара князь Гвидон пролетел 7 км за 2 часа.

Летя к царю Султану. Летя назад, это же расстояние он пролетел на 10 минут дольше. Найдите скорость комара.
В виде комара князь Гвидон пролетел 7 км за 2 часа. Летя к царю Султану. Летя назад,

Слайд 30Корабль проплыл по морю, от острова Буяна до царства славного Салтана,

240 км с некоторой постоянной скоростью. Возвращаясь обратно он проплыл половину пути с той же скоростью, а затем увеличил её на 10 км/час. В результате на обратный путь было затрачено на 2/5 часа меньше, чем на путь от острова Буяна до царства славного Салтана. С какой скоростью плыл корабль от острова Буяна до царства славного Салтана?
Корабль проплыл по морю, от острова Буяна до царства славного Салтана, 240 км с некоторой постоянной скоростью.

Слайд 31Первая девица дала белке в 3 раза больше орехов, чем вторая,

а третья девица на 5 орехов меньше, чем первая. Всего белка получила 51 орех. Сколько орехов дала белке каждая девица?
Первая девица дала белке в 3 раза больше орехов, чем вторая, а третья девица на 5 орехов

Слайд 32Дано: 1,5 белки за 1,5 часа съедают 1,5 ореха. Найти: сколько орехов

съедят 9 белок за 9 часов?
Дано: 1,5 белки за 1,5 часа съедают 1,5 ореха. Найти: сколько орехов съедят 9 белок за 9

Слайд 33

Заключение. Приступая к исследованию, мы ставили перед собой задачу вызвать интерес к изучению предмета «математика» у учащихся, имеющих гуманитарный склад ума. Математика неисчерпаема и многогранна, одного покоряет ее логическая стройность, другого – абстрактный метод, третий ценит в ней величайшую полезность. Единство особенности математики – это так же ее особенность, которая составляет ее красоту. Математика и литература, не так далеки друг от друга. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости, зоркости и наблюдения различных явлений жизни. Литература учит нас понимать окружающий мир, математика – точно мыслить, соизмерять, оценивать этот мир.

Слайд 34Вывод.   Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что математика и литература –

это вечные науки. С древнейших времен известно, что математика учит правильно и последовательно мыслить, логически рассуждать. Кто занимается математикой, тот развивает свой ум и внимание, воспитывает волю и настойчивость. А эти качества нужны всем без исключения: и врачу, и артисту, и художнику, и писателю. Не менее важна и литература, позволяющая человеку выражать свои мысли, чувства, эмоции. Только в тесной взаимосвязи этих наук человек будет чувствовать себя спокойно, уверенно, комфортно в этом огромном мире загадок.
Вывод.   Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что математика и литература – это вечные науки. С

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть