Слайд 1Понятие о дизартрии
Причины . Классификация.
Психолого-педагогический факультет
Кафедра психологии и социальной педагогики
Выполнила :студентка
3 курса
Заочной формы обучения
По направлению подготовки
« Специальное ( дефектологическое ) образование
Кассина Анна владимировна
Орехово-Зуево , 2019 г.
Слайд 2 Дизартрия – нарушение звукопроизношения и просодики вследствие нарушения иннервации мышц
речевого аппарата (дыхательного, речевого, артикуляционных отделов). Дизартрия — термин греческий, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (dуs — нарушение признака или функции, arthroo — расчленяю). Дизартрия относится к числу сложных нарушений: речь неплавная, невнятная. Нарушения произносительной стороны речи при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
Дизартрия выделяется в рамках клинико – педагогической классификации и относится к категории нарушений фонационного оформления речи.
Слайд 3Впервые клиническая картина дизартрии была описана более ста лет назад. Легкая
степень дизартрии как речевое нарушение, отличающееся по своему патогенезу, была выделена из группы звукопроизносительных расстройств А. Куссмаулем в 1888 году. Называя косноязычием все недостатки речи, А. Куссмауль наряду с функциональным, выделил органическое косноязычие, которое являлось, по его мнению, одной из форм центрального, органически обусловленного нарушения речи. А. Куссмауль впервые вскрыл те факторы, которые влекут за собой дизартрические нарушения речи, проявляющиеся в форме неясности произношения различной степени выраженности.
Несмотря на длительную историю изучения дизартрии, многое в этой проблеме остается спорным.
Слайд 4Понятие и этиология дизартрических расстройств.
В настоящее время существует два основных подхода
в изучении дизартрических нарушений.
Первый – это изучение дизартрических расстройств с неврологических позиций. Этот аспект учитывает патогенез клинических проявлений дизартрии, локализацию очага поражения, характер речевых нарушений в синдроме соответствующих двигательных расстройств.
Второй подход – нейрофонетический. Нейрофонетическое изучение предполагает фонематический анализ дизартрической речи на основе современной психолингвистики. То есть акцент идет не на клинику, а на патогенетический анализ выявления нейрофонетических синдромов дизартрий.
Анализ литературных данных показал, что существуют различные определения дизартрий.
Дизартрия – это расстройство произносительной стороны речи, при которой страдает просодическая сторона звукового потока, фонетическая окраска звуков или неправильная реализация фонемных сигнальных признаков звукового строя речи (пропуски, замены звуков). Такое определение дизартрии дается в учебном пособии Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.
Дизартрия – это нарушение координации речевого процесса, которое является симптомом повреждения моторного анализатора и эфферентной системы. При этом нарушена способность членения речи и артикуляции в целом. (К. Беккер, М. Совак).
Оба определения важны, так как первое базируется на внешних проявлениях патологии, второе же более указывает на наличие дизартрии как симптома поражения центральной и периферической нервной системы.
Слайд 5Причины , приводящие к возникновению дизартрий
1) Пренатальный период, то есть дородовой.
Наиболее частыми причинами, вызывающими внутриутробное поражение головного мозга, являются: заболевания матери во время беременности (вирусные, инфекционные); у матери сердечно-сосудистая и почечная недостаточность; психические и физические травмы во время беременности; повышенная доза радиоактивности во время беременности; влияние никотина, алкоголя и наркотиков; несовпадение матери и плода по резус-фактору и групповой принадлежности. Влияние этих причин особенно опасно в первый триместр беременности.
2) Натальный период (вторичные факторы, усугубляющие): черепно-мозговые травмы во время родов; кровоизлияние в мозг в результате резкой смены давления (при стремительных родах, при кесаревом сечении); неудачное применение средств родовспоможения (первичная причина).
3) Постнатальный период: перенесенные самим ребенком заболевания (менингит, менинго-энцефалит и другие); черепно-мозговые травмы.
Важно отметить, что неблагополучие пренатального периода часто влечет за собой неблагополучие натального и постнатального периодов.
Следует отметить, что дети с дизартрией по клинико-психологической характеристике могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от их общего психофизического развития: дизартрия у детей с нормальным психофизическим развитием; дизартрия у детей с ДЦП; дизартрия у детей с олигофренией; дизартрия у детей с гидроцефалией; дизартрия у детей с ЗПР; дизартрия у детей с ММД (минимальная мозговая дисфункция).
Слайд 6Классификация и симптоматика дизартрии.
Классификация по степени выраженности.
В ее основе лежит
учет степени поражения головного мозга. И в зависимости от степени поражения выделяют анартрию, дизартрию, стертую дизартрию: анартрия - полная невозможность произносительной стороны речи; дизартрия (выраженная) - ребенок пользуется устной речью, но она нечленораздельная, малопонятная, грубо нарушено звукопроизношение а также дыхание, голос, интонационная выразительность; стертая дизартрия - все симптомы (неврологические, психологические, речевые) выражены в стертой форме. Стертую дизартрию можно спутать с дислалией. Отличие в том, что у детей со стертой дизартрией наблюдается наличие очаговой неврологической микросимптоматики.
классификация по степени понятности речи для окружающих.
Она была предложена французским невропатологом Тардье (1968) применительно к детям с церебральным параличом. В ее основе лежит учет чисто внешних проявлений. Автор выделили четыре степени тяжести речевых нарушений: первая – самая легкая степень – нарушение звукопроизношения выявляется только специалистом в процессе обследования ребенка; вторая – нарушения произношения заметны каждому, но речь понятна для окружающих; третья – речь понятна только близким ребенка и частично для окружающих; четвертая, самая тяжелая – отсутствие речи или речь почти непонятна даже близким ребенка (анартрия).
Слайд 8На основе синдромологического подхода выделяют следующие формы дизартрии: спастико-паретическую, спастико-ригидную, спастико-гиперкинетическую,
спастико-атактическую, атактико-гиперкинетическую, спастико-атактико-гиперкинетическую. Данная классификация учитывает и дифференцирует прежде всего неврологическую симптоматику. Выделение формы дизартрии по этой классификации возможно лишь при участии невропатолога.
Классификация в отечественной невропатологии и логопедии создана с учетом механизма нарушения, по локализации поражения. В зависимости от локализации очага поражения, при поражении периферического двигательного нейрона и его связи с мышцей выделяют периферический паралич. При поражении центрального двигательного нейрона и его связи с периферическим нейроном развивается центральный паралич.
Слайд 10Бульбарная дизартрия
Характер поражения мозга. Одностороннее (безразлично, право- или левостороннее) или двустороннее
поражение периферических двигательных нейронов (тройничного, лицевого, языко-глоточного, блуждающего и подъязычного).
Патогенез (особенности двигательных расстройств). Избирательные вялые, преимущественно право- или левосторонние параличи мышц речевого аппарата (языка, губ, мягкого нёба и глотки, гортани, поднимающих нижнюю челюсть, дыхательных). Атрофии этих мышц, их атония (язык вялый, дряблый). Снижены или отсутствуют глоточный и нижнечелюстной рефлексы. Расстройства любых непроизвольных и произвольных движений в соответствующих группах мышц.
Клинические симптомы. Голос слабый, глухой, истощающийся. Гласные и звонкие согласные звуки оглушены. Тембр речи изменен по типу открытой гнусавости. Артикуляция гласных приближена к нейтральному гласному звуку. Артикуляция согласных упрощена. Смычные согласные и вибр /р/ заменяются соответствующими щелевыми. Характер щели у щелевых звуков тоже упрощается. В результате в речи доминируют глухие плоскощелевые звуки. Нередки избирательные расстройства артикуляции в соответствии с избирательным распределением вялых парезов. Речь замедленна, резко утомляет больного. Бульбарная дизартрия встречается только во взрослом возрасте.
Слайд 11Псевдобульбарная дизартрия.
Характер поражения мозга. Обязательно двусторонние поражения центральных двигательных кортико-бульбарных нейронов.
Патогенез
(особенности двигательных расстройств). Пирамидные спастические параличи мышц речевого аппарата. Мышечных атрофий нет. Тонус мышц повышен по типу спастической гипертонии (язык напряжен, отодвинут назад). Глоточный и нижнечелюстной рефлексы усилены. Нередки насильственные смех и плач. Параличи всегда двусторонние, хотя возможно их значительное преобладание справа или слева. Наиболее расстроены: 1) произвольные движения и 2) самые тонкие движения кончика языка.
Клинические симптомы. Голос слабый, сиплый и хриплый, гласные и согласные звуки произносятся глухо, но иногда, наряду с оглушением звонких согласных, наблюдается озвончение глухих согласных. Тембр речи гнусавый, особенно гласных заднего ряда и твердых согласных со сложным артикуляционным укладом (р, л, ш, ж, ч, ц). Артикуляция гласных сдвинута назад. Артикуляция согласных упрощена и тоже сдвинута назад. Смычные согласные и вибр /р/ заменяются на щелевые. Щелевые согласные со сложной формой щели превращаются в плоскощелевые. Артикуляция твердых согласных нарушается больше, чем мягких. Больной слышит свои дефекты произношения и активно старается их преодолеть. Однако его усилия приводят, как правило, к нарастанию гипертонии в парализованных группах мышц и, следовательно, к усилению патологических особенностей артикуляции.
Слайд 12Мозжечковая дизартрия.
Характер поражения мозга. Встречается при поражении мозжечка и его связей
с другими структурами мозга.
Патогенез и клинические симптомы. Отмечается выраженная асинхронность между дыханием, фонацией и артикуляцией. Вследствие этого речь замедлена по темпу, толчкообразная, с нарушенной модуляцией ударения, с затуханием голоса к концу фразы, то есть скандированная речь. Вследствие гипотонии движения артикуляционных органов воспроизводятся и удерживаются с трудом. В результате этого в фонетическом отношении нарушены звуки, которые требуют достаточно четких, дифференцированных движений и достаточной силы мышечных сокращений: сложные переднеязычные звуки, аффрикаты, смычные звуки. Развивается симптом открытой гнусавости. Просодические нарушения более выражены.
Слайд 13Подкорковая дизартрия (экстрапирамидная)
Характер поражения мозга. Различные поражения подкорковых ядер мозга и
их нервных связей.
Патогенез (особенности двигательных расстройств). Экстрапирамидные расстройства мышечного тонуса в виде гипертонии, гипотонии или дистонии. Насильственные движения (гиперкинезы) в мышцах речевого аппарата в виде дрожания (например, интонационный тремор), медленных червеобразных сокращений мышц (например, при двойном атетозе), быстрых внезапных сокращений разных мышечных групп (например, при хорее), быстрых ритмических сокращений одних и тех же мышц (например, при миоклонии).
Клинические симптомы. Расстройства произношения чрезвычайно разнообразны, часто непостоянны. Голос бывает напряженным, резким, хриплым, колеблющимся в тембре и громкости. Иногда голос в процессе речи затухает и переходит в шепот. Иногда артикуляция гласных бывает нарушена больше, чем согласных. Отдельные слова и звуки могут произноситься правильно, но в момент гиперкинеза они оказываются резко искаженными и невнятными. Как правило, расстраиваются темп, ритм и мелодика речи. Больной замечает свои расстройства артикуляции.
Слайд 14Кинестетическая постцентральная корковая дизартрия.
Характер поражения мозга. Одностороннее поражение постцентральных полей коры
(их нижних отделов) доминантного, обычно левого полушария мозга.
Патогенез. Апраксия кинестетического типа. Распад кинестетических обобщенных схем артикуляции шумовых признаков звуков в структуре слога с трудностями различения соответствующих артикуляционных укладов.
Клинические симптомы. Голос и тембр речи не расстроены. В процессе речи заменяются шумовые признаки звуков признаки места образования (особенно язычных согласных), признаки способа образования (особенно аффрикат и шипящих), признаки твердости и мягкости. Эти нарушения артикуляции непостоянны, лабильны, вследствие чего замены звуков бывают неоднозначны (п- м, б - п, п - ф, п - т и др. ). Даже в тяжелых случаях кинестетической дизартрии тот или иной шумовой артикуляционный признак может искажаться не в 100% случаев. Ребенок-дизартрик слышит свои ошибки артикуляции и активно (под контролем слуха и кинестетических ощущений) пытается их исправить, что приводит к нарушениям плавности и замедлению речи.
Слайд 15Кинетическая премоторная корковая дизартрия
Характер поражения мозга. Одностороннее поражение премоторных полей коры
(их нижних отделов) доминантного, обычно левого, полушария мозга.
Патогенез. Апраксия кинетического типа. Распад временных обобщенных схем артикуляторного действия с напряженностью, замедленностью отдельных движений, распадом артикуляторных действий на составляющие их элементы; трудности переключении с одного элемента на другой, персеверации.
Клинические симптомы. Голос звучный, тембр речи не нарушен. Ритмические структуры слов имеют тенденцию к превращению в цепочки открытых ударных слогов. Артикуляция согласных напряжена, начальные и конечные согласные нередко удлинены или толчкообразны. Характерны замены щелевых звуков на смычные. Переходные фазы артикуляции часто превращаются в самостоятельные звуки-вставки. Наблюдаются пропуски звуков в стечениях согласных и упрощения аффрикат (ц - с, т, те). Чрезмерная напряженность артикуляции косвенно приводит к усилению громкости голоса избирательному оглушению звонких смычных и реже щелевых согласных.
Таким образом, основными симптомами дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания.
Слайд 17краткие выводы по представленной теме:
По данным литературы дизартрия представляет собой все
формы нарушения звукопроизношения, от смазанной речи до гнусавого невнятного оттенка произношения. Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем.
Дизартрия – латинский термин, который в переводе означает расстройство членораздельной речи произношения. Но единого определения этой патологии не существует и до настоящего времени. Часть авторов относят к дизартрии только те формы речевой патологии, при которой нарушение звукопроизношения обуславливается параличами и парезами мышц речевого аппарата. Другие авторы трактуют дизартрию шире и относят к ней все поражения артикуляции, фонации, речевого дыхания, которые возникают в результате поражения различных уровней центральной нервной системы.
Причинами формирования такой речевой патологии как дизартрия служат различные вредности пренатального, натального, постнатального периодов: заболевания матери во время беременности, слабая родовая деятельность матери, нарушение раннего психомоторного развития и тяжелые заболевания ребенка, особенно на первом году жизни.
Основными клиническими признаками дизартрии являются: нарушения мышечного тонуса в речевой мускулатуре; ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата; нарушения голосообразования и дыхания.
Симптомы стертой дизартрии дифференцированы по принципу видимых (моторных) нарушений неврологического характера, на которые мы обращаем свое визуальное внимание; и речевые которые мы воспринимаем слуховым анализатором уже в результате общения, являющиеся по сути проявлением или следствием нарушений первой группы. Они уточняют характер нарушений и являются фундаментом в постановке окончательного диагноза. Эти две группы тесно взаимосвязаны.
Слайд 18Список литературы:
1) Гуровец Г.В., Давидович Л.Р., Маевская С.И. Медико-педагогическая характеристика сложных
форм речевой патологии. // Изучение и коррекция речевых расстройств. - Л., 1986. - С.73-79.
2) Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. / Пер. с чеш. Е.О. Соколовой. Под ред. В.К. Труткева, С.С. Ляпидовского – М.: Медгиз, 1962 – 299 с.
3) Логопедия. / Под ред. К.П. Беккер, М. Совак. – М.: Просвещение, 1983 - С.267.
4) Мартынова Р.И. Медико-педагогическая характеристика дислалии и дизартрии. // Очерки по патологии речи и голоса. - М., 1963. №2. - С.34-48.
5) Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1973. – 272 с.
6) Правдина-Винарская Е.Н. Современное состояние проблемы дизартрии. - М.: Просвещение, 1973. – 283с.
7) Хрестоматия по логопедии. / Под ред. Волковой Л.С., Селиверстова В.И. - М.: Владос, 1997. - С.227-228, 238-243.