Презентация, доклад по литературному краеведению в 6 классе Святые источники и родники

Содержание

Цель. Формирование представлений о природном и культурном наследии своей области.Задачи:получить общую информацию о природном наследии Пензенского края на примере водных ресурсов : родников и источников. познакомить с разнообразием родников и святых источников Пензенской области, с историей

Слайд 1РОДНИКИ И СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.
Урок литературного краеведения в 6 классе.
Учитель

– Кудишина Т.А.

РОДНИКИ И СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Урок литературного краеведения в 6 классе.
Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 76 г. Пензы Кудишина Татьяна Анатольевна

РОДНИКИ И СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.Урок литературного краеведения в 6 классе.Учитель – Кудишина Т.А.РОДНИКИ И СВЯТЫЕ ИСТОЧНИКИ

Слайд 2Цель. Формирование представлений о природном и культурном наследии своей области.
Задачи:

получить общую

информацию о природном наследии Пензенского края на примере водных ресурсов : родников и источников.

познакомить с разнообразием родников и святых источников Пензенской области, с историей их открытия;

на примере краеведческого материала показать, что история природы родного края является неотъемлемой частью истории России.
Цель. Формирование представлений о природном и культурном наследии своей области.Задачи:получить общую информацию о природном наследии Пензенского края

Слайд 3Цель. Формирование представлений о природном и культурном наследии своей области.
Задачи:

получить общую

информацию о природном наследии Пензенского края на примере водных ресурсов : родников и источников.

познакомить с разнообразием родников и святых источников Пензенской области, с историей их открытия;

на примере краеведческого материала показать, что история природы родного края является неотъемлемой частью истории России.
Цель. Формирование представлений о природном и культурном наследии своей области.Задачи:получить общую информацию о природном наследии Пензенского края

Слайд 4Семиключье
Салолейка
Молебный
ключ
Родник Святой Параскевы
Ильинский родник
Никольский родник
Майский родник
Живоносный источник








СемиключьеСалолейкаМолебныйключРодник Святой ПараскевыИльинский родникНикольский родникМайский родникЖивоносный источник

Слайд 5
Природа щедро наградила Пензенский край ключами вкусной и кристально прозрачной водой.

В Пензенской области насчитывается 115 почитаемых в народе святых родников.
Природа щедро наградила Пензенский край ключами вкусной и кристально прозрачной водой. В Пензенской области насчитывается 115 почитаемых

Слайд 6Одним из старейших святынь Мокшанского края является родник святой Параскевы Пятницы,

именуемый в народе Девятая Пятница.
Одним из старейших святынь Мокшанского края является родник святой Параскевы Пятницы, именуемый в народе Девятая Пятница.

Слайд 7Легенда рассказывает, что в стародавние времена у источника близ села Богородское

произошло чудесное событие. Благочестивому крестьянину, страдавшему тяжким недугом, явилась святая мученица Параскева и даровала исцеление. С тех пор воды источника почитаются как чудотворные.
Легенда рассказывает, что в стародавние времена у источника близ села Богородское произошло чудесное событие. Благочестивому крестьянину, страдавшему

Слайд 8
В Пензенской области, на правом берегу реки Мокши, в Барабановском лесничестве

раскинулась местность удивительной красоты – святые источники Салолейка.

Салолейка

В Пензенской области, на правом берегу реки Мокши, в Барабановском лесничестве раскинулась местность удивительной красоты – святые

Слайд 9Историки и этнографы предполагают, что этот удивительный уголок природы мог почитаться

в мордовском народе еще в языческие времена. В 1660-х гг., практически одновременно с крепостью Пенза, появился на Салолейской горе Успенский женский монастырь.

Однако время было неспокойное. В глухих лесах по берегам Мокши встречались нередко и разбойники. С юга совершали набеги кочевники. Поэтому в 1689 году по просьбе настоятельницы перевели монастырь в более защищенное место – в Верхний Ломов. На Салолейку пришли монахи.

Историки и этнографы предполагают, что этот удивительный уголок природы мог почитаться в мордовском народе еще в языческие

Слайд 10По приданию первым сюда пришел с тамбовщины монах Серафим. Он искал

место для уединенной отшельнической жизни и пораженный красотой местной природы решил остаться здесь. Вскоре, собрались из окрестных сел иноки и начали строить здесь храм и келью. Много лет простоял уединенным монастырь в тени лесов, пока не был варварски разрушен.

Говорят, произошло это еще во времена Стеньки Разина. Поздним вечером подошел отряд разинцев к воротам обители. Хоть и было испокон веку на Руси в монастырях давать приют всем, кто бы ни пришел, но на этот раз монахи разбойника отказали. Разозлились разбойники на такой ответ монахов, ворвались в обитель.Всего от разинских приспешников погибло сорок монахов. Когда невинно убиенные иноки были преданы земле, она заплакала горькими слезами – из нее потекло сорок источников.

По приданию первым сюда пришел с тамбовщины монах Серафим. Он искал место для уединенной отшельнической жизни и

Слайд 11Родник, святой источник Живоносный источник Пресвятой Богородицы в селе Большая Валяевка

Пензенского района.

Скрываясь в густом лесу от степных кочевников, время от времени опустошавших в конце XVII века своими набегами сурские земли, один из монахов зашел в густые камыши, где и увидел чудо. В бившем из-под земли роднике лежала небольшая икона Божией Матери, ничуть не повредившаяся от сырости. Припав к источнику, монах стал произносить молитвы, а когда опасность миновала, объявил о найденном образе в деревне Поляны, находящейся в пяти верстах от того места.

Родник, святой источник Живоносный источник Пресвятой Богородицы в селе Большая Валяевка Пензенского района.Скрываясь в густом лесу от

Слайд 12Молитвенное обращение к Пресвятой Богородице и омовение в целебных водах родника

стали приносить чудесные исцеления от болезней и добрая слава об этом месте разнеслась по сурскому краю.
Молитвенное обращение к Пресвятой Богородице и омовение в целебных водах родника стали приносить чудесные исцеления от болезней

Слайд 13.
На Семиключье по преданию местных жителей жили монахи. Предположительно, во время

нашествия на Русь иноплеменников, семеро монахов были убиты. После этого события, Божией милостью, на этом месте забили родники, отсюда и название - СЕМИКЛЮЧЬЕ. Была поставлена часовня.Божия Матерь, желая прославить это место, явила на нём свою чудотворную иконку «Тихвинская». Случилось это в девятую неделю по Пасхе. Местные жители трижды переносили икону в храм, в село Русская Норка, и трижды, чудным образом, икона оказывалась на родниках.

СЕМИКЛЮЧЬЕ

.На Семиключье по преданию местных жителей жили монахи. Предположительно, во время нашествия на Русь иноплеменников, семеро монахов

Слайд 14В настоящее время на Семиключье встречает, паломников со всей страны ―

часовня, а спустившись с горы вниз, видишь - семь крестов как семь Христовых воинов-братьев, опирающихся один на другого, от старшего к младшему стоят. Справа небольшая гора, из-под нее бьют благодатные источники.
В настоящее время на Семиключье встречает, паломников со всей страны ― часовня, а спустившись с горы вниз,

Слайд 15 Каждый год, в девятую пятницу, на «Семиключье» служится водосвятный молебен.

Имеются свидетельства чудесных исцелении различных болезней и недугов тех, кто с верою искупался в Источнике. Набранная здесь вода не портится длительное время.
Каждый год, в девятую пятницу, на «Семиключье» служится водосвятный молебен. Имеются свидетельства чудесных исцелении различных болезней

Слайд 16
Молебный ключ
С этим родником связано само возникновение обители. По

преданию, в конце XVII века в эти края пришли двое старцев – Иоанн и Тихон, которые принесли Владимирскую икону Божией Матери и поставили ее над ключом. Они поселились здесь, а над иконой и источником была сооружена часовня.
На источник ежегодно на Владимирскую бывают крестные ходы и водосвятные молебны.

Наиболее чтимым источником Лунинского района является Монастырский родник или Молебный ключ на правом берегу реки Вьяс, между Большим и Лесным Вьясами, в возрождающемся Владимирском монастыре.

Молебный ключ С этим родником связано само возникновение обители. По преданию, в конце XVII века в

Слайд 17Родники в деревне Ханенёвка.
Большой родник.
На территории деревни Ханеневка, Пензенского района

находятся два родника во имя иконы Николая Чудотворца. Несмотря на то, что один родник находится в центре деревни, а другой на выезде, почитают и используют оба.
Родники в деревне Ханенёвка. Большой родник.На территории деревни Ханеневка, Пензенского района находятся два родника во имя иконы

Слайд 18Малый родник.

Из рассказов сторожил известно, что все дни, посвященные святому Николаю,

считались в народе большими праздниками и с ними связывалось множество обрядов, обычаев и поверий, свято соблюдаемых всеми верующими. Наши предки понимали, что без воды нет жизни, поэтому в родниках видели прежде всего силу плодородия. К родникам обращались с мольбой о дожде. В родниках ценили силу и чистительную, и целебную. На Крещение, в образовавшейся купели большого центрального родника, купались и просили на год здоровья. Сегодня родники облагорожены местными жителями, продолжают поить речку Лисовку своей чистой, прозрачной водой.
Малый родник.Из рассказов сторожил известно, что все дни, посвященные святому Николаю, считались в народе большими праздниками и

Слайд 19Ильинский родник
В селе Бессоновка Пензенского района находится родник Ильинский, несет

он свою кристально чистую воду в реку Шелдоис.
Ильинский родник В селе Бессоновка Пензенского района находится родник Ильинский, несет он свою кристально чистую воду в

Слайд 20В периоды страшно бездождья, когда земля раскалялась под жаркими лучами солнца,

старые люди у родника, просили прощения у Бога за совершенные грехи и великой милости ввиде дождя.
В настоящее время совершаются крестные ходы к источнику и молебены с водоосвящением у родника.
В периоды страшно бездождья, когда земля раскалялась под жаркими лучами солнца, старые люди у родника, просили прощения

Слайд 21Родник «Майский»
В городе Сердобске, в западной части, находится источник, который

является историчеким памятником. Он известен еще с тех давних пор, когда существовала Сердобская слобода.

С образованием города и строительством собора место, где находился родник, стало священным. Здесь совершалось благослужение, крещение, праздничные гражданские обряды... Люди верили в целительную силу родника и со всей округи съезжались сюда за водой. И действительно вода источника была кристально чистая и била и бьет ключом уже несколько лет, не истощаясь. Вода очень прозрачная ― через двадцатисантиметровый слой воды можно даже читать.

Родник «Майский» В городе Сердобске, в западной части, находится источник, который является историчеким памятником. Он известен еще

Слайд 22В годы революции, в удаленном от центра месте, проводились революционные собрания

― маевки. С тех пор родник получил название «Майский». Позднее был подписан документ о том, что он является памятником природы.

С первых дней облик родника постоянно менялся. Ключ, бивший из под горы, был заключен в дубовый сруб стараниями лесников. Ручей был заключен в деревянную колоду. Поляна родника всегда была чиста и суха. Ручей уходил далеко в лес и там терялся в заливном лугу. Любовь горожан к роднику выражается и тем, что, и в настоящее время вокруг источника идеальный порядок, а территория благоустроена.

В годы революции, в удаленном от центра месте, проводились революционные собрания ― маевки. С тех пор родник

Слайд 23не случайно эти слова имеют один общий корень. Родники - удивительные

творения, которые несут нам не только свежую благодатную воду, но и даруют размышления, о силе, истории и красоте нашей пензенской природы.

Родина,

родной,

родник:

не случайно эти слова имеют один общий корень. Родники - удивительные творения, которые несут нам не только

Слайд 24Источники:


http://kp.ru/daily/24087/319635
http://pravoslavie58region.ru Пенза православная. Информационно — просветительский сайт Пензенской
епархии.
«Пензенская правда».

А. Володин. Оберег земли Пензенской.
http:// www.smisl-zhizni/ Притчи о смысле жизни человека.
Фото и материалы из личного архива.
http://inptyza.ru/orthodoxy/si/semikiyuchye.php


Источники: http://kp.ru/daily/24087/319635 http://pravoslavie58region.ru Пенза православная. Информационно — просветительский сайт Пензенскойепархии.«Пензенская правда». А. Володин. Оберег земли Пензенской. http://

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть