Презентация, доклад по литературе по теме Серебряный век.

Содержание

Атмосфера рубежа веков в отзывах современниковЗ. Гиппиус: «Что – то в России ломалось, что – то оставалось позади, что – то, народившись или воскреснув, стремилось вперед.»

Слайд 1СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК
1894-1929
Автор-
Юрганова Е.В.

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК1894-1929Автор-Юрганова Е.В.

Слайд 2Атмосфера рубежа веков в отзывах современников
З. Гиппиус: «Что – то в

России ломалось, что – то оставалось позади, что – то, народившись или воскреснув, стремилось вперед.»
Атмосфера рубежа веков в отзывах современниковЗ. Гиппиус: «Что – то в России ломалось, что – то оставалось

Слайд 3Н. Бердяев: « Это была эпоха пробуждения…Появились новые души, были открыты

новые источники творческой жизни…»
Н. Бердяев: « Это была эпоха пробуждения…Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни…»

Слайд 4Временные рамки Серебряного века
Непродолжительный период на рубеже XIX – XХ веков,

отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусство. Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен.
Впервые название было предложено философом Н.Бердяевым.
Временные рамки  Серебряного векаНепродолжительный период на рубеже XIX – XХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в

Слайд 5Хронологические рамки «серебряного века»

Хронологические рамки «серебряного века»

Слайд 61890 – начало эпохи экономического роста, реформ Витте
1894 – начало царствования

Николая П
С 1902 г. – массовое создание политических партий
1903 г. – второй съезд РСДРП
1904 -1905 -0 русско-японская война
1905-1907 – первая русская революция
1906 – создание 1 Государственной Думы, аграрная реформа Столыпина
1914 – начало Первой мировой войны
1817 – Февральская революция, свержение самодержавия
1917 – Октябрьская революция (переворот)

Исторические факты

Исторические факты

1890 – начало эпохи экономического роста, реформ Витте1894 – начало царствования Николая ПС 1902 г. – массовое

Слайд 7МОДЕРНИЗМ (новейший, современный)

Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ

века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира, разрыва с традициями реализма, преобладание мотивов утраты связи с реальностью.
МОДЕРНИЗМ (новейший, современный)   Художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века. Она характеризует ощущение дисгармонии мира,

Слайд 8Цель модернизма

Создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества,

преображение мира с помощью искусства
Цель модернизма   Создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображение мира с помощью искусства

Слайд 9

(упадок)


Явление в культуре конца ХIХ – начала ХХ века, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

ДЕКАДЕНСТВО


Слайд 10 реалисты верили в преображение человека
модернисты
Верили

в преображение мира

декаденты
Не верили в преображение

С помощью искусства

реалисты верили в преображение человека модернисты  Верили в преображение мирадекаденты

Слайд 11«Серебряный век» - сложное культурное явление, проявившееся в разных видах искусства,

но прежде всего в литературе.


Литературные течения

акмеизм

имажинизм

футуризм

символизм

Поэты вне групп и направлений

«Серебряный век» - сложное культурное явление, проявившееся в разных видах искусства, но прежде всего в литературе.Литературные теченияакмеизмимажинизмфутуризм

Слайд 12Представителей различных направлений Серебряного века сравнивали с пальмой из рассказа Гаршина,

которая пробила потолок теплицы и оказалась на улице…
Представителей различных направлений Серебряного века сравнивали с пальмой из рассказа Гаршина, которая пробила потолок теплицы и оказалась

Слайд 13

В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду

– огромная оранжерея из железа и стекла. Она была очень красива: стройные витые колонны поддерживали всё здание; на них опирались легкие узорчатые арки, переплетенные между собою целой паутиной железных рам, в которые были вставлены стекла. Особенно хороша была оранжерея, когда солнце заходило и освещало ее красным светом. Тогда она вся горела, красные отблески играли и переливались, точно в огромном, мелко отшлифованном драгоценном камне.
Сквозь толстые прозрачные стекла виднелись заключенные растения. Несмотря на величину оранжереи, им было в ней тесно. Корни переплелись между собою и отнимали друг у друга влагу и пищу. Ветви дерев мешались с огромными листьями пальм, гнули и ломали их и сами, налегая на железные рамы, гнулись и ломались…Была между растениями одна пальма, выше всех и красивее всех. Директор, сидевший в будочке, называл ее по-латыни Attalea! Но это имя не было ее родным именем: его придумали ботаники. 

ATTALEA PRINCEPS

Всеволод Михайлович ГАРШИН

(1855-1888)

Пальма – маленькая травка

(1855-1888)

В одном большом городе был ботанический сад, а в этом саду – огромная оранжерея из железа

Слайд 14Выражение «Серебряный век» восходит к античной традиции (деление истории человечества на

золотой, серебряный, медный и железный века в поэме древнегреческого поэта Гесиода «Труды и дни», а также в поэме римского поэта Овидия «Метаморфозы»). В России из этой четырехступенчатой формулы с начала 19 в. в широкое употребление вошло выражение «Золотой век», а затем, в качестве оппозиции, для обозначения современной пишущим эпохи — «Железный век» (Е. А. Баратынский). В конце 19 – начале 20 века формула «Серебряный век» в статьях В. С. Соловьева («Импрессионизм мысли», 1897) и В. В. Розанова («Ив. С. Тургенев. К 20-летию его смерти», 1903) была впервые в русской критике применена к тем, кто пришел в литературу после пушкинского времени.

Серебряный век

Выражение «Серебряный век» восходит к античной традиции (деление истории человечества на золотой, серебряный, медный и железный века

Слайд 15Ассоциативная цепочка:
Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие,

мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка, туман, волшебство, тайна, шепот, голоса…
Особый мир – возвышенный и прекрасный

Серебряный век

Ассоциативная цепочка:Блеск, яркость, звон, утонченность, хрусталь, бокалы, хрупкость, капель, металл, оружие, мгновенность, недолговечность, прозрачность, свечение, сияние, дымка,

Слайд 16Для поэзии серебряного века характерно:
Смещение поэтических акцентов: не «социальное», а «вечное»

становится главным мотивом творчества поэтов (любовь, красота, творчество, жизнь и смерть);
Лирический герой многолик (л.г. Играет множество ролей и меняет множество сценических масок);
Основной объект – сложный и противоречивый мир человеческой души.


Для поэзии серебряного века характерно:Смещение поэтических акцентов: не «социальное», а «вечное» становится главным мотивом творчества поэтов (любовь,

Слайд 17Декаденство (лат. dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX

- начала XX веков, отмеченное отказом от гражданственности, погружением в сферу индивидуальных переживаний.

Модернизм ( фр. moderne – новейший, современный) – художественно-эстетическая система, сложившаяся в начале ХХ века, воплотившаяся в системе относительно самостоятельных художественных направлений и течений, характеризующихся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бунтарско-эпатирующим мировосприятием, преобладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзорной свободы художника.
Декаденство (лат. dekadentia – упадок) – явление в культуре конца XIX - начала XX веков, отмеченное отказом

Слайд 18Выводы:
Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность.
Каждый считает, что он в

ответе за будущее.
Каждый стремится вобрать в свое творчество весь мир – космос, вечность, явления живой природы, культуры. Подобное стремление других поэтов воспринимается как посягательство на собственную вселенную. Отсюда и стремление защитить свой поэтический мир, оградить его от вторжения оппонентов и желание во что бы то ни стало доказать свою правоту читателю.
Выводы:Каждый поэт – ярчайшая индивидуальность, одаренная личность.Каждый считает, что он в ответе за будущее.Каждый стремится вобрать в

Слайд 19Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ

жизни времени
Сущность символизма сформулировал В.С.Соловьев:
Милый друг, иль ты не видишь,
Что все видимое нами –
Только отблеск, только тени
От незримого очами?

Символизм

Направление в искусстве 1870-1910-х годов; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни времениСущность символизма сформулировал В.С.Соловьев:Милый друг,

Слайд 20Основоположники символизма: В. Брюсов, А.Блок, А.Белый

Основоположники символизма: В. Брюсов, А.Блок, А.Белый

Слайд 21(от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая сила)

Направление в литературе, провозгласившее своими главными принципами:
- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности, вещности
- стремление придать слову определенное, точное значение, основываясь на конкретной образности
- обращение к человеку, к подлинности его чувств
-поэтизацию мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала

Акмеизм

(от греческого аcme - высшая степень чего-либо, цветущая сила)    Направление в литературе, провозгласившее своими

Слайд 22Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение

ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
Основные принципы акмеизма:— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;— отказ от мистической туманности,

Слайд 23Поэты акмеисты: С.Городецкий, Н.Гумилёв и А.Ахматова, В Кузьмин, О.Мандельштам

Поэты акмеисты: С.Городецкий, Н.Гумилёв и А.Ахматова, В Кузьмин, О.Мандельштам

Слайд 24(от латинского futurum – будущее)
Идея разрушения старого мира
Художественной системе футуризма свойственны:
Культ

техники, индустриальных городов;
Отрицание гармонии как принципа искусства;
Словесные деформации, напряженный интерес к неологизму, к игровому началу;
Абсолютизация динамики и силы, творческого произвола художника
Пафос эпатажа

Футуризм

(от латинского futurum – будущее)Идея разрушения старого мираХудожественной системе футуризма свойственны:Культ техники, индустриальных городов;Отрицание гармонии как принципа

Слайд 25Футуризм
Эгофутуризм
Кубофутуризм

ФутуризмЭгофутуризмКубофутуризм

Слайд 26Кубофутуризм
Кубофутуризм - направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского

художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени)

Пабло Пикассо.«Дама с веером»

КубофутуризмКубофутуризм - направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившегося соединить

Слайд 27Основоположники футуризма: В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин

Основоположники футуризма: В.Маяковский, В.Хлебников, И.Северянин

Слайд 28 Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание

они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме

Слайд 29Футуризм в живописи

Футуризм в живописи

Слайд 30Вывод Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы

столь различны, под общим понятием «творцы Серебряного века»?

Все эти поэты – современники; их объединяет время, сама эпоха
Всем им свойственно ощущение внутреннего хаоса и смятения, душевной дисгармонии;
Все они по-особенному, трепетно относятся к слову, образу, ритму
Они склонны к манифестам, программам, декларациям с выражением эстетических вкусов, симпатий и антипатий
Их сближает и беззаветное поклонение искусству, преданное служение ему…

Вывод Что дает основания для объединения поэтов начала века, чьи творческие принципы столь различны, под общим понятием

Слайд 31Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору учащихся).
Составить

таблицу. (Течения Серебряного века).
См. следующий слайд.
Домашнее задание:Подготовить выразительное чтение стихотворений поэтов Серебряного века (по выбору учащихся).Составить таблицу. (Течения Серебряного века).См. следующий слайд.

Слайд 32Составьте таблицу по следующим критериям.
Символизм
Акмеизм
Футуризм
Имажинизм

-цели творчества;
отношение к миру;
отношение к слову:
особенности

формы произведений;
представители

Составьте таблицу по следующим критериям.СимволизмАкмеизмФутуризмИмажинизм -цели творчества;отношение к миру;отношение к слову:особенности формы произведений;представители

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть