Слайд 1Роль внеклассного чтения в литературном и общекультурном развитии школьников
Карпова Людмила Валентиновна
МБОУ
Наро-Фоминская сош№5 СУИОП
Слайд 2 «Если ребёнок не любит читать, значит, это не та книга»
А.
Жвалевский, Е. Пастернак
Слайд 3Планирование уроков внеклассного чтения
На уроки внеклассного чтения Программа В.Я.Коровиной отводит
в
5 классе -10 часов,
в 6 классе -12 часов,
в 7 классе – 11 часов.
Но рассматриваются на этих уроках произведения тех авторов, которые изучаются по основной Программе.
Слайд 45 класс
1.И. Пивоварова. Тройка с минусом
2.К. Патерсон. Мост в Терабитию
3.М. Парр.Вафельное
сердце
4.Д. Пеннак. Собака Пёс
5.Ф. Бёрнетт. Таинственный сад
Слайд 56 класс
1.А. Гавальда. 35 кило надежды
2.Д. Пеннак. Глаз волка
3.А. Жвалевский и
Е. Пастернак. Я хочу в школу
4.Э. Портер. Поллианна
5.Ю. Яковлев. Зимородок
Слайд 67 класс
1.Э. Портер. Поллианна вырастает
2.А. Жвалевский и Е. Пастернак. Время всегда
хорошее
3.Л. Чарская. Княжна Джаваха
4.М. Сухачёв. Дети блокады
5.Д. Сабитова. Три твоих имени
Слайд 78 класс
1.В. Каверин. Два капитана
2.А. Жвалевский и Е. Пастернак. Москвест
3.А. Алексин.
Безумная Евдокия
4.И. Костевич. Мне 14 уже два года
5.М. Свирский. Радуга для друга
Слайд 8В этих книгах ребята находят отрывки для чтения наизусть на конкурсе
«Живая классика», а также темы для исследовательских работ
Слайд 9Предлагаю для летнего чтения
Т. Крюкова. Повторение пройденного. Костя+Ника. Триптих в чёрно-белых
тонах
М. Ибрагимбеков. За всё хорошее – смерть. Пусть он останется с нами
В. Крапивин. Колыбельная для брата. Та сторона, где ветер.
М. Парр. Тоня Галлимердал. Вратарь и море
А. Лиханов. Мамочкин сынок. Обман. Мальчик, которому не больно. Девочка, которой всё равно
Д. Робинсон. Когда здесь была Марни
К. Патерсон. Великолепная Гилли Хопкинс
Л. Улицкая. Детство 49
Г Щербакова. Отчаянная осень
А. Нанетти. Мой дедушка был вишней
Слайд 10Т. А. Долинина, заведующая кафедрой филологического образования ИРО г. Екатеринбуг, называет
имена следующих современных писателей, чьи книги можно рекомендовать школьникам
Елена Габова
Жаклин Уилсон
Эдуард Кочергин
Борис Акунин
Людмила Улицкая
Михаил Самарский
Юлия Кузнецова
Елена Владимирова
Ирина Костевич
Лара Лонд
Светлана и Николай Пономарёвы
Юлия Лавряшина
Дина Сабитова
Ася Петрова
Евгения Пастернак, Андрей Жвалевский
Эдуард Веркин
Екатерина Мурашова
Павел Санаев
Тамара Крюкова
Даниэль Пеннак
Слайд 11типы уроков внеклассного чтения
•уроки информативного типа
•уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению
и восприятию литературных произведений
•уроки углублённого понимания, аналитического изучения произведений
•уроки обобщающего типа
Слайд 12Мною разработаны и опубликованы в интернете следующие разработки уроков:
Урок внеклассного чтения
по книге Т. Крюковой "Костя +Ника"
Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Мой брат играет на кларнете"
Урок внеклассного чтения по повести И.Костевич "Мне 14 уже два года"
Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции"
Слайд 13План представления книги
1.Автор, название, жанр.
2.Кому, по-вашему, будет интересна книга? О чем
она? (Содержание не пересказывайте!)
3.Время и место действия книги.
4.Основные персонажи книги.
5.Как начинается книга? Насколько интригует завязка?
6.Каков конфликт? Насколько он показался вам интересным, важным для современной жизни? Какая проблема поставлена автором в книге?
7.Чем интересна книга в целом?
8.Каков сюжет книги? Какой эпизод особенно запомнился? Почему?
9.Какие персонажи книги показались особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?
10.Какое впечатление произвел язык, стиль автора?
11.Какие фразы запомнились?
12.Каковы ваши читательские ощущения, мысли?
13.Что дало вам чтение этой книги?
Слайд 14Внеурочная деятельность
Мною разработаны следующие программы: для 5класса - «Литературная гостиная»,
для
6 класса – «Книга собирает друзей»,
для 7 класса – «Учимся писать сочинение».
Слайд 15Дневник прочитанных книг
Марта Райцес в книге «Читательский дневник» рассказывает о том,
что можно делать в читательском дневнике, как писать о своих мыслях и чувствах, зачем записывать цитаты, учит составлять словарь книги, даёт инструкцию по составлению литературного кроссворда.
Слайд 16О. Н. Сафина, учитель русского языка и литературы города Феодосия, предлагает
своим ученикам приблизительный перечень понятий, которые могут встретиться в теме сочинения 15.3. Ученики отводят по 2-3 страницы читательского дневника для каждого понятия и потом после прочтения каждого произведения записывают в тетрадь встретившиеся примеры. Такая работа учит школьников мыслить, анализировать текст, работать самостоятельно.
Слайд 17Конкурс «Пегас»
Участие в этом конкурсе расширяет читательский кругозор школьников. В 2020
году вопросы конкурса будут связаны с самыми разными аспектами взаимного влияния русской и французской литературы.
Слайд 18Проводя уроки внеклассного чтения, я вместе с моими учениками совершила много
удивительных открытий. Именно современная детская литература помогла мне показать школьникам, что книга может стать собеседником и советчиком.