Слайд 1Экскурсия на тему:
Дворец Петра Васильевича Завадовского
Слайд 2Село Ляличи (в наше время территория Суражского района Брянской области) известно
с 1654 г., когда принадлежало одному из польских магнатов, а затем перешло во владение к Мглинской ратуше и украинским помещикам. В 1775 г. Ляличи были пожалованы вместе с 2,5 тыс. крестьян и 40 тыс. десятин земли Екатериной II своему фавориту П.В. Завадовскому.
Слайд 3Это старинное село расположено в одиннадцати километрах от Суража, на дороге,
ведущей в Мглин. Пожалуй, не найдется человека, который, оказавшись в Ляличах, не захотел бы осмотреть здесь замечательный памятник архитектуры XVIII века — бывший дворец графа Завадовского и Екатерининскую церковь.
Слайд 5Третий межрегиональный фольклорный фестиваль «Славянская душа»
Слайд 8Родился граф в 1739 году в селе Красновичи, что в Унечском
районе. А в селе Ляличи (сейчас это Суражский район) 220 лет назад он построил роскошный дворец в честь императрицы.
Слайд 946-летняя Екатерина II и 36-летний полковник Петр Завадовский встретились в 1775
году на балу в Петербурге. Императрица устроила его в честь победы в русско-турецкой войне. Граф был одним из героев кампании: с небольшим отрядом он сумел отбить несколько крупных нападений турок и сам провел блестящие атаки
Слайд 10На балу Екатерина сразу обратила внимание на красивого и статного Петра
Васильевича. Императрица пошла к нему через весь зал. Она несколько мгновений смотрела ему в глаза, потом сняла с руки один из любимых перстней с бриллиантом и надела на палец Завадовскому. Это был знак высшей похвалы и личного расположения ее величества.
После этого Завадовского назначили личным секретарем Екатерины II. Он занимался перепиской царицы, подготовкой указов и отчитывался только перед ней.
Слайд 11Вместе с благосклонностью императрицы Петр Васильевич получил землю в деревушке Ляличи
– 60 тысяч гектаров и две с половиной тысячи крепостных.
- В благодарность Завадовский даже переименовал Ляличи в Екатеринин-дар, - говорит Надежда Литвякова. – Усадьба была огромной, граф хотел, чтобы здесь стоял царский дворец. Своего кирпича в Сураже не было. Поэтому Завадовский приказал поставить несколько тысяч крепостных в три ряда от Ляличей до унечского кирпичного завода. Цепочка растянулась на 30 километров. Люди несколько месяцев из рук в руки передавали кирпичи.
Слайд 12готовили к приему Екатерины II. Усадьбу строили по проекту знаменитого итальянского
зодчего Джакомо Кваренги. В центре, на вершине холма возвышался трехэтажный дом-дворец. Внутри его украшала золоченая лепнина, мраморные статуи и бюсты, шелковые гобелены, картины, золотая и серебряная посуда, хрусталь… Говорят, во дворце было 365 комнат, ровно по количеству дней в году. Ежедневно одну из них
У каждой комнаты имелось свое название: «Аван-зал» - для торжественных приемов, «Круглый зал» - для танцев. Особенно гости были восторгались «Зеркальным залом», который предназначался для особых торжеств: все стены от пола до потолка здесь были увешаны зеркалами.
Слайд 13Павел I графа ненавидел. Сразу после смерти матушки он отправил графа
в ссылку в Ляличи. Существует легенда: как-то Завадовскому сказали, что император послал к нему ревизию. Мол, дошли до государя слухи, что у Петра Васильевича дом выше, чем Михайловский дворец. Тогда граф велел срочно засыпать первый этаж землей. Все сделали за ночь.
Слайд 26Строился дворец по проекту Джакомо Кваренги, итальянца по происхождению, одного из
крупнейших представителей классицизма в русском зодчестве. По его чертежам и под его руководством были воздвигнуты Смольный — институт благородных девиц (в Ленинграде), Александрийский дворец в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Эрмитажный театр, Конногвардейский манеж и другие творения архитектуры.
В Ляличах, кроме дворца и церкви, по замыслу Кваренги был создан целый комплекс сооружений, а также разбит парк с английским садом, созданы три озера с живописными островами. В парке росли деревья и кустарники, завезенные с юга и севера нашей страны, из Западной Европы. Имение отделялось от окружающего мира 20-верстной каменной стеной, так что простой трудовой люд не мог даже полюбоваться на созданное здесь великолепие. Потом и кровью тысяч крепостных крестьян строился дворец. Позднее усадьба неоднократно переходила от одних владельцев к другим, утрачивая первоначальный вид. Сын графа П.В. Завадовского в 1812 г. продал ее семейству Энгельгардт, от которого она попала в 1847 г. в руки барона Черкасова, потом к помещику-художнику Атрыганьеву, затем к купцу Самыкову, а в нач. ХХ в. — к гомельским купцам Голодцам, при которых окончательно запустела, утратив многие садово-парковые постройки и убранство интерьеров дворца. После Октябрьской революции, когда здесь разместилась еврейская коммуна, позже преобразованная в артель сельского хозяйства и ремесла, процесс разрушения интенсивно продолжался; его довершила Великая Отечественная война.
Слайд 34Крупный усадебный дом в стиле зрелого классицизма, подлинно дворцовый характер которого
прежде подчеркивало великолепное убранство интерьеров. Кирпичное и оштукатуренное здание возведено в 1780-95 гг. Основу его объемно-планировочной композиции, характерной для того времени, составлял главный трехэтажный объем с полуподвалом, трактованный в подлинно палладианском духе. Прямоугольный в плане, он был завершен вальмовой кровлей с венчающим ее куполом на квадратном в плане основании. Центры основных фасадов, дворового и паркового, украшали величественные шестиколонные портики коринфского ордера с фронтонами, поднятые на прорезанный арками выступ первого этажа. Центры боковых фасадов были отмечены двухколонными лоджиями на уровне второго этажа. Широко раскинувшиеся закругленные галереи, по высоте равные первому этажу дома, соединяли его с двухэтажными прямоугольными в плане флигелями.
Внутренняя структура дома традиционна для усадеб дворцового типа. В первом этаже размещались вестибюль, гардероб, приемные, кабинет владельца и служебные помещения. Во втором находились столовая, гостиные и парадные залы, из которых наиболее значительны предназначенный для танцев и концертов «зеркальный» зал и занимавший центральное место круглый в плане зал с колоннами, поддерживающими хоры. В состав парадных помещений входили также две лоджии, расположенные симметрично в центре боковых фасадов. Третий этаж небольшой высоты занимали жилые комнаты семьи владельца. В подвале размещались кухня, кладовые и многочисленные хозяйственные помещения. Флигели и закругленные крылья дома предназначались для гостей. Интересна планировка крыльев. В них комнаты, расположенные в два этажа со стороны парка, объединялись высоким одноэтажным коридором, протянувшимся вдоль наружной стены главного фасада.
Слайд 35Сильно разрушенные, эти сооружения и сейчас еще волнуют воображение, удивляют оригинальным
замыслом. Можно представить, какими великолепными они были тогда, когда каменщики, паркетчикп, лепщики, художники, выполнив последние отделочные работы, сдали помещения в эксплуатацию..
Слайд 36Наше наследие, которое просто уходит от нас
Слайд 47В настоящее время ведутся работы по реставрации храма Св. Екатерины.