Слайд 1Выполнение работ по должности служащего:
Секретарь руководителя
Слайд 2Тема 1.1: Основные понятия сферы секретарского обслуживания
Раздел 1: Основы профессиональной деятельности
секретаря руководителя
Слайд 3
1. История профессии секретарь
2. Роль секретаря-референта в структуре документационного обеспечения управления.
Категории секретарей
3. Обязанности секретаря руководителя
4. Самостоятельная работа по теме
Слайд 4История профессии секретарь
Слово «секретарь» появилось еще в средневековье и в переводе
с латыни первоначально означало «доверенное лицо».
Днем рождения секретарской должности в России можно считать 27 февраля 1720 года, когда вышел Указ Петра I «О создании государственных коллегий». В нем впервые шла речь о «секретарском чине».
Слайд 5История профессии секретарь
В 1840 году в России появились первые личные секретари
руководителей на крупнейших по тем временам Путиловском и Невском заводах. Вскоре секретари появились и на многих других предприятиях, что стало признанием их необходимости в работе предпринимателей
С течением времени руководители стали предъявлять к секретарям требования, которые вызвали необходимость специальной подготовки. И в 1868 году в Харькове открылись первые секретарские курсы. В США подобные учебные заведения появились только в 1879, в Англии и Франции - в 1900 - 1907 годах.
Слайд 6История профессии секретарь
Начиная с 1884 года в России издавалось 8 специализированных
журналов для секретарей. Повышать свою квалификацию личные секретари могли также на различных курсах. Из статей в журналах «Машинопись» и «Стенографический листок» можно было узнать о том, что требуется от личного секретаря.
В 1925 году секретарей уравняли с машинистками и рассыльными, рассматривая их только как «канцелярско-технических специалистов». Затем секретарей разделили на две группы, неравноценные по обязанностям и окладам. Первая - помощники-референты (с элементами творческой работы) и вторая - секретари-машинистки, выполнявшие чисто технические функции. В результате престиж профессии секретарей оказался надолго утраченным.
Слайд 7Роль секретаря-референта в структуре документационного обеспечения управления. Категории секретарей.
Секретарь - одна
из самых распространенных профессий на современном рынке труда. Без секретаря не обходится ни одна организация. Секретарь - это правая рука руководителя, сотрудник, владеющий оперативной информацией и находящийся в курсе текущих дел компании, фирмы, организации, предприятия или учреждения.
Слайд 9Роль секретаря-референта в структуре документационного обеспечения управления. Категории секретарей.
Секретарь руководителя современной
фирмы должен не только быстро печатать и правильно оформлять документы, но и составлять тексты различных документов, редактировать проекты, не только рационально организовать прием посетителей и телефонное обслуживание, но и самостоятельно решать многие вопросы в соответствии с порученными от руководителя указаниями.
Эта новая разновидность секретарской профессии получила название секретаря-референта.
Слайд 10Роль секретаря-референта в структуре документационного обеспечения управления. Категории секретарей.
Секретарь руководителя организации
- это помощник, который организует деятельность первого руководителя, составляет для него документы, организует совещания, переговоры, командировки, осуществляет телефонное обслуживание.
Референт:
это специалист не только в области секретарского дела, но и в сфере основной деятельности фирмы;
он готовит решения, доклады, отчеты, выступления руководителя, аналитические документы;
анализирует ситуацию и принимает участие в разработке стратегии и тактики деятельности фирмы.
Слайд 11Роль секретаря-референта в структуре документационного обеспечения управления. Категории секретарей.
Секретарь-референт - это
доверенное лицо руководителя, владеющее определенной информацией и освобождающее своего шефа от текущей работы, чтобы дать ему возможность сосредоточиться на решении основных вопросов деятельности предприятия. Благодаря работе секретаря-референта руководитель может максимально сконцентрироваться на выполнении своих профессиональных задач.
Слайд 12Роль секретаря-референта в структуре документационного обеспечения управления. Категории секретарей.
Многочисленные и многообразные
обязанности современного секретаря-референта можно (с достаточной степенью условности) подразделить на две большие группы:
- функции по документационному обеспечению управления;
- функции по так называемому бездокументному обслуживанию руководителя.
Слайд 13Обязанности секретаря руководителя
Выполняя функции по документационному обеспечению управления, секретарь-референт занимается подготовкой
и оформлением служебных документов, организацией документооборота, хранением и использованием документов в текущей деятельности организации.
Слайд 14Обязанности секретаря руководителя
К функциям секретаря-референта по бездокументному обслуживанию относятся:
организация приема
посетителей,
телефонное обслуживание,
обеспечение рабочего покоя руководителя,
контакты с персоналом фирмы и забота о гостях фирмы,
организация встреч и переговоров руководителя,
подготовка командировок руководителя,
организация и участие в работе совещаний, контроль исполнения поручений руководства,
организация рабочего дня руководителя, резервирование времени,
организация рабочего места руководителя,
контроль за исправностью и правильной эксплуатацией оргтехники.
Слайд 15Обязанности секретаря руководителя
Особую группу функций секретаря-референта составляют референтские функции, которые сложно
однозначно определить как документные или бездокументные.
К референтской составляющей прежде всего относятся:
- просмотр специальной литературы и периодической печати по профилю деятельности фирмы,
- поиск и обработка необходимой руководителю информации,
- знание книг, справочников и других источников, в которых содержится необходимая в повседневной деятельности руководителя информация.
Слайд 16Обязанности секретаря руководителя
Секретарь-референт должен иметь:
всестороннюю информацию о сотрудниках фирмы (телефоны, адреса
и т.д.),
уметь разыскать необходимого руководителю сотрудника не только в рабочее, но и в свободное от работы время,
знать о важнейших событиях в личной жизни сотрудников (юбилеях, иных торжествах).
Слайд 17Обязанности секретаря руководителя
В обязанности секретаря-референта входит:
прием клиентов и гостей фирмы,
деятельность
в рамках паблик рилейшнз (связи с общественностью),
формирование архивов и т. д.
Секретарь-референт просматривает корреспонденцию руководителя, направляя часть документов непосредственно специалистам и менеджерам; он фиксирует и контролирует исполнение всех поручений руководителя, как письменных, так и устных.
Слайд 18Обязанности секретаря руководителя
В небольших коммерческих организациях секретарь-референт, как правило, взаимодействует со
службой безопасности, кадровой и хозяйственными службами.
При отсутствии должностей руководителей этих служб он иногда непосредственно координирует деятельность этих подразделений.
Часто секретарям-референтам передаются отдельные функции сотрудников, занимающихся работой с персоналом (например, документирование трудовых правоотношений).
В отдельных малых фирмах обязанности секретаря-референта сближаются с обязанностями заместителя руководителя по общим вопросам.
Слайд 19Обязанности секретаря руководителя
Работа секретаря-референта современной российской фирмы имеет свою специфику:
- большое
разнообразие задач со значительными различиями в них по степени сложности, важности и т. д.;
- весьма насыщенный рабочий день;
- необходимость выполнять параллельно несколько работ;
- постоянные сверхурочные, незапланированные задания, необходимость в случае срочной работы задерживаться после окончания рабочего дня;
- особые условия работы: телефонные звонки, вызовы и т. п.
Слайд 20Обязанности секретаря руководителя
К соискателям этой должности предъявляются следующие требования:
знание делопроизводства
(подразумевается знание правил составления и оформления основных видов управленческих документов и основные правила организации работы с документами);
навыки работы с ПК (подразумевается знание текстового редактора Microsoft World, системы электронных таблиц Microsoft Excel и общее знакомство с операционной системой Windows);
знание в тех или иных пределах иностранного языка, чаще английского, реже немецкого или французского.
Слайд 21Обязанности секретаря руководителя
1. Знания, необходимые для документационного и информационного обеспечения руководства
и фирмы в целом.
Секретарь-референт должен знать:
- нормативно-методические документы по документационному обеспечению управления,
- основные принципы организации документооборота,
- основы архивного дела,
- основные прикладные программы,
- русский язык,
- один или несколько иностранных языков (в зависимости от профиля деятельности фирмы).
Слайд 22Обязанности секретаря руководителя
На основе этих знаний секретарь должен уметь:
- составлять и
оформлять основные виды и разновидности управленческих документов;
- рационально организовать работу с управленческими документами, вести архив;
- находить, систематизировать и хранить информацию;
- пользоваться пишущей машинкой, персональным компьютером, принтером, другими средствами составления, изготовления, копирования документов.
Слайд 23Обязанности секретаря руководителя
2. Знания, необходимые для коммуникативного обеспечения деятельности фирмы и
ее администрации:
- правила ведения деловой беседы;
- принципы организации приема посетителей, совещаний, деловых поездок;
- современные средства связи;
- основы профессиональной этики.
Слайд 24Обязанности секретаря руководителя
На основе этих знаний секретарь должен уметь:
- вести деловые
беседы и телефонные переговоры;
- организовать совещания, презентации, служебные поездки;
- пользоваться современными средствами связи;
- организовать прием посетителей;
- планировать свою работу, планировать и беречь время руководителя.
Слайд 25Обязанности секретаря руководителя
3. Знания, связанные с основными направлениями деятельности фирмы, ее
внутренней структурой и внешними связями:
- принципы организации управленческого труда, правовые основы управления;
- основы административного, трудового и хозяйственного права;
- правовые акты и положения, регламентирующие деятельность фирмы и ее сотрудников.
Слайд 26Обязанности секретаря руководителя
Ученому секретарю необходимо знать:
- научные проблемы соответствующей области знаний,
науки и техники;
- направления развития экономики в конкретной сфере деятельности учреждения;
- отечественные и зарубежные достижения в аналогичной области знаний;
- установленный порядок организации, планирования, финансирования, проведения и внедрения в жизнь научных исследований и разработок, а также их патентование;
- действующее законодательство, регулирующее защиту авторских прав и патентов;
- методы организации труда научных работников и управления научными исследованиями и разработками и др.
Слайд 27Обязанности секретаря руководителя
Секретарь-референт - это высокообразованный, творчески одаренный, высокопрофессиональный помощник руководителя,
которому он всегда доверяет и на которого может полностью положиться при выполнении поручений любой сложности.
Слайд 28Самостоятельная работа по теме
Подготовить презентацию по теме «История профессии секретарь»