Презентация, доклад по курсу Культурология на тему Конфуцианско-даосистский тип культуры

Содержание

Китай — самая большая из обособленных и самая обособленная из известных цивилизацийЖители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную Они верили, что: жизнь — творение божественной, сверхъестественной силымир находится в движении

Слайд 1Конфуцианско-даосистский тип культуры
культурология
Презентация
Демидов С.В.
Павлодарский нефтегазовый колледж

Конфуцианско-даосистский тип культурыкультурологияПрезентацияДемидов С.В.Павлодарский нефтегазовый колледж

Слайд 2Китай — самая большая из обособленных и самая обособленная из известных

цивилизаций

Жители Древнего Китая создали интересную и самобытную культуру как материальную, так и духовную

Они верили, что:

жизнь — творение божественной, сверхъестественной силы

мир находится в движении и изменении

их источник - столкновения противоположных космических сил — Света и Тьмы

В древнейший (две тысячи лет до н.э.) период китайцам, как и другим народам, был свойственен культ природы и поклонение духам

гор

земли

рек

солнца

луны

дождя

ветра и др.

Среди них выделялось главное «верховное» божество, стоящее над всеми духами и душами умерших людей

Китай — самая большая из обособленных и самая обособленная из известных цивилизацийЖители Древнего Китая создали интересную и

Слайд 3Несколько позднее появилось обожествление царской власти
Царь признан сыном неба
представителем бога

на земле

Уже с XIII в. до н.э. для обозначения царей применяются те же иероглифы, которыми прежде обозначалось только «верховное» божество

Очень сильным был культ предков

Его основа:

представление о том, что душа человека после смерти продолжает жить

она может вмешиваться в дела живых

душа умершего сохраняет все прежние привычки

вместе с умершим рабовладельцем хоронили его слуг и рабов, а в могилу клали оружие, драгоценности, предметы утвари

Несколько позднее появилось обожествление царской власти Царь признан сыном небапредставителем бога на землеУже с XIII в. до

Слайд 4В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются
три главных

идеологических направления

Впоследствии они трансформировались
в философско-религиозные системы:

даосизм

учение Конфуция

буддизм, возникший в Индии, но широко распространившийся в Китае

1

2

3

Эти учения

сыграли огромную роль в истории страны

влияют на жизнь китайцев и до сих пор

В середине I тыс. до н.э. в Китае оформляются три главных идеологических направленияВпоследствии они трансформировались в философско-религиозные

Слайд 5Даосизм
Основатель - мудрец Лао-Цзы, автор «Книги о дао и дэ»
(рубеж

VI — V вв. до н.э.)

Основная философская категория даосизма — «дао» — закон:

Весь мир, подчинен этому единому закону

Дао — основа и источник всего существующего

его определяющий признак - естественность

Дао обеспечивает многообразие вещей и явлений

1

2

3

4

природа — реальный мир — зависит от дао, а не от сверхъестественных сил

5

Человек не в силах изменить естественный порядок вещей

пассивно созерцает естественный ход событий

должен стремиться постичь дао

отказ от активных действий - теория «недеяния»:
основной принцип даосизма

ДаосизмОснователь - мудрец Лао-Цзы, автор «Книги о дао и дэ» (рубеж VI — V вв. до н.э.)Основная

Слайд 6Лао-цзы

Лао-цзы

Слайд 7На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизм
Его

основа - понятие «абсолютного дао», суть которого:

жизнь — это иллюзия

смерть — возвращение к дао

а дао это истинное бытие бессмертной души

В дальнейшем даосистская
«наука о бессмертии» стала смесью

шаманства

колдовства

астрологии

демонологии

Создаются монастыри, в которых - десятки и сотни тысяч даосистских монахов, получавших доход от земель и религиозной деятельности

На базе философского даосизма в начале нашей эры возник религиозный даосизмЕго основа - понятие «абсолютного дао», суть

Слайд 8Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной:
предсказывали судьбу
гадали (способов гадания было

множество)

занимались изгнанием злых духов

торговали заклинаниями и амулетами

определяли лучшие места для построек и могил

определяли время, благоприятное для какого-либо дела

1

2

3

4

5

6

Веря, что душа умершего способна влиять на судьбу живых, жрецы и монахи старались задобрить ее

хорошим местом для погребения тела

точным соблюдением всех обрядов на похоронах и пр.

Религиозный даосизм так же, как и ранее философский, проповедовал идеи «недеяния» и «непротивления».

Деятельность монахов и жрецов была чрезвычайно многообразной:предсказывали судьбугадали (способов гадания было множество) занимались изгнанием злых духовторговали заклинаниями

Слайд 9В конце VI — начале V вв. до н.э. в Китае

возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система — конфуцианство

Основатель - Кун-Фу-Цзы (551 — 479 гг. до н.э.)

«почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни»

«Если люди научатся владеть собой и соблюдать ритуал, то вся Поднебесная придет к гуманности»

«Император, — это отец народа, а народ — его дети»

В конце VI — начале V вв. до н.э. в Китае возникает другая важнейшая религиозно-мировоззренческая система —

Слайд 10Основные положения учения Конфуция:
причина невзгод и беспорядков в обществе - упадок

нравственности людей

основные добродетели человека: верность, послушание, почитание родителей и старших

строгое регламентирование обязанностей каждого члена общества соответственно его положению

вся полнота власти в стране должна принадлежать императору

культ предков

необходимо сохранение традиций и устоев

Необходимо соблюдение старинных обрядов — церемоний, закрепление в общественной жизни старых норм

Он не проявил особого интереса к философским проблемам бытия, его учение

прежде всего свод правил, моральных устоев

основа которых - культ послушания старшим, идеализация древности

Основные положения учения Конфуция:причина невзгод и беспорядков в обществе - упадок нравственности людейосновные добродетели человека: верность, послушание,

Слайд 11Во II — I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей

идеологией правящих классов

Его личность окружается ореолом святости

В III в. до н.э. Конфуций канонизирован

на основе его учения и древних верований возникает конфуцианство как религиозная система:

освещала идею тотального господства и подчинения

обожествляла императора и освящает его власть

Конфуцианство не имело особой касты жрецов:

функции верховного жреца выполнял император

общение с мелкими божествами - привилегия государственных чиновников, т.н. «ученого сословия»

Во II — I вв. до н.э. учение Конфуция становится господствующей идеологией правящих классов Его личность окружается

Слайд 12Конфуцианство заимствовало из древних верований многих богов и духов
Их число которых

все время пополнялось за счет обожествления отдельных исторических личностей

Все боги делились на категории:

Высшая:

верховное божество – Владыка земли

умершие предки императора

Средняя:

бог солнца

бог грома

бог луны

дождя

бог ветра

Конфуций

188 правителей

Низшая:

бог войны

бог огня

местные духи земли

местные духи рек

покровители городов

Конфуцианство заимствовало из древних верований многих богов и духовИх число которых все время пополнялось за счет обожествления

Слайд 13Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу:
Это основной критерий при отборе их

на службу

именно они — главные хранители конфуцианских заповедей

Государство и конфуцианская религия становятся единой политико-административно-идеологической системой

Ее суть:

стремление закрепить старые общественные нормы

добиться полного послушания народа

Эти идеи наложились на издревле существовавшие
идеи беспрекословного подчинения старшим и
соблюдения старинных норм:

еще во II в. до н.э. нарушение этих традиций каралось превращением в государственных рабов самого нарушителя и членов его семьи

Чиновники досконально знали конфуцианскую литературу: Это основной критерий при отборе их на службу именно они — главные

Слайд 14С развитием конфуцианства идет выработка критериев для оценки всех поступков, от

бытовых до государственных

От мужчины требовалось:

выполнение обязанностей

несение службы

подчинение главе рода

Женщина:

Послушание мужу

Послушание свекру и свекрови

главная обязанность - служение мужу

ум и красота необязательны

красноречие, остроумие не нужны

идеал женщины — покорная жена, готовая следовать за мужем даже в могилу

Даже аристократ не был хозяином своей судьбы:

по указу императора в любой момент их могли лишить имущества, а то и жизни

С развитием конфуцианства идет выработка критериев для оценки всех поступков, от бытовых до государственных От мужчины требовалось:выполнение

Слайд 15На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизм
Основные положения буддизма:
жизнь

- цепь бесконечных перерождений, зло и страдание

выход - пассивность, отказ от радостей жизни и желаний

дух вечен

материя же имеет начало и конец

материальный мир не существует самостоятельно

материальный мир есть проявление мистического духа

К IV в. н.э. буддистская церковь становится большой экономической, политической и религиозной силой,
мощной организацией

В дальнейшем, однако, буддизм, так же как и даосизм, уступит место конфуцианству

На рубеже нашей эры в Китае начинает распространяться буддизмОсновные положения буддизма:жизнь - цепь бесконечных перерождений, зло и

Слайд 16Все религиозные системы Китая имели
много общего:
почитание старших и предков
культ послушания
«недеяние»
идеи

пассивного, созерцательного отношения к действительности

человек как личность не представлял самостоятельной ценности

принцип общества: «личное — ничто перед государственным и коллективным»

Все религиозные системы Китая имели много общего:почитание старших и предковкульт послушания«недеяние»идеи пассивного, созерцательного отношения к действительности человек

Слайд 17Представления о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных

источниках

Уже в XV в. до н.э. в Китае существовала развитая система иероглифического письма:

более 2000 иероглифов

К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы

«Книга песен»

«Книга перемен»

1

2

Представления о религиозной и духовной жизни Древнего Китая основаны на письменных источникахУже в XV в. до н.э.

Слайд 18Китайцы очень долго писали на шелке натуральным красками
На рубеже н.э.:
изобретены тушь

и бумага

количество иероглифов - более 3 тыс.

во II в. н.э. число иероглифов составляло более 10 тыс.

в III в. н.э. — более 18 тыс.

Чрезвычайно бурное развитие китайской письменности характерно для первых веков нашей эры:

В это же время:

введено единообразное для всей страны письмо

составлены первые словари

при императорских дворах создаются обширные библиотеки

Китайцы очень долго писали на шелке натуральным краскамиНа рубеже н.э.:изобретены тушь и бумагаколичество иероглифов - более 3

Слайд 19Основоположник
китайской поэзии:
Цюй Юань
(IV – III вв. до н.э.)
Наиболее известные

поэты первых веков н.э.:

Лу Цзы

Мей Шен

Ян Сюнь

Тао Юань Минь

Особенно популярна была поэзия Тао Юань Миня,
понятная и близкая простому народу

Цао Цао

Цао Чжи

Цао Пи

Цзи Кан

Жуань Цзи

Первый известный историк Китая - Сым Цянь:

«Исторические записки»

Его стиль и метод изложения стали
предметом ревностного подражания

Основоположник китайской поэзии:Цюй Юань (IV – III вв. до н.э.)Наиболее известные поэты первых веков н.э.: Лу ЦзыМей

Слайд 20Развивались и прикладные искусства:
изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбой
со

II тыс. до н.э. получила развитие резьба по нефриту и кости

совершенствовалась художественная керамика

с IV в. н.э. – изготовление фарфора

производство великолепных лаковых изделий

1

2

32

4

5

Развивались и прикладные искусства: изготовление бронзовых зеркал, украшенных очень тонкой резьбойсо II тыс. до н.э. получила развитие

Слайд 21Архитектура
Уже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания
в

два - три и более этажей с многоярусной крышей

Типичное здание:

опоры в виде деревянных столбов

черепичная крыша

поднятые вверх края крыши

четко обозначенный карниз

пагода

Этот тип строения был основным в Китае в течение многих веков — вплоть до самого последнего времени

АрхитектураУже в I тыс. до н.э. китайцы умели строить здания в два - три и более этажей

Слайд 22Наиболее известные пагоды:
Сун-юэ-сы в Хэнани
«Большая пагода диких гусей» (Да-янь-та) в Сиане


пагода в храме Фо-гун-сы

кирпичная пагода Бай-ма-сы

13-этажная железная пагода в Танъяне

1

2

3

4

5

Знаменит храмовый ансамбль «Храм неба» в Пекине (1420 г., перестроен в 1743 г.):

Главное здание:

«Храм молитвы за годовую жатву»

деревянное

круглое в плане

на трехступенчатой мраморной террасе

крыша покрыта синей черепицей

недалеко от храма находится «Алтарь неба» (XVI в.).

Наиболее известные пагоды:Сун-юэ-сы в Хэнани«Большая пагода диких гусей» (Да-янь-та) в Сиане пагода в храме Фо-гун-сы кирпичная пагода

Слайд 23В III в. до н.э. в Китае было построено более 700

императорских дворцов

Один из них был поистине громадным: его центральный зал вмещал более 10000 человек

Время, когда страна объединилась в единое централизованное государство (221 — 207 гг. до н.э.), ознаменовалось

строительством основной части Великой китайской стены,

В III в. до н.э. в Китае было построено более 700 императорских дворцовОдин из них был поистине

Слайд 24Наука
Математика:
уже в V в. до н.э. китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника

I в. н.э.: трактат «Математика в девяти главах»

китайские ученые впервые в истории человечества ввели понятие отрицательных чисел

Астрономия:

уже во II тыс. до н.э. год поделен на 12 месяцев, месяц — на четыре недели

с V в. до н.э. - регулярные астрономические наблюдения

небесный свод разделен на созвездия (28 созвездий)

IV в. до н.э.: первый в мировой истории звездный каталог на 800 светил

28 г. до н.э.: впервые в истории человека описали пятна на Солнце

через два века астроном Чжан Хэн создал первый в мире небесный глобус

1

2

3

4

5

6

НаукаМатематика:уже в V в. до н.э. китайцы узнали свойства прямоугольного треугольника I в. н.э.: трактат «Математика в

Слайд 25Медицина:
I в. н.э.: составлен каталог медицинских книг, с рецептами лечения многих

болезней

созданы трактаты по фармакологии

Техника:

III в. до н.э.: магнитный прибор, прародитель компаса

на рубеже нашей эры — водяная мельница

машина—насос, поднимающая воду на поверхность земли

первый в мире сейсмограф

Музыка:

уже во II тыс. до н.э. китайцам было известно более двух десятков музыкальных инструментов

в I тыс. до н.э. появляются трактаты о музыке,

создается специальная придворная служба

1

2

3

4

1

2

3

Медицина:I в. н.э.: составлен каталог медицинских книг, с рецептами лечения многих болезнейсозданы трактаты по фармакологииТехника:III в. до

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть