Слайд 1Сельскохозяйственный календарь народов Дагестана.
Подготовила учитель истории, истории Дагестана Гаджиева П.К.
Слайд 2 Солнце садится,
и видится мне
Отсвет закатный, подобный кизилу,
И никому среди гор не под силу
Солнце догнать и на белом коне.
Расул Гамзатов
Слайд 3Культура земледелия и скотоводства, которые испокон веков являлись основными отраслями жизнеобеспечения
народа, требовали более тщательного и точного соблюдения сроков проведения сельскохозяйственных работ. А чтобы продуктивно заниматься сельскохозяйственным производством, население нуждалось в наиболее правильном определении годовых сезонов.
Необходимо было более точно знать какова будет продолжительность зимы, чтобы рассчитать запасы сена для скота, время наступления весны – для начала полевых работ и т.д.
Традиционно у дагестанских народов сложились две календарные системы: первая – для подсчета времени и деловой переписки и вторая – сельскохозяйственная.
Слайд 4Традиционный же сельскохозяйственный календарь строго учитывал местные природно-географические условия, каждого региона
и даже отдельного селения. Ведь на равнинной части климат был относительно мягче, осадков зимой выпадало меньше и теплое время года было более продолжительным, чем в горах. Кроме лунного календаря в обиходе был и 12-летний тюркско-монгольский календарь животного цикла.
Слайд 5Начальным годом этого календаря был год мыши. Считалось, что этот год
бывает урожайным, потому и мышей много.
Второй год – год коровы.
Зима этого года короткая
и холодная.
Следующим идет год барса. Зима в год барса тоже короткая, но холодная. Год барса урожайный, пшеница вырастает очень высокая.
Слайд 6В год зайца, который следует за годом барса, зима и лето
ожидаются мягкие, благоприятные для урожая.
Урожайным и дождливым в народе считался год рыбы. Зима в этот год бывает теплая и короткая.
Следующий год – это год лошади, который также бывает урожайным, но зима очень суровая и длинная из-за чего гибнет много скота. Считалось, что из-за сильного холода в год лошади у черного быка рог лопнет посередине или плевок на лету замерзает.
Слайд 7Год барана, который идет за годом лошади, ожидался урожайным, теплым и
легким.
Год собаки считался холодным, особенно его начало, потому, что в народе говорили, нос собаки всегда холодный.
Были также год обезьяны, курицы, свиньи и т.д.
Такой календарь не очень был пригоден для ведения сельскохозяйственных работ.
Слайд 8По перемещению солнца относительно горизонта горцы еще до нашей эры научились
определять дни летнего и зимнего солнцестояния, а также дни весеннего и осеннего равноденствия. По меткам на горизонте горцы запоминали места восхода и захода солнца. Метками могли быть выступы на горе, вершины холма, а при отсутствии запоминающейся природной метки на горизонте жители аула могли установить или построить столб на соответствующем месте. По мере приближения солнца к этой метке, в момент его восхода или захода горцы безошибочно определяли начало весны или приближение осени.Такой общедоступный календарь в горах имелся в каждом селении.
Слайд 9Однако начало календарной весны не всегда могло совпадать с погодными явлениями.
На такие случаи горцы выработали оригинальные методы определения прогретости почвы и готовности ее для пахоты. В каждом селении были опытные земледельцы, которые безошибочно могли определить время начала пахоты. Главное внимание обращалось на температуру (прогретость) и влажность почвы. Для этого один из опытных мужчин-земледельцев садился на пашню, обнажив нижнюю часть туловища. Другим не менее распространенным был следующий способ: разминали в руках кусок земли или вверх поднимали землю лопатой и подбрасывали – если земля при ударе о землю рассыпалась, пора было начинать пахоту.
Слайд 10Горный Дагестан относится к одному из шести мировых центров зарождения земледелия.
Потребности древнего земледелия и выращивания животных, привели к высокой концентрации здесь древних Лунных и Солнечных календарей и часов, устройств для расчета затмений светил.
Слайд 11Домашнее задание.
Параграф 6.
Спасибо за внимание