Слайд 1Мастер - класс
«Как учить, чтобы выучить»
Слайд 2
Каждый язык - это целый мир, а в нем живая душа
народа, его радость, боль и память.
Он должен вызывать у каждого из нас горячую любовь, признательность и трепетное отношение
Слайд 3Юлий Цезарь, Александр Македонский, царь Кир знали по
имени и в
лицо всех своих солдат (не менее 30000 человек),
Фемистокл знал, узнавал по имени и в лицо 20000 своих соотечественников.
Сенека мог повторить 2000 не связанных логически слов. Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел до ста (кстати, это 500 чисел)
А.Ф. Иоффе знал наизусть таблицу логарифмов.
Шахматист Алёхин вслепую играл с тремя десятками партнёров одновременно.
Э.Гаон помнил наизусть 2500 книг.
Японец Хидаки Таойро знал наизусть число пи до 15151-го знака после запятой.
Шеришевский и вовсе ничего раз услышанного или увиденного ни когда не забывал.
Знаете ли вы?
Слайд 4Память
как познавательный психический процесс
Слайд 5Память
Это психический процесс запечатления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.
Память
— форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Мнемозина - богиня памяти
Слайд 6По времени сохранения материала выделяют три основные формы памяти:
Слайд 7
Оперативная
- называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного,
заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. После этого информация может исчезать из оперативной памяти;
Слайд 8Кратковременная
представляет собой способ хранения информации в течение
короткого промежутка времени. Длительность удержания мнемических следов здесь не превышает нескольких десятков секунд, в среднем около 20 (без повторения).
В кратковременной памяти сохраняется не полный, а лишь обобщенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Эта память работает без предварительной сознательной установки на запоминание, но зато с установкой на последующее воспроизведение материала;
Слайд 9Долговременная
Память способна хранить информацию в течение практически
неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты.
Более того, многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает ее следы в долговременной памяти.
Слайд 11Эмоциональная память - это память на эмоциональное состояние человека в определенный
момент жизни. Чем сильнее пережитая эмоция, тем лучше мы запоминаем это состояние.
Эмоциональная
Слайд 141 теория
Принцип доминанты
Нейронная теория, которая исходит из представления, что нейроны
образуют цепи, по которым циркулируют биотоки. Под влиянием биотоков происходят изменение в синапсах (местах соединений нервных клеток), что облегчает последующее прохождение биотоков по этим путям. Различный характер цепей нейронов н соответствует той или иной закрепленной информации.
Слайд 152 теория
Молекулярная теория памяти
под влиянием биотоков в протоплазме нейронов образуются
особые белковые молекулы, на которых «записывается» поступающая в мозг информация (примерно так, как на магнитофонной ленте записываются слова и музыка).
Слайд 16ЭФФЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
(ЭФФЕКТ ЗЕЙГАРНИК)
Блюма Вульфовна Зейгарник
Слайд 17
ЭФФЕКТ НЕЗАВЕРШЕННОГО ДЕЙСТВИЯ
— явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в
деятельности. Установлен Б.В.Зейгарник, проверявшей гипотезу К.Левина о том, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. В опытах было установлено, что количество запомнившихся прерванных задач примерно вдвое превышало количество запомнившихся завершенных задач.
Слайд 19Кривая запоминания по Эббингаузу
Слайд 21
«Эффект края»
Более трудное воспроизведение слов или цифр, расположенных в середине
ряда
Легче вспоминается первая и последняя информация
Слайд 22Закон Рибо:
закон обратного хода памяти
Можно предположить очевидную
зависимость: чем больше время нахождения информации в психике, тем глубже забывание. Но для психики характерны парадоксальные явления: пожилые люди легко вспоминают о давно прошедшем, но столь же легко забывают только что услышанное. Этот феномен называется «законом Рибо», законом обратного хода памяти.
Слайд 23 Исследователь Джордж Миллер (США) в уже ставшей классической статье,
опубликованной в 1956 г.: "Магическое число семь, плюс-минус два: некоторые пределы нашей способности обрабатывать информацию" обобщил имевшиеся данные об объеме внимания человека и, связав их с объемом кратковременной памяти, показал, что этот объем определяется не числом слов в предложении, а числом объектов, и обычно равен для счетных объектов 7 ± 2.
Число Миллера
Слайд 24Советы Мнемосины
Мнемотехники:
Метод активного повторения
Прием привязки к хорошо знакомой информации
Прием кодирования
по созвучию
Метод наводящих ассоциаций (МНА)
Прием «фокусировки» информации на одном образе
Слайд 25Метод активного повторения
Апта апта апта апта апта апта апта
Апта
апта апта апта апта апта апта
Апта апта апта апта апта апта апта
Апта апта апта апта апта апта апта
Апта апта апта апта апта апта апта
Апта апта апта апта апта апта апта
Апта апта апта апта апта неделя
Слайд 26
Прием привязки к хорошо знакомой информации
әже
аge
Слайд 27
Прием кодирования по созвучию
Мауғар
Мяу
Әдепті - вежливый
(адаптированный)
Слайд 29Метод наводящих ассоциаций (МНА)
Аляска (штат США)
Слайд 30Висконсин - штат США, находящийся на севере центральной части страны.
Вис Кон
Син
Слайд 32
Прием «фокусировки» информации на одном образе
Шея –
мойын
Формирование в памяти
систем опорных образов можно сравнить с процессом форматирования диска в компьютере. Если диск не отформатирован – на него ничего нельзя записать. Если в памяти нет системы опорных образов – вы не имеете возможности последовательно запоминать и припоминать информацию.
Слайд 33Метод Цицерона
Он заключается в том, что Вы запоминаете предметы, расставляете их
на заранее запомненных объектах. Это может быть Ваша квартира, путь на работу, запомненные ранее слова.
Суть метода
К каждому отдельному объекту (в углах квартиры, на улицах города, к отдельным словам) Вы привязываете запоминаемую информацию.
.
Правила запоминания:
Образы «ставятся» на хорошо освещенные места;
Маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких;
Связка должна быть яркой, необычной, динамичной
Слайд 35Құлыншақ Ұрыншақ
Не догнать его никак
Слайд 36Ай - луна
Толқын – волна
Я в волну нырну до дна
Слайд 38Тетя - тәте
Ошибка - қате
Сделаешь «қате» -
накажет «тәте»
Слайд 39Костер - алау
Флаг - жалау
Пионерский лагерь! Ваааау!
Слайд 40По Чкалова көшесі
идет безбородый көсе
Слайд 41Упражнение “Кратковременное запоминание цифр”
Прочитайте следующий ряд чисел один раз и постарайтесь
воспроизвести их в любом порядке:
12, 34, 56, 49, 28, 71, 54, 61, 15, 85.
Сколько вы воспроизвели?
Тренируйтесь до тех пор, пока вы не сможете воспроизвести 7-8 чисел после однократного предъявления. Вот несколько рядов чисел для тренировки:
1. 27, 94, 13, 49, 35, 82, 73, 24, 65, 19.
2. 80, 21, 34, 11, 25, 40, 73, 61, 52, 92.
3. 47, 55, 71, 29, 32, 18, 96, 84, 79, 12.
4. 61, 78, 39, 15, 42, 25, 34, 59, 80, 68.
5. 31, 53, 10, 44, 70, 53, 64, 87, 14, 91.
Слайд 42Упражнение “Кратковременное запоминание слов”
Прочитайте следующий ряд слов один раз и постарайтесь
воспроизвести их в любом порядке:
шаль, снимок, лук, сон, халат, обед, рост, баня, агент, рама.
Сколько вам удалось воспроизвести?
Мы рекомендуем тренироваться до тех пор, пока вам не удастся воспроизвести 7-8 слов после однократного предъявления. Вот несколько рядов слов для тренировки:
1. Снег, радио, корона, бревно, газета, пшено, кот, фарфор, гусар, якорь.
2. Слой, раб, фартук, ария, брат, гений, шапка, слеза, луна, волос.
3. Свод, вор, крупа, алмаз, рай, образ, атака, брак, горло, дядя.
Слайд 43
Попробуйте, прочитав два раза, воспроизвести в любом порядке этот список
из 28 слов:
Посчитайте, сколько слов вы воспроизвели правильно?
Слайд 44Пять - бес
Сознание - ес
Если есть «ес» - выучишь на
«бес»!
«ЕСЛИ Я ЧЕГО-ТО СТОЮ, ЕСЛИ ВО МНЕ ЕСТЬ СИЛА ВОЛИ, ТО Я СМОГУ
ОСВОИТЬ ЭТУ МЕТОДИКУ»