Слайд 1Русский
народный костюм
ТОМСК – 2015 - ГКСКТИ
Слайд 2Цель:
Сформировать представление о русском национальном костюме.
Задачи:
познакомить с русским
народным костюмом, с творчеством русского народа, его культурой и традициями.
формировать знания о русском женском костюме;
формирование знания о русском мужском костюме;
дать представление о декоративно-прикладном искусстве русского народа и его духовной культуре.
развивать эстетический и художественный вкус.
прививать интерес к русскому народному творчеству.
Слайд 3Одежда на Руси.
Одежда на Руси была свободной, длинной и необычайно красивой.
Самой нарядной считалась одежда из красной ткани.
Слайд 4Праздничная и будничная одежда.
Праздничная и будничная одежда имела сложное декоративное оформление,
где важную роль играла вышивка и кружевная отделка. Поэтому по обычаю девочку с малых лет начинали обучать этим непростым, но увлекательным видам творчества.
Слайд 5Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин.
Слайд 6Праздничная одежда, север России
Слайд 7Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний
Слайд 8Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии
Слайд 9Заговор-заклятье.
Пойду ль я во чисто поле –
Под красное солнце,
Под светел
месяц,
Под полетные облака,
Стану я во чистом поле
На ровное место,
Облаками облачуся,
Небесами покроюся,
На главу свою кладу
Красное солнце,
Подпояшусь светлыми зорями,
Обтычуся частыми звездами,
Что вострыми стрелами –
От всякого злого недуга.
В народе русский костюм описывают так:
Слайд 10Украшения костюма
Украшения передавались из поколения в поколение. Каждый элемент орнамента имел
свое значение и смысл:
Слава божеству!
Праздник.
Просьба плодородия.
Благодарность богу за содеянное.
Слайд 11Вышивка
Вышивка – один из распространенных видов народного творчества.
Искусство создания на
тканях узоров с помощью иглы и нитей, известно с давних времен..
Слайд 12Вышивка
Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и должна
была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.
Слайд 13Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты.
Слайд 14Женский костюм
Основными частями женского народного костюма были
рубаха
передник
или занавеска
сарафан
понева
нагрудник
шушпан
Слайд 15Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки,
повойники были самой невиданной формы.
Очень любили на Руси душегрейки, которые надевали поверх сарафана и шили из дорогих тканей.
Слайд 16Рубаха
Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или
конопляного полотна.
Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза».
Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица.
Слайд 17Сарафан
Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой,
серебряным кружевом,
узорными пуговицами.
Слайд 18Епанечка
Епанечка - короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани.
Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей.
Слайд 19
Юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых
на талии плетеным узким пояском - гашником; ее носили только замужние женщины.
Понёва
Слайд 20Передник
Самой декоративной, богато украшенной частью женского русского костюма был передник,
или занавеска, закрывающий женскую фигуру спереди.
Обычно его делали из холста и орнаментировали вышивкой, тканым узором. Цветными отделочными вставками, шелковыми узорными лентами
Слайд 21Головной убор
Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его
украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц.
Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи.
Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Слайд 23 "Сорока с рогатой кичкой"-Тамбовская губерня, вторая половина19-го века
"Сорока с
мохрами"- Орловская губерня, вторая половина19-го века
Слайд 24Кокошник - Московская губерня, вторая половина 18-го века
"Сборник"- Вологодская губерня,
вторая половина 19-го века
Слайд 25"Повязка"- Нижегородская губерня, начало 19-го века
"Повязка"- центр России, 18-й век
Слайд 26Женские украшения
Девичьи накосники
Гайтан
Слайд 27Свадебный костюм
Свадебный наряд шили задолго до торжества, так как он требовал
много времени и труда. Все элементы костюма тщательно украшались, оберегали от злых сил и напастей символами и орнаментами,
утверждающими счастье, долголетие, здоровое потомство.
Слайд 29Мужской костюм
Костюм крестьянина на Руси состоял из портов и рубахи
из домотканого холста. Рубахи носили навыпуск и подпоясывали узким поясом или цветным шнуром.
Порты шились неширокие, суженные к низу, до щиколотки,
завязывались на талии шнурком – гашником.
Слайд 30Праздничная мужская одежда
Пензенской и Вологодской губерний
Слайд 33Верхняя мужская одежда.
Верхней одеждой служили зипун или кафтан из домотканого сукна,
зимой – овчинные нагольные шубы.
Кафтан, надевали поверх зипуна. Для его отделки использовались петлицы на груди и по боковым разрезам, металлические, деревянные, плетеные из шнура и сделанные из искусственного жемчуга пуговицы.
Слайд 34Пуговица
Самой дорогой и модной вещью в костюме была пуговица. На Руси
изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья.
Слайд 35Армяк - верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани, с капюшоном,
без пуговиц и застёжек, запахивается ремнём.
Гайтан - плетеный шелковый шнурок, на котором носили крестик, образок.
Гашник - поясок, шнурок, который продергивается в верхнюю част штанов для подвязывания.
Душегрейка - теплая кофта без рукавов.
Зипун - старинная верхняя крестьянская одежда в виде кафтана без воротника.
Картуз – фуражка с козырьком.
Кафтан - верхняя двубортная длинная одежда с глубоким запахом и длинными, иногда до земли, рукавами.
Кичка - старинный русский головной убор замужних женщин.
Кокошник - старинный русский женский головной убор с твердым высоким очельем и мягкой затылочной частью.
Косоворотка - Мужская рубашка со стоячим воротом, застегивающимся сбоку.
Повойник – старинный русский головной убор замужних женщин в виде платка, повязанного вокруг головы.
Сарафан - народная женская одежда в виде платья без рукавов.
Сюртук - длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный.
Тулуп - долгополая меховая шуба, не крытая сукном.
Шушпан - верхняя одежда – балахон, кофта, шуган, шушун.
Слайд 36 ПОРТРЕТ
ЛАЗАРЕВОЙ А.А.
Русский народный костюм в произведениях известных художников
ПОРТРЕТ
НЕИЗВЕСТНОЙ КРЕСТЬЯНКИ В КОКОШНИКЕ
ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ
И. П. АРГУНОВ
Слайд 37 У ОКОЛИЦЫ
КРЕСТЬЯНКА
Русский народный костюм в произведениях известных художников
БОЯРЫНЯ У
ОКНА
ЗА ЧАЕМ
В. Е. МАКОВСКИЙ
Слайд 38 В.Е. МАКОВСКИЙ - ПОД ВЕНЕЦ
Русский народный костюм в произведениях известных
художников
Слайд 39Русский народный костюм в произведениях известных художников
ПОРТРЕТ В.С. МАМОНТОВОЙ
АЛЕНУШКА
В.М.
ВАСНЕЦОВ
Слайд 40 В.М. ВАСНЕЦОВ - ТРИ БОГАТЫРЯ
Русский народный костюм в произведениях известных
художников
Слайд 41 В.И.СУРИКОВ – ПОСЕЩЕНИЕ ЦАРЕВНОЙ ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ
Русский народный костюм в произведениях
известных художников
Слайд 42 В.И. СУРИКОВ – БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА
Русский народный костюм в произведениях известных
художников
Слайд 43А.Г. ВЕНЕЦИАНОВ
Русский народный костюм в произведениях известных художников
ЖНЕЦЫ
КРЕСТЬЯНКА
ПОРТРЕТ
КУПЧИХИ ОБРАЗЦОВОЙ
Слайд 44Русский народный костюм в произведениях известных художников
А.В. ВЕНЕЦИАНОВ - ГУМНО
Слайд 45А.Г. ВЕНЕЦИАНОВ – НА ПАШНЕ. ВЕСНА
Русский народный костюм в произведениях известных
художников