Слайд 1Крепостные мастера Урала
МАОУ СОШ №157
Искусство Урала 8 класс
Слайд 2Уральские горы
По каменным плитам
Ведут за собой нас
В страну малахита.
В страну, где
не счесть
Драгоценных камней,
В страну работящих
И добрых людей.
(В. Степанов)
Слайд 3Начиная с эпохи Петра I, Урал долгое время был главным и,
по сути, единственным индустриальным регионом России.
Русские конструкторы и изобретатели того времени чаще всего были крепостными. Мечтая о свободе, они пытались понравиться царям и вельможам своими изобретениями.
Семья крепостных Черепановых:
Ефим Алексеевич (отец)
Мирон Ефимович (сын)
Паровоз Черепановых 1834г.
Слайд 4 Ефима Черепанова с ранних лет влекло к изобретательству. Целыми днями он
мог из досок выпиливать затейливые игрушечные конструкции или ремонтировать сложные замки. Часто он пропадал у соседей, занимавшихся столярным или слесарным делом. Ремесленники мальчугана не прогоняли — Ефим вовсе не был праздным гостем, он помогал точить инструменты, обстругивал доски, работал у ручных мехов. Его восхищало искусство «умельцев» создавать из кусочков руды лист или полосу превосходного железа.
Слайд 5 В начале девятнадцатого века Ефим Черепанов принял решение организовать при Выйском
заводе специальный цех для ремонта и изготовления разнообразных механизмов для всех тагильских заводов. Тщательно он подобрал лучшие металлообрабатывающие станки, а в помощники себе взял опытных и прилежных мастеровых — плотников, кузнецов, столяров, слесарей. Главным подручным стал его сын Мирон.
Мирон Черепанов, как знаток металлообработки и металлургии, человек умный, наблюдательный и неподкупный, несмотря на отсутствие инженерного образования и незнание языка, получил задание отправиться в Англию.
Слайд 61-ый в мире паровоз изобретён в 1804 г. Ричардом Тревитиком британским
изобретателем.
Усовершенствовали паровоз отец и сын ДжорджемУсовершенствовали паровоз отец и сын Джорджем и Робертом СтефенсонамиУсовершенствовали паровоз отец и сын Джорджем и Робертом Стефенсонами в 1829 году - паровоз «Ракета», где впервые применили грибовидные рельсы, трубчатый котел.
В 1833 году Мирон Ефимович Черепанов в Англии (в г. Ливерпуль)более месяца изучал устройства паровозов и рельсов .
Железная дорога от Манчестера до Ливерпуля была самой современной в мире и недавно пущена в строй.
Технических новинок англичане от россиян тогда не скрывали, в надежде на то, что русские промышленники и купцы, ознакомившись с машинами и механизмами, начнут их заказывать. Часто так и было.
Мирон посетил 2-3 завода, смежных Демидовским, вернулся на Урал.
Слайд 7 С 1833 года в механическом цеху Черепановых начались работы по строительству
первого русского паровоза, называемого в те годы «пароходным дилижансом» или просто «пароходкой».
В начале сентября 1834 состоялись испытания паровоза, показавшие, что он способен водить составы весом до 3,3 тонны со скоростью 13-16 километров в час. Так родился первый русский паровой сухопутный транспорт. Он обошелся Демидовым в полторы тысячи рублей, что было очень дешево.
Слайд 8 Черепановы принимали самое деятельное участие в подготовке будущих специалистов, набранных из
детей крепостных. В помещении механического цеха ими была организована Высшая заводская школа, в которую переводили ребят, обнаруживших способности к техническим наукам, после окончания ими старшего класса Выйского училища: преподавали в школе механику и черчение.
Паровоз -у ДК ЖД Свердловск
Слайд 9
Наследие Черепановых заключалось в подготовке опытных и квалифицированных «умельцев» всех специальностей,
продолживших традиции их работы.
Еще в конце девятнадцатого века среди тагильских рабочих гуляла крылатая фраза «Сделано по-черепановски» — то есть особенно красиво, умело, добротно.
Паровоз остается одним из уникальных технических творений человечества, безраздельно господствовавшим на железнодорожном транспорте более 130 лет.
Макет первого паровоза в Омске
Новосибирский музей ж/д техники
Слайд 10
Ефим (68л) и Мирон(46) Черепановы.
(слева) Памятник из бронзы, высотой 7.5 м,
вес около 9 тонн, на пьедестале из красного гранита расположен в Нижнем Тагиле, на Театральной площади (4.11.1956г).Памятник отлит в Ленинграде. Свердловский горсовет выделил на его строительство 251тыс. рублей
Свердловск
Омск
Новосибирск
Курган
Челябинск
Хабаровск
Красноярск
Поселок Мундыбаш
(между Алтаем и Саянами)
Слайд 12В 70-е годы 19в. Тагильский крепостной механик Егор Кузнецов изобрел конные
«музыкальные дрожки» и поднесшим их на коронации Александра I вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, за что он был освобожден со всей семьёй. Вместе с Егором, в Москве был его племянник слесарь Артамон Кузнецов, который, хотя и «никакого отличия против других равно с ним работы исправляющих не делал», тоже получил с семьёй «вольную».
«Во время коронования императора Александра I, следовательно в 1801 году, мастеровой уральских заводов Артамонов катался на изобретённом им велосипеде, за что по повелению императора получил свободу со всем своим потомством».
С 1922 г. в Нижнетагильском музее-заповеднике экспонировался металлический велосипед-"паук", как велосипед Артамонова. Велосипед впервые был изобретён в 1801 верхотурским крепостным рабочим Е. М. Артамоновым (1776—1841), 65л.
Слайд 13Урал - край поистине уникальный.
В прошлом — это земля рудознатцев,
старателей, мастеровых людей и углежогов, в настоящем - щедрые недра Уральских гор и творения уральских мастеров, которые восхищают всех, кто знакомится с краем поближе.
Слайд 14Если б не уральцы, Британский Парламент остался бы без крыши
Слайд 15Каркас американской Статуи Свободы сделан из металла, произведенного в Екатеринбурге. Возможно,
если бы не прочность конструкции, одна из известнейших мировых достопримечательностей высотой почти 100 метров, не дожила бы до наших времен.
Слайд 16Помимо металлов, за границу, преимущественно в Европу, отправляли очень много уральского
леса. Например, известно, что опоры домов в Венеции сделаны из лиственницы, привезенной со Среднего Урала, поскольку благодаря своим характеристикам, дерево может веками выдерживать большую влажность.
Слайд 17Благодаря тому, что в минувшие века на Среднем Урале были хорошо
развиты металлургическая промышленность, камнедобыча и камнерезное искусство, во многих российских городах есть свой уральский «след»: где-то это мраморные полы, где-то каменные мозаики, где-то литые ограждения набережных и так далее. Но, конечно, больше всего материалов и изделий уральских мастеров вывозилось в столицы – Санкт-Петербург и Москву.
Слайд 18Также по всей России развозились изделия из чугуна: решетки, ограды, камины.
С ростом Петербурга, расположенного на островах, появилась необходимость в чугунных решетках, опоясывающих каналы и сады, ограждающие вельможные дворцы от шумных улиц. То есть смело можно утверждать, что уральское художественное чугунное литье сформировало одну из черт петербургского архитектурного облика.
Слайд 19Уральские мастера «оставили след» и на здании Кремля в Москве. Сначала
на башнях главного российского символа устанавливали самоцветные звезды, сделанные из самоцветов Урала. Затем их поменяли на рубиновые, но выполненные также с участием уральских мастеров.
Слайд 21Интернет-источники
http://www.welcomeural.ru/index.php?id=588
http://www.detstvo-budet.ru/index.php/interesnoe/item/160-stikhi-ob-urale
http://yandex.ru/images/search
https://yandex.ru/images/search?text=паровоз тревитика википедия&noreask=1
https://yandex.ru/images/search?text=паровоз черепановых в екатеринбурге картинки
&img_url