Презентация, доклад по инклюзивному образованию Характеристика детей с НОДА

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ст. 2 п.16: «Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие

Слайд 1МБОУ ЦО № 54
Характеристика детей с НОДА и специфика работы

с ними в условиях инклюзивного образования

Биткова ЕленаВладимировна, учитель начальных классов

Курсы «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ»

2016

МБОУ ЦО № 54  Характеристика детей с НОДА и специфика работы с ними в условиях инклюзивного

Слайд 2Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273

ст. 2 п.16:



«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 ст. 2 п.16:  «Обучающийся с

Слайд 3Развитие ребёнка с ОВЗ


В процессе атипичного развития

ребёнка с ОВЗ проявляются не только негативные стороны, но и положительные его возможности, которые являются способом приспособления личности ребенка к определенному вторичному дефекту. Источником приспособления детей с ограниченными возможностями к окружающей среде являются сохранные психофизические функции.

Развитие ребёнка с ОВЗ   В процессе атипичного развития ребёнка с ОВЗ проявляются не только негативные

Слайд 41.Вид (тип) нарушения.
2.Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости

от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития ребенка с ОВЗ от степени и качества первичного дефекта.
3.Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития.
4.Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития ребенка с ОВЗ во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним.

Факторы развития ребёнка с ОВЗ

1.Вид (тип) нарушения.2.Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть -

Слайд 5


·   Дети с нарушением слуха (глухие,

слабослышащие, позднооглохшие).
·         Дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие).
·         Дети с нарушениями речи (логопаты).
·         Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
·         Дети с задержкой психического развития.
·         Дети с нарушениями поведения и общения.
·         Дети с умственной отсталостью.
·         Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Классификация детей с ОВЗ
 (по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова)

·        Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие).·         Дети с нарушениями зрения (слепые,

Слайд 6

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Основной контингент данной категории

представляют дети с ДЦП (89%). Остальные - дети, больные полиомиелитом, с врожденным вывихом бедра, кривошеей, деформациями стоп, аномалиями развития пальцев кисти, с травмами мозга, полиартритом, рахитом, туберкулезом костей и т.п.
ДЦП (детский церебральный паралич) - поражение двигательных систем головного мозга. У этих детей двигательные расстройства сочетаются с психическими и речевыми нарушениями, и они нуждаются в психолого-педагогической и логопедической коррекции.
Другие вышеназванные категории детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, как правило, не имеют нарушений познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания.
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата  Основной контингент данной категории представляют дети с ДЦП (89%). Остальные

Слайд 7Закономерности развития детей с НОДА
-У детей с церебральным параличом

задержано и нарушено формирование всех двигательных функций
-В структуре двигательного дефекта у детей с церебральным параличом особое место занимают нарушения функций рук.
-Двигательные нарушения оказывают неблагоприятное влияние на формирование психических функций и речи.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП имеет ряд специфических особенностей.
К ним относятся:
-неравномерный, дисгармоничный характер нарушений отдельных психических функций;
-выраженность астенических проявлений (повышенная утомляемость, истощаемость всех нервно-психических процессов);
-сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире.
-отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем.
Патология зрения, слуха, мышечно- суставного чувства существенно сказываются на восприятии в целом, ограничивают объем информации, затрудняют интеллектуальную деятельность детей с церебральными параличами.
Закономерности развития детей с НОДА -У детей с церебральным параличом задержано и нарушено формирование всех двигательных функций

Слайд 8Особенности развития детей с НОДА
-Выраженность психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость

психических процессов.
-Трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти.
-Низкая познавательная активность, проявляющейся в пониженном интересе к заданиям,
плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов.
-Расстройства эмоционально- волевой сферы проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости.
-Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций.
Нарушения поведения могут проявляться в виде двигательной расторможенности, агрессии, реакции протеста по отношению к окружающим.
У некоторых детей можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим. Нарушения поведения отмечаются не у всех детей с ДЦП; у детей с сохранным интеллектом – реже, чем у умственно отсталых, а у спастиков – реже, чем у детей с атетоидными гиперкинезами.
Нарушения формирования личности :личностная незрелость; астенические проявления; псевдоаутические проявления
Особенности развития детей с НОДА -Выраженность психоорганических проявлений – замедленность, истощаемость психических процессов. -Трудности переключения на другие

Слайд 9Особые образовательные потребности
у детей с НОДА задаются спецификой двигательных нарушений

и определяют особую логику построения учебного процесса. В связи с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
- требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной нормально развивающимся сверстникам;
- необходимо использование специальных методов, приёмов и средств обучения, современных образовательных технологий;
- наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- коррекция произносительной стороны речи.
Особые образовательные потребности у детей с НОДА задаются спецификой двигательных нарушений и определяют особую логику построения учебного

Слайд 10Особенности образовательного процесса обучающихся с НОДА
-Потребность в раннем выявлении

нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровождения развития ребенка;
-Потребность в регламентации деятельности с учетом медицинских рекомендаций (соблюдение ортопедического режима);
-Потребность в особой организации образовательной среды, характеризующейся доступностью образовательных и воспитательных мероприятий;
-Потребность в использовании специальных методов, приемов и средств обучения и воспитания (в том числе специализированных компьютерных технологий, обеспечивающих реализацию «обходных путей» развития, воспитания и обучения;
-Потребность в адресной помощи по коррекции двигательных, речевых и познавательных и социально-личностных нарушений;
-Потребность в индивидуализации образовательного процесса с учетом структуры нарушения и вариативности проявлений;
-Потребность в максимальном расширении образовательного пространства – выход за пределы образовательной организации с учетом психофизических особенностей детей указанной категории.
Особенности образовательного процесса обучающихся с НОДА -Потребность в раннем выявлении нарушений и максимально раннем начале комплексного сопровождения

Слайд 11Литература
С.Г. Шевченко. Коррекционно-развивающее обучение. М: 2009
В.С. Луценко. «Использование словесных методов при

обучении детей с ОВЗ». М: Просвещение, 2012
Худенко Е.Д. Наглядно-практические и другие методы обучения на уроках в условиях инклюзивной практики» М: 2009
Орлова С.Ю. «Специфика содержания индивидуальной работы с детьми с ОВЗ (НОДА)»
МБОУ «СОШ №1» г. Мичуринска Тамбовской области. Программа коррекционной работы для обучающихся с НОДА
sites.google.com>site/gbdou…





ЛитератураС.Г. Шевченко. Коррекционно-развивающее обучение. М: 2009В.С. Луценко. «Использование словесных методов при обучении детей с ОВЗ». М: Просвещение,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть