Слайд 1МАРИЙСКИЙ
ОРНАМЕНТ
Выполнила: ученица 3 «А»
Новосёлова А.
Слайд 2Актуальность проекта:
Исследование темы марийского орнамента- один из этапов изучения истории родного
края, т.к. орнамент является отражением культуры марийского народа.
Слайд 3Цель:
Познакомиться с народным декоративно-прикладным искусством марийского народа
Слайд 4Задачи:
Изучить материал о марийском орнаменте
Узнать о культуре марийского народа
Слайд 5Орнамент –одна из древних форм изобразительной деятельности человека.
В переводе с
лат. – «украшение»
Слайд 6 Расцветов и закатов ярких краски
И разноцвете луга, пестрота лесов
Загадочною вышитою
сказкой
Легли узорами и начистоту холстов.
А тёмно-красный в чёрном обрамленье
Узор марийский радовал века.
Сейчас расцвечен он на удивление -
Как радуга переливаются цвета.
Слайд 7Первоначальные изображения были просты: веточка, осколок ракушки, проведенные по сырой глине,
или вдавленные в нее семена растений. Со временем семена были заменены на их изображения.
Слайд 8Узор- рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней
На протяжении веков марийские женщины
украшали вышивкой свою одежду, предметы быта, которые сегодня можно назвать произведениями народного искусства.
Слайд 9Марийская вышивка
У марийцев большое развитие получила орнаментальная вышивка. Как сложная знаковая
система, она возникла задолго до появления письменности, являлась носительницей древнейших знаний. В качестве отделки тканей она применялась во всех деталях женского и мужского костюмов.
Слайд 10Квадраты, треугольники и ромбы,
Розетты и простые уголки,
Переплетение их торжественно и строго,
И
как они на белом льне легки.
На платьях фартуках, рубашках,
Искусно вышит женскою рукой,
Верёвочкой, и крестиком, и гладью -
Ведёт узор волшебный разговор.
Слайд 11По мнению марийцев, вышивка выполняла важную роль оберега. К тому же,
позволяла выделить поло-возрастные различия, обозначить социальный статус человека, его принадлежность к этническому сообществу.
Слайд 12длинная нательная холщовая рубашка – тувыр
Место расположения вышивки было
хорошо продумано и в основном связано с покроем, назначением и типом одежды. Как на женской, так и на мужской рубашке её располагали у нагрудного разреза, на плечах и спине, где она часто заканчивалась углом. а на рукавах у запястья и на подоле – узкой полоской.
Слайд 13Головные уборы
Наиболее нарядной и богато украшенной вышивкой являлись женская рубаха и
головные уборы. Вышивали на белом поле холста шерстяными или шелковыми нитками. Главные швы выполнялись по счету нитей, без предварительного нанесения рисунка, часто с изнаночной стороны.
Слайд 14Мотивы орнамента
Зооморфные и человекоподобные мотивы воспроизводили стилизованные фигуры животных, птиц и
людей. Растительный мотив передавал реальные формы деревьев, цветов и листьев.
Слайд 15Значение орнамента вышивки
Каждая линия, каждый знак имели свой смысл, были одним
из средств общения. Язык вышивки передавался из поколения в поколение.
Слайд 19Цвет вышивки
Цветовая гамма вышивки марийцев строится из традиционных цветов. Основной рисунок
заполняли красными нитками (в каждом случае разного оттенка), для обводки контура пользовались чёрными нитками (в более ранних образцах – тёмно-синими); остальные добавочные – зелёный, голубой, жёлтый (или оранжевый).
Слайд 20Красив, богат и оригинален народный костюм. Важно сохранить этнические традиции в
одежде, как приобщение к культурным ценностям, духовному наследию своего народа.
Слайд 21Выводы:
Узнали о значениях марийского узора
Способствовали воспитанию любви к родному краю на
основе изучении элементов народного творчества.
Возник интерес к дальнейшему изучению национальной культуры нашей республики.