Презентация, доклад по философии Познание, его возможности и средства

Содержание

Проблемы познания – это важнейшие мировоззренческие вопросы:Что такое познание и каково его значение в жизни человека?Каковы уровни и методы научного познания?Каковы формы познавательной деятельности?Что есть знание, истина, заблуждение?

Слайд 1Компьютерная презентация к уроку по дисциплине «Основы философии» Тема урока: «Познание, его возможности

и средства»

Выполнила: преподаватель ГБПОУ ВО «Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»
Повалюхина М. Н.

Компьютерная презентация к уроку по дисциплине «Основы философии» Тема урока: «Познание, его возможности и средства»Выполнила: преподаватель ГБПОУ

Слайд 2Проблемы познания – это важнейшие мировоззренческие вопросы:
Что такое познание и каково

его значение в жизни человека?
Каковы уровни и методы научного познания?
Каковы формы познавательной деятельности?
Что есть знание, истина, заблуждение?

Проблемы познания –  это важнейшие мировоззренческие вопросы:Что такое познание и каково его значение в жизни человека?Каковы

Слайд 3Тема урока: Познание, его возможности и средства
План:
Познание как отражение действительности. Субъект и

объект познания
Чувственное и рациональное познание
Формы познавательной деятельности
Формы и методы научного познания
Тема урока: Познание, его возможности и средстваПлан:Познание как отражение действительности. Субъект и объект познанияЧувственное и рациональное познаниеФормы

Слайд 4Вопрос 1. Познание как отражение действительности. Субъект и объект познания.
Задание:
С каким

словом ассоциируется для вас познание?
Вопрос 1. Познание  как отражение действительности.  Субъект и объект познания.Задание:С каким словом ассоциируется для вас

Слайд 5Сознание – это осознанное бытие; оно выражает отношение человека к бытию.

Знание

– это объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает объективные связи реального мира.

Познание – это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление и расширение.
Сознание – это осознанное бытие; оно выражает отношение человека к бытию.Знание – это объективная реальность, данная в

Слайд 6 Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы

познания, отношения знания и реальности, исследуются возможности познания и критерии его истинности.
 Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания, отношения знания и реальности, исследуются

Слайд 7Компоненты в познании:
1) субъект познания;
2)объект познания;
3) процесс отражения субъектом объекта познания;
4)

результат отражения – знание.
Компоненты в познании:1) субъект познания;2)объект познания;3) процесс отражения субъектом объекта познания;4) результат отражения – знание.

Слайд 8Знания как результат отражения существуют в следующих формах формах:
в сознании

людей;
в знаковых системах (тексты, речь);
в опредмеченных знаниях
(в вещах, созданных человеком).
Знания как результат отражения существуют  в следующих формах формах: в сознании людей; в знаковых системах (тексты,

Слайд 9Сферы(области) познания:
1) мир природы – от космоса до субэлементарных частиц;

2) мир

социума (общества) – мир материальной и духовной культуры, который создан людьми в процессе предметной деятельности и общения;

3) мир внутренней жизни человека, его мыслей и чувств, эмоций, представлений.
Сферы(области) познания:1) мир природы – от космоса до субэлементарных частиц;2) мир социума (общества) – мир материальной и

Слайд 10Философия Древней Греции о познании и его значении в жизни человека

Философия  Древней Греции  о познании и его значении  в жизни человека

Слайд 11Сократ

Сократ

Слайд 12Платон

Платон

Слайд 13Демокрит

Демокрит

Слайд 14Аристотель

Аристотель

Слайд 15И. Кант о сущности и возможностях познания
Что я могу знать?

Что я должен знать?
На что я смею надеяться?
Что такое человек?
И. Кант  о сущности и возможностях познания Что я могу знать? Что я должен знать? На

Слайд 16Знание
Незнание
Знание
Незнание
Познавательный процесс

ЗнаниеНезнаниеЗнаниеНезнаниеПознавательный процесс

Слайд 17Специфический вид духовной деятельности человека, процесс постижения окружающего мира - это
познание

Специфический вид духовной деятельности человека,  процесс постижения окружающего мира - этопознание

Слайд 18Вопрос 2. Чувственное и рациональное познание
«Всякое наше знание начинается с чувств,

переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме. Рассудок можно вообще представить как способность составлять суждение. Разум ограничивает рассудок применением в опыте. Опыт – это продукт рассудка…»
И . Кант

Какие уровни в познании выделяет
И. Кант?
Вопрос 2. Чувственное и рациональное познание«Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается

Слайд 19Уровни познания :
1. чувственное (эмпирическое);
2. рациональное.

Уровни познания :1. чувственное (эмпирическое);2. рациональное.

Слайд 20Чувственное познание – это непосредственное познание, т. к. чувства прямо связывают

нас с окружающим миром.

Формы чувственного познания:
ощущения;
восприятие;
представление.

Чувственное познание –  это непосредственное познание,  т. к. чувства прямо связывают нас  с окружающим

Слайд 21Игра «Мои предпочтения»
Задание участникам:

Задумайте свой любимый цвет и опишите его тремя

словами. (Например: синий – прохладный, расслабляющий, отстраненный).
2. Если бы у вас была возможность в зоопарке сфотографироваться с любимым животным, кого бы вы выбрали? Опишите животное тремя словами (например, сильное, опасное.,…).
3. Задумайте свой любимый город и придумайте три характеризующих его слова (например, для Санкт-Петербурга – деловой, интеллектуальный, освежающий).

Игра «Мои предпочтения»Задание участникам:Задумайте свой любимый цвет и опишите его тремя словами. (Например: синий – прохладный, расслабляющий,

Слайд 22Интерпретация результатов
Три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;

Три

характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими;

Три характеристики города – какими вы хотели бы видеть себя в работе.
Интерпретация результатовТри характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;Три характеристики животного – как вы видите

Слайд 23Рациональное познание - это ступень познавательной деятельности, связанная с развитием мышления.
Формы

рационального познания:
понятия;
суждения;
умозаключения.
Рациональное познание - это ступень познавательной деятельности,  связанная с развитием мышления. Формы рационального познания:понятия;суждения; умозаключения.

Слайд 24Задание: 1. Приведите примеры: понятий, суждений, умозаключений.
Определите, о какой форме рационального познания идет речь:

«Яблоня - это дерево»;
«Гносеология – наука о познании».
Задание:  1. Приведите примеры: понятий, суждений, умозаключений. Определите, о какой форме рационального познания идет речь:

Слайд 25 Философское упражнение Сделайте умозаключение. Например: 1. Все люди смертны. 2. Иванов – человек. Умозаключение: Иванов

– смертен.
Философское упражнение  Сделайте умозаключение.  Например: 1. Все люди смертны. 2. Иванов – человек.

Слайд 26Сделайте умозаключение:
Суждение 1. При нагревании вода расширяется.
Суждение 2. Вода, налитая

в кастрюлю до краев, залила плиту и погасила огонь.
Силлогизм:
Сделайте умозаключение:Суждение 1. При нагревании вода расширяется. Суждение 2. Вода, налитая в кастрюлю до краев, залила плиту

Слайд 27Сделайте умозаключение:
Суждение 1. Все элементарные частицы имеют массу.
Суждение 2. Х –

вновь открытая элементарная частица.
Силлогизм:
Сделайте умозаключение:Суждение 1. Все элементарные частицы имеют массу.Суждение 2. Х – вновь открытая элементарная частица.Силлогизм:

Слайд 28Неверное умозаключение
Суждение 1. Все люди должны отвечать за свои поступки.
Суждение 2.

Годовалый ребенок – человек.
Умозаключение: Годовалый ребенок должен отвечать за свои поступки.
Что нарушено в данном суждении?
Неверное умозаключениеСуждение 1. Все люди должны отвечать за свои поступки.Суждение 2. Годовалый ребенок – человек.Умозаключение: Годовалый ребенок

Слайд 29Теория познания в Новое время
Задание студентам:

Познакомьтесь со взглядами философов Нового

времени на сущность
и проблемы познания.
Ответьте на поставленные вопросы.
Теория познания в Новое времяЗадание студентам: Познакомьтесь со взглядами философов Нового времени на сущность и проблемы познания.Ответьте

Слайд 30Беседа по вопросам:
Каковы взгляды на сущность познания философов Нового времени:

Ф. Бэкона,
Д.

Локка,
Д. Юма,
Р. Декарта,
Б. Спинозы,
Г. Лейбница,
И. Канта?
Беседа по вопросам:Каковы взгляды на сущность познания философов Нового времени:Ф. Бэкона,Д. Локка,Д. Юма,Р. Декарта,Б. Спинозы,Г. Лейбница, И.

Слайд 31Бэкон
 Что является основой знаний с точки зрения
Ф. Бэкона?

Какую роль играет индукция в познании?

 Какие эмпирические методы ценит Ф. Бэкон?
Бэкон Что является основой знаний с точки зрения Ф. Бэкона?  Какую роль играет индукция в познании?

Слайд 32Локк
 Какое учение разработал Д. Локк?

 Что Д. Локк относит:
а)

к первичным качествам;
б) к вторичным качествам?

 Какое определение рождающемуся человеку дал Д. Локк?
Локк  Какое учение разработал Д. Локк? Что Д. Локк относит:а) к первичным качествам;б) к вторичным качествам?

Слайд 33Дэвид Юм
 За что Д. Юм критикует учение
Д. Локка?

Какие качества – первичные или вторичные – являются более важными?
Дэвид Юм  За что Д. Юм критикует учение Д. Локка? Какие качества – первичные или вторичные

Слайд 34Декарт
 Что или кого призывает познать Р. Декарт?

 Р.

Декарт – родоначальник рационализма или эмпиризма?

 Что Р. Декарт называет критерием истинности?

 Какие методы научного познания открыл Р. Декарт?

 Что такое метод познания
с точки зрения Р. Декарта?
Декарт  Что или кого призывает познать Р. Декарт?  Р. Декарт – родоначальник рационализма или эмпиризма?

Слайд 35Спиноза
 Что такое пантеизм?

 В чем сущность закона психофизической

обусловленности, сформулированного
Б. Спинозой?

 Как понимает свободу Б. Спиноза?
Спиноза  Что такое пантеизм?  В чем сущность закона психофизической обусловленности, сформулированного Б. Спинозой? Как понимает

Слайд 36Лейбниц
 Что такое субстанция с точки зрения Г. Лейбница? Каково ее

основное свойство?

 Что такое монады?

Лейбниц Что такое субстанция с точки зрения Г. Лейбница? Каково ее основное свойство? Что такое монады?

Слайд 37Иммануил Кант
 Каким образом
И. Кант пытался примирить рационализм
с

эмпиризмом?

 Какую роль играют
в познании:
а) чувства;
б) разум?
Иммануил Кант  Каким образом И. Кант пытался примирить рационализм с эмпиризмом? Какую роль играют в познании:а)

Слайд 38Задание: Представителями какого философского направления были:
Б. Спиноза,
Ф. Бэкон,
Р. Декарт,
И. Кант
Д. Локк,
Д.

Юм,
Г. Лейбниц

Задание: Представителями какого философского направления были:Б. Спиноза,Ф. Бэкон,Р. Декарт,И. КантД. Локк,Д. Юм,Г. Лейбниц

Слайд 39Чувственное и рациональное познание – это две ступени познания, которые:
- находятся

в постоянном взаимодействии;
- образуют неразрывное единство познавательного процесса.
Чувственное и рациональное познание  – это две ступени познания, которые:- находятся в постоянном взаимодействии;- образуют неразрывное

Слайд 40Вопрос 3. Формы познавательной деятельности

Формы познавательной деятельности:

Обыденно-практическое познание
Игровое познание
Мифологическое познание
Художественно-образная форма

познания
Философское и религиозное познания
Личностное познание




Вопрос 3. Формы познавательной деятельностиФормы познавательной деятельности:Обыденно-практическое познаниеИгровое познаниеМифологическое познаниеХудожественно-образная форма познанияФилософское и религиозное познанияЛичностное познание

Слайд 41Обыденно-практическое познание

Обыденно-практическое познание

Слайд 42Игровое познание

Игровое   познание

Слайд 43Мифологическое познание

Мифологическое познание

Слайд 44Художественно-образная форма познания

Художественно-образная  форма познания

Слайд 45
Философское
и религиозное познания

Философское и религиозное познания

Слайд 46Личностное познание

Личностное познание

Слайд 47Задания:
1.О какой форме познания говорит Сократ:«Познай себя и ты познаешь мир»?
2.Отгадайте

философскую загадку:
Фалес на вопрос «Что легко?» – отвечал:
«Давать советы».
Как он отвечал на вопрос «Что трудно?»

Задания: 1.О какой форме познания говорит Сократ:«Познай себя и ты познаешь мир»?2.Отгадайте философскую загадку:Фалес на вопрос «Что

Слайд 48Формы и методы научного познания
Проблема
(Вопрос, ответ на который нельзя получить на

основании существующих знаний)

Гипотеза
(Предполагаемый ответ на поставленный вопрос)

Теория, новые знания
Формы и методы научного познанияПроблема(Вопрос, ответ на который нельзя получить на основании существующих знаний)↓Гипотеза(Предполагаемый ответ на поставленный

Слайд 49Задание:
Существует 5 состояний знания и незнания:
1) когда мы знаем, что знаем;
2)

когда мы знаем, что не знаем;
3) когда мы не знаем, что знаем;
4) когда мы не знаем, что не знаем;
5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем.
Приведите примеры каждого их этих состояний.
Задание:Существует 5 состояний знания и незнания:1) когда мы знаем, что знаем;2) когда мы знаем, что не знаем;3)

Слайд 50Методы научного познания:
Эмпирические методы:
Наблюдение,
Эксперимент,
Измерение.
Теоретические

методы:
анализ, синтез, индукция, дедукция. идеализация, формализация, моделирование.

Методы научного познания:Эмпирические методы:    Наблюдение,Эксперимент,Измерение. Теоретические   методы:анализ, синтез, индукция, дедукция. идеализация, формализация,

Слайд 51Существуют ли пределы человеческого познания?
«Я знаю,
что я ничего
не знаю!»

Сократ

Существуют ли пределы человеческого познания?«Я знаю, что я ничего не знаю!»Сократ

Слайд 52Домашнее задание:
1. Выпишите в Словарь философских терминов новые термины.
2. Познакомьтесь с

концепциями истины Аристотеля, концепцией конкретной истины, прагматической теорией истины, марксистским учением об истине. Подготовьте сообщения на эти темы.
Домашнее задание:1. Выпишите в Словарь философских терминов новые термины.2. Познакомьтесь с концепциями истины Аристотеля, концепцией конкретной истины,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть