Слайд 1Компьютерная презентация
к уроку по дисциплине «Основы философии»
Тема урока: «Познание, его возможности
и средства»
Выполнила: преподаватель ГБПОУ ВО «Верхнеозерский сельскохозяйственный техникум»
Повалюхина М. Н.
Слайд 2Проблемы познания –
это важнейшие мировоззренческие вопросы:
Что такое познание и каково
его значение в жизни человека?
Каковы уровни и методы научного познания?
Каковы формы познавательной деятельности?
Что есть знание, истина, заблуждение?
Слайд 3Тема урока:
Познание, его возможности и средства
План:
Познание как отражение действительности. Субъект и
объект познания
Чувственное и рациональное познание
Формы познавательной деятельности
Формы и методы научного познания
Слайд 4Вопрос 1. Познание
как отражение действительности.
Субъект и объект познания.
Задание:
С каким
словом ассоциируется для вас познание?
Слайд 5Сознание – это осознанное бытие; оно выражает отношение человека к бытию.
Знание
– это объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает объективные связи реального мира.
Познание – это процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление и расширение.
Слайд 6 Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы
познания, отношения знания и реальности, исследуются возможности познания и критерии его истинности.
Слайд 7Компоненты в познании:
1) субъект познания;
2)объект познания;
3) процесс отражения субъектом объекта познания;
4)
результат отражения – знание.
Слайд 8Знания как результат отражения существуют
в следующих формах формах:
в сознании
людей;
в знаковых системах (тексты, речь);
в опредмеченных знаниях
(в вещах, созданных человеком).
Слайд 9Сферы(области) познания:
1) мир природы – от космоса до субэлементарных частиц;
2) мир
социума (общества) – мир материальной и духовной культуры, который создан людьми в процессе предметной деятельности и общения;
3) мир внутренней жизни человека, его мыслей и чувств, эмоций, представлений.
Слайд 10Философия
Древней Греции
о познании и его значении
в жизни человека
Слайд 15И. Кант
о сущности и возможностях познания
Что я могу знать?
Что я должен знать?
На что я смею надеяться?
Что такое человек?
Слайд 16Знание
Незнание
Знание
Незнание
Познавательный процесс
Слайд 17Специфический вид духовной деятельности человека,
процесс постижения окружающего мира - это
познание
Слайд 18Вопрос 2. Чувственное и рациональное познание
«Всякое наше знание начинается с чувств,
переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме. Рассудок можно вообще представить как способность составлять суждение. Разум ограничивает рассудок применением в опыте. Опыт – это продукт рассудка…»
И . Кант
Какие уровни в познании выделяет
И. Кант?
Слайд 19Уровни познания :
1. чувственное (эмпирическое);
2. рациональное.
Слайд 20Чувственное познание –
это непосредственное познание,
т. к. чувства прямо связывают
нас
с окружающим миром.
Формы чувственного познания:
ощущения;
восприятие;
представление.
Слайд 21Игра «Мои предпочтения»
Задание участникам:
Задумайте свой любимый цвет и опишите его тремя
словами. (Например: синий – прохладный, расслабляющий, отстраненный).
2. Если бы у вас была возможность в зоопарке сфотографироваться с любимым животным, кого бы вы выбрали? Опишите животное тремя словами (например, сильное, опасное.,…).
3. Задумайте свой любимый город и придумайте три характеризующих его слова (например, для Санкт-Петербурга – деловой, интеллектуальный, освежающий).
Слайд 22Интерпретация результатов
Три характеристики цвета – это то, как видят вас окружающие;
Три
характеристики животного – как вы видите себя сами в общении с окружающими;
Три характеристики города – какими вы хотели бы видеть себя в работе.
Слайд 23Рациональное познание - это ступень познавательной деятельности,
связанная с развитием мышления.
Формы
рационального познания:
понятия;
суждения;
умозаключения.
Слайд 24Задание:
1. Приведите примеры:
понятий,
суждений, умозаключений.
Определите, о какой форме рационального познания идет речь:
«Яблоня - это дерево»;
«Гносеология – наука о познании».
Слайд 25
Философское упражнение
Сделайте умозаключение.
Например:
1. Все люди смертны.
2. Иванов – человек.
Умозаключение:
Иванов
– смертен.
Слайд 26Сделайте умозаключение:
Суждение 1. При нагревании вода расширяется.
Суждение 2. Вода, налитая
в кастрюлю до краев, залила плиту и погасила огонь.
Силлогизм:
Слайд 27Сделайте умозаключение:
Суждение 1. Все элементарные частицы имеют массу.
Суждение 2. Х –
вновь открытая элементарная частица.
Силлогизм:
Слайд 28Неверное умозаключение
Суждение 1. Все люди должны отвечать за свои поступки.
Суждение 2.
Годовалый ребенок – человек.
Умозаключение: Годовалый ребенок должен отвечать за свои поступки.
Что нарушено в данном суждении?
Слайд 29Теория познания в Новое время
Задание студентам:
Познакомьтесь со взглядами философов Нового
времени на сущность
и проблемы познания.
Ответьте на поставленные вопросы.
Слайд 30Беседа по вопросам:
Каковы взгляды на сущность познания философов Нового времени:
Ф. Бэкона,
Д.
Локка,
Д. Юма,
Р. Декарта,
Б. Спинозы,
Г. Лейбница,
И. Канта?
Слайд 31Бэкон
Что является основой знаний с точки зрения
Ф. Бэкона?
Какую роль играет индукция в познании?
Какие эмпирические методы ценит Ф. Бэкон?
Слайд 32Локк
Какое учение разработал Д. Локк?
Что Д. Локк относит:
а)
к первичным качествам;
б) к вторичным качествам?
Какое определение рождающемуся человеку дал Д. Локк?
Слайд 33Дэвид Юм
За что Д. Юм критикует учение
Д. Локка?
Какие качества – первичные или вторичные – являются более важными?
Слайд 34Декарт
Что или кого призывает познать Р. Декарт?
Р.
Декарт – родоначальник рационализма или эмпиризма?
Что Р. Декарт называет критерием истинности?
Какие методы научного познания открыл Р. Декарт?
Что такое метод познания
с точки зрения Р. Декарта?
Слайд 35Спиноза
Что такое пантеизм?
В чем сущность закона психофизической
обусловленности, сформулированного
Б. Спинозой?
Как понимает свободу Б. Спиноза?
Слайд 36Лейбниц
Что такое субстанция с точки зрения Г. Лейбница? Каково ее
основное свойство?
Что такое монады?
Слайд 37Иммануил Кант
Каким образом
И. Кант пытался примирить рационализм
с
эмпиризмом?
Какую роль играют
в познании:
а) чувства;
б) разум?
Слайд 38Задание: Представителями какого философского направления были:
Б. Спиноза,
Ф. Бэкон,
Р. Декарт,
И. Кант
Д. Локк,
Д.
Юм,
Г. Лейбниц
Слайд 39Чувственное и рациональное познание
– это две ступени познания, которые:
- находятся
в постоянном взаимодействии;
- образуют неразрывное единство познавательного процесса.
Слайд 40Вопрос 3. Формы познавательной деятельности
Формы познавательной деятельности:
Обыденно-практическое познание
Игровое познание
Мифологическое познание
Художественно-образная форма
познания
Философское и религиозное познания
Личностное познание
Слайд 44Художественно-образная
форма познания
Слайд 45
Философское
и религиозное познания
Слайд 47Задания:
1.О какой форме познания говорит Сократ:«Познай себя и ты познаешь мир»?
2.Отгадайте
философскую загадку:
Фалес на вопрос «Что легко?» – отвечал:
«Давать советы».
Как он отвечал на вопрос «Что трудно?»
Слайд 48Формы и методы научного познания
Проблема
(Вопрос, ответ на который нельзя получить на
основании существующих знаний)
↓
Гипотеза
(Предполагаемый ответ на поставленный вопрос)
↓
Теория, новые знания
Слайд 49Задание:
Существует 5 состояний знания и незнания:
1) когда мы знаем, что знаем;
2)
когда мы знаем, что не знаем;
3) когда мы не знаем, что знаем;
4) когда мы не знаем, что не знаем;
5) когда мы не знаем, но думаем, что знаем.
Приведите примеры каждого их этих состояний.
Слайд 50Методы научного познания:
Эмпирические методы:
Наблюдение,
Эксперимент,
Измерение.
Теоретические
методы:
анализ, синтез, индукция, дедукция. идеализация, формализация, моделирование.
Слайд 51Существуют ли пределы человеческого познания?
«Я знаю,
что я ничего
не знаю!»
Сократ
Слайд 52Домашнее задание:
1. Выпишите в Словарь философских терминов новые термины.
2. Познакомьтесь с
концепциями истины Аристотеля, концепцией конкретной истины, прагматической теорией истины, марксистским учением об истине. Подготовьте сообщения на эти темы.