Слайд 1МУ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» АДМ. МОГО «УХТА»
МДОУ «ДЕТСКИЙ САД №
16 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»
ЭКОЛОГО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
« В МИРЕ ЦЕЛЕБНЫХ РАСТЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: АПРЕЛЬ - АВГУСТ 2012 ГОДА
Г. УХТА , 2012 Г.
Слайд 2
НАЗВАНИЕ ПРОЕКТА:
«В
МИРЕ ЦЕЛЕБНЫХ РАСТЕНИЙ»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16 общеразвивающего вида»
Фамилия, имя, отчество разработчиков проекта:
Гутич Ирина Васильевна-старший воспитатель;
Каширина Ольга Николаевна-воспитатель
Организатор – координатор – Гутич Ирина Васильевна
Ответственный за проведение мероприятий – Каширина Ольга Николаевна,
Доброва Марина Валерьевна,
Соколова Ангелина Ивановна,
Балашова Елена Анатольевна,
Данканич Елена Борисовна,
Курчицкая Валентина Михайловна.
Проект разработан: апрель –август 2012 года.
Слайд 3
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ
РЯДОМ ФАКТОРОВ, СРЕДИ КОТОРЫХ:
Современные проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития.
Отсутствие целостной педагогической системы формирования эколого-оздоровительной культуры личности дошкольника как необходимого условия подготовки личности к активной жизнедеятельности в условиях современного общества.
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении.
Наблюдения и рассматривания растений в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора.
Поэтому мы считаем, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан эколого-оздоровительный проект «В мире целебных растений».
ПРОЕКТНАЯ ИДЕЯ
СОЗДАТЬ НА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО
САДА ОГОРОД ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ.
Слайд 5 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.
ГИПОТЕЗА: Воспитанники детского сада, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут, бережнее к ним относится.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1.Формировать представления о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека, способах применения.
2.Развивать любознательность, наблюдательность, сенсорные способности, речь детей.
3.Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
4.Формировать эстетическое восприятие окружающего мира, экологически грамотное поведение в природе.
Слайд 6 ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ:
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПРЕДСТОЯЩЕЙ РАБОТЫ
( АПРЕЛЬ – МАЙ 2012Г.)
На территории детского сада разбить огород лекарственных трав. Изготовить таблицы-указатели с названиями растений.
2 ЭТАП - ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ :
( ИЮНЬ- АВГУСТ 2012 Г. )
Дети проводят опыты, эксперименты.
Установить связи: растения - земля,
растения - вода,
растения - человек.
3 ЭТАП - ИТОГОВЫЙ
Результаты экспериментов фиксировать в календаре – наблюдения.
( ИЮНЬ-АВГУСТ 20 12 Г. )
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
ПО ЭКОЛОГО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ
Р.м
модель круговорота воды в природе
Модель особенности ухода за растениями
Модели климатических зон
Модели экологических цепочек
Глобус
Модель солнечной системы
Наборы картин «Ребёнок и природа»
Огород на участке
Огород на окне
Комнатные растения
лаборатория природы
Оборудование для трудовой деятельности
Мини-музей «Азбука природы»
Нетрадиционное спортивное оборудование
Детский сад
Развивающие дидактические игры
Наборы картин «Растём здоровыми»
Спортивный уголок
Календарь природы
Уголок природы
Экологическая тропа
Слайд 9
МОДЕЛЬ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
Слайд 10 ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
моделирование
экологических цепочек с исключением одного из звеньев цепи, выявлением причинно-следственных связей и дальнейшим прогнозированием последствий;
наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, мини-походы;
эколого-оздоровительные развлечения, досуги, дидактические, развивающие и подвижные игры, КВН, выставки и экспозиции;
физкультурные досуги;
музыкальные развлечения;
продуктивная деятельность;
Чтение познавательной и художественной литературы;
Цикл бесед : Ребёнок и природа, Здоровье ребёнка.
Слайд 11 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
(АПРЕЛЬ – МАЙ )
Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки.
Родительское собрание: участвуем в проекте по теме: «В мире целебных растений».
Субботник с родителями по благоустройству территории детского сада: уход за деревьями, уборка листьев, обрезка сухих веток и др.
Приобретение необходимого оборудования.
Подвоз чернозёма, песка, декоративных камней.
Приобретение семян: календула, эстрагон, шалфей, зверобой, мелисса, змееголовник, мята, мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, земляника, клевер, крапива, ромашка аптечная, разновидности лука (слизун, шнитт, батун, даниловский репчетый).
Семейное домашнее задание «составление мини-проектов о
лекарственном растении».
Привлечение родителей к организации и проведению
эколого-оздоровительных мероприятий.
Организация летнего эколого-оздоровительной площадки.
Слайд 12 ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП
Работа с детьми:
Разбивка огорода лекарственных
трав.
Посадка семян и рассады: календула, эстрагон, шалфей, зверобой, мелисса, змееголовник, мята, мать-и-мачеха, одуванчик, подорожник, земляника, клевер, крапива, ромашка аптечная, разновидности лука (слизун, шнитт, батун, даниловский репчетый).
Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
Опытно-экспериментальная деятельность:
-«Строение растений»,
-«Условия, необходимые для жизни растений»,
-«Размножение, рост, развитие растений»,
- «Применение лекарственных растений»
Ведение дневника наблюдений.
Слайд 13Цикл бесед с детьми: Ребёнок и природа- «Земля- наш общий дом»,
«Как люди вредят природе», «Как можно восстанавливать природу», «Человек- часть окружающего мира», «Взаимосвязь живого и неживого в природе», «Сигналы опасности природы», «Опасные растения», «Когда съедобное ядовитое», «Царство растений- травы»,«Зелёная аптека»,«Комнатные лекарственные растения», «Лекарственные растения».
Цикл бесед с детьми: Здоровье ребёнка- «Изучаем свой организм», «Ценности здорового образа жизни», «Поговорим о болезни», «Чтобы быть здоровым», «Если ты заболел», «О роли лекарств и витаминов», «Правила первой помощи. Уход за больными».
Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «От какого растения часть?».
Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях.
Чтение художественной литературы: «Весенние цветы», «Жёлтый, белый, лиловый», «Неизвестный цветок».
Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях.
Музыкально-литературная композиция: «Давайте сохраним природу».
Музыкальное развлечение «Путешествие в лес».
Музыкально-литературно-хореографическая композиция «Юнны эколог».
Фольклорно-экологическое развлечение: «Бал цветов».
Экологическое развлечение «В царстве берендея».
Физкультурно-оздоровительное развлечение «Защитники земли».
Рисование мелками на асфальте «Фантастические цветы», «Цветущий луг», «Одуванчики».
Экспозиции из природного материала «Букет из лекарственных трав».
Целевая прогулка: «Государство трав».
Экскурсия в аптеку.
Экскурсия в парк.
Экскурсия по экологической тропе.
Мини-походы: «Прогулка по цветочному лугу», «Что в лесу растёт», «Мы друзья леса».
Слайд 14Работа с родителями:
Разбивка огорода лекарственных трав.
Оформление наглядной агитации: «Лето», «Оздоровление дошкольников
с использованием аэрофитотерапии»,«Как воспитать у дошкольников интерес к изучению мира растений», Воспитание любви к родной природе в семье, «Основные правила поведения в природе»,«В мире природы», «Опасные растения», «Лесные доктора»,«Капусту к синяку, лопух- к порезу», «Ядовитые растения».
Конкурс защиты мини-проекта «О лекарственных растениях».
Мини-походы.
Экскурсии.
Целевые прогулки.
Слайд 15 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Оформление альбома детских работ: «Зеленая аптека в
детском саду».
Оформление книжек – самоделок: «Моё любимое растение».
Проведение КВН: «Знатоки лекарственных трав».
Оформление гербария лекарственных растений.
Оформление картотеки лекарственных трав с пояснением их лечебных свойств.
Конкурс мини-проектов «Лекарственные растения».
Оформление сборника «Бабушкины рецепты».
Подведение итогов реализации проекта.
Освещение результатов работы в средствах массовой информации
Слайд 16 РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Справочная и художественная
литература.
Наглядный, иллюстрированный материал (картины, открытки, фотографии, слайды).
Модели «Календарь наблюдений за ростом и развитием растений», «Модель растения».
Модели «Солнечная система», «Карта звездного неба», «Природа на планете Земля».
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, картотека подвижных игр, сценарии развлечений, досугов, экскурсий, мини-походов, КВН. и т.д.).
Мини –музей «Азбука природы».
Таблички-указатели с названиями растений.
Контейнеры для рассады и хранения лекарственных трав.
Папки для гербариев.
Оборудование для труда (лейки, ведра, лопаты, грабли).
Лаборатория для экспериментирования в группе.
Слайд 17 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ:
Сформированности первоначальных навыков
экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.
Сформированности умений обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.
Сформированности знаний о лекарственных растениях.
Сформированности ответственного отношения детей к окружающей среде, к растениям помогающим здоровью человека.
ДЛЯ ПЕДАГОГА:
Повышение теоретического уровня и профессионализма.
Внедрение современных форм и методов работы по эколого-оздоровительному направлению.
Личностный и профессиональный рост.
Самореализация.
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Повышение уровня экологического сознания.
Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
Слайд 18 ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА ОЦЕНИВАЕТСЯ В ЦЕЛОМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ:
КВН «Знатоки лекарственных трав».
Оформление гербария лекарственных растений.
Оформление картотеки лекарственных трав с пояснением их лечебных свойств.
Оформление сборника «Бабушкины рецепты».
Конкурс мини-проектов «Лекарственные растения».
В результате реализации проекта на территории детского сада появится огород лекарственных трав. У детей сформируются навыки грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, знания о лекарственных растениях и ответственного отношения к окружающей среде, к растениям помогающим здоровью человека.
Результаты работы оцениваются заведующим МДОУ «Детский сад №16 общеразвивающего вида» Хрущёвой Викторией Петровной, старшим воспитателем Гутич Ириной Васильевной, педагогами детского сада и родителями детей.
Слайд 19В результате реализации проекта на территории детского сада появится огород лекарственных
трав
ЛИТЕРАТУРЫ
О.А.Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации». – М.: Мозаика – Синтез, 2005г.
К.Люцис. «Растительный мир», – М.: ВАКО, 2007г.
Н.В.Ходырева «Растения и здоровье», – М. :Просвещение, 2003г.
О.А.Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы»,
- М.: «Издательство Скрипторий» 2003.
О.А.Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Лето», - М.: «Издательство Скрипторий 2003».
Л.Г. Горькова, Л.А.Обухова «Сценарий занятия по комплексному развитию дошкольников». – М.: ВАКО, 2005г.
Н.А.Рыжова «Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки, праздники». -М.:Линка-Пресс, 2002г.
С.Я.Соколов, И.П. Замотаев «Справочник по лекарственным растениям». -М.: Линка-Пресс, 2000г.
Т.В.Шпотова, Е.П.Кочеткова «Цвет природы: пособие для воспитателей и родителей по формированию основ экологической культуры у детей старшего возраста». – М.: Просвещение, 2005г.
В.А.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями». -М.: Просвещение, 1981 г.
Г.А.Лапшина «Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста».-Волгоград: Учитель, 2006г.
В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич. «Прогулки в природу». –М. :Просвещение, 2002 г.
А.С. Галанова. «Дошкольники на прогулке». –М.: Педагогическое общество России,2005 г.
Н.И. «Туристические прогулки в детском саду». –М.: АРКТИ, 2004 г.
М.Н. Кузнецова «Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ». -М.: АРКТИ, 2002г.
Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье», М.: Творческий центр, 2004г.
Ю.Е Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина «Здоровый дошкольник» -М.: АРКТИ, 2001г.