Слайд 1Внедрение дуальной системы обучения
Байназарова С.Д.
Слайд 2
Цель – создание казахстанской модели дуального обучения в системе ТиПО.
Задачи:
- изучение
опыта по внедрению дуального обучения;
- создание экспериментальных площадок по внедрению дуального обучения;
- выявление особенностей организации дуального обучения в разрезе отраслей и регионов;
- подготовка рекомендаций по внедрению дуального обучения в колледжах РК.
Слайд 3
Дуальное обучение –
это такой вид обучения,
при котором
теоретическая
часть подготовки
проходит
на
базе образовательной
организации,
а практическая –
на рабочем месте.
Слайд 4 В ходе Республиканского семинара «Дуальная система: опыт и
перспективы внедрения» в Караганде министр образования и науки Б. Жумагулов рассказал что преимуществом дуального обучения является обеспечение высокого процента трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя.
Слайд 5 В дуальной системе обучения усиливается и
качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования.
Важнейший компонент – наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников.
Слайд 6 Дуальные системы обучения в первую
очередь используются в таких областях, как техника, экономика и социальное обеспечение. При этом спектр специальностей охватывает машиностроение, инженерное дело, строительство, индустрию недвижимости, менеджмент туризма и социальный менеджмент. Не практикуется дуальное обучение в таких областях, как искусство и гуманитарные науки.
Слайд 7
Концепция дуальной системы образования позволяет иначе подойти к вопросу профессиональной подготовки
педагога.
Прежде всего на этапе первичной профориентации при определении направления будущей профессиональной деятельности в педагогической сфере нужно исходить из трех основных мотивов принятия решения:
- эгоистический;
- прагматический;
- идеалистический.
Слайд 8 Эгоистический мотив
обусловлен стремлением субъекта к удовлетворению потребностей в
установлении новых контактов, в рамках которых обеспечивается большая свобода в поведении, меньшая степень ответственности, ослабление морально-этических ограничений.
Слайд 9 Прагматический мотив
обусловлен стремлением соответствовать общепринятым нормам и правилам,
а также желанием сформировать образовательные, общекультурные и профессиональные компетенции будущей жизненной траектории.
Слайд 10 Идеалистический мотив
обусловлен стремлением изменить окружающий мир в соответствии
с собственными представлениями о добре, порядочности, чести, справедливости, целесообразности.
Слайд 11 В рамках проекта «Модернизация технического и профессионального образования» совместно
с Всемирным банком ведется разработка профстандартов по 147 приоритетным специальностям ТиПО. Данные стандарты станут основой Национальной квалификационной системы.
Слайд 12
В настоящее время ведется разработка профстандартов по 5 педагогическим специальностям ТиПО:
«Дошкольное воспитание и обучение»
«Профессиональное обучение»
«Начальное образование»
«Основное среднее образование»
«Технология».
Также на базе «KazEnergy»,
Республиканской ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий и Казахстанской туристской ассоциацией ведется работа по созданию независимых центров подтверждения квалификации специалистов
Слайд 13Для развития системы образования Казахстана в дуальном формате необходимо решать следующие
задачи:
В каждом регионе и отрасли четко определить перечень специальностей, по которым возможно применение дуальной системы обучения;
Необходимо определить перечень базовых предприятий, готовых стать партнерами по внедрению дуальной модели образования, выработать требования к предприятиям, имеющим возможность внедрения дуальной системы обучения;
Слайд 14Разработать совместно с отраслевыми советами, объединениями работодателей рекомендации для предприятий по
внедрению дуальной модели обучения;
Обеспечить создание или выделение на предприятиях ученических мест, учебных полигонов и мастерских для обучения по дуальной системе.
Подготовить будущих педагогов профессионального образования
к организации и методике преподавания дуального образования.
Слайд 15
Зарубежный опыт
Родоначальником системы дуального образования считается Германия. Опыт этой страны служит
образцом для всего Европейского Союза. Немецкая система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат.
Слайд 16 В зависимости от профессии обучение длится от 2 до
3,5 лет. Ученики на предприятии получают денежное вознаграждение от данного предприятия. Финансирование системы осуществляется предприятиями и государством. Дуальная система отличается от чисто школьного профессионального обучения, практикуемого во многих странах, двумя характерными признаками: 3-4 дня в неделю обучение проходит на предприятии и 1-2 дня – в профессиональной школе.
Слайд 17
Российский опыт
В 2014 году в России Агентство стратегических инициатив по продвижению
новых проектов (АСИ) провело конкурс и среди 23 субъектов РФ отобрало регионы, в которых запустился проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».
Слайд 18 В число победителей и финалистов вошли
10 регионов: Пермский край, Республика Татарстан, Красноярский край, Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградскаяи Московскаяобласти.
Слайд 19Одним из регионов-первопроходцев стала Калужская область.
В частности, Калужский
колледж информационных технологий и управления готовит специалистов вместе с немецкой компанией Volkswagen с 2010 года. Первые два года ученики изучают общеобразовательные дисциплины, в следующие два года теоретическая подготовка комбинируется с практикой на автозаводе.
Слайд 20Свердловская область получила статус ментора в проекте «Подготовка рабочих кадров, соответствующих
требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Считается, что здесь уже сложились программы подготовки кадров по дуальной модели, и этот регион будет учить другие субъекты РФ.
Слайд 21Литература:
1. Глайсснер О.Ю. «Система высшего образования в Германии: великое множество путей»//
Журнал «Alma mater», №10, 2008 г., стр.59-60.
2 Аникеев А.А., Артуров Е.А. «Современная структура образования в Германии»//Журнал «Alma mater», №3, 2012г., стр.67-68.
3. Мисиков Б. «Современный вуз: дуализм целей»//Журнал «Высшее образование в России», №11, 2006 г., стр.167-168.
4. Камербаев А.Ю, Кашук Л.И. «Для подготовки кадров новой формации»// Журнал «Современное образование», №2 (86) 2012 г., стр.55-57.
5. Полянин В.А. «Образовательная система дуального формата и профессиональное самоопределение педагога»// Журнал «Образовательные технологии», № 2, 2010г., стр.68-96.
6. Пресс-служба Министерства образования и науки РК для сайта Pm.kz.