Презентация, доклад по дошкольной педагогике на тему Технологии социально-личностного развития детей дошкольного возраста

Содержание

«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха» Александр Асмолов, руководитель Федерального института развития образования, председатель

Слайд 1Технологии социально-личностного развития детей дошкольного возраста

Технологии социально-личностного развития детей дошкольного возраста

Слайд 2
«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС

должен быть нацелен на главный результат – социализацию ребёнка, потребность в творчестве, любознательность, мотивацию в достижении успеха»
Александр Асмолов, руководитель Федерального института развития образования, председатель рабочей группы разработчиков ФГОС
«Новый стандарт должен гарантировать качественное дошкольное образование каждому ребёнку. ФГОС должен быть нацелен на главный результат

Слайд 3
Социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время

которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить
Социально-личностное развитие в дошкольной педагогике рассматривается как комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру

Слайд 4
Социализация в педагогике понимается как процесс усвоения и активного воспроизведения человеком

социального опыта, овладения навыками практической и теоретической деятельности, преобразования реально существующих отношений в качества личности; осуществляется под воздействием целенаправленных процессов (обучение, воспитание) в учебно-воспитательных учреждениях и под влиянием стихийных факторов (семья, улица, СМИ и др.)

Социализация в педагогике понимается как процесс усвоения и активного воспроизведения человеком социального опыта, овладения навыками практической и

Слайд 5
Социальное развитие – это процесс приспособления к социальной действительности, передачи и

развития социокультурного опыта , накопленного человечеством
Социальное развитие – это процесс приспособления к социальной действительности, передачи и развития социокультурного опыта , накопленного человечеством

Слайд 6Концепция
Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека
Социальное развитие

осуществляется в актуальной разноплановой деятельности: по освоению предметного мира и мира отношений между людьми
Концепция Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человекаСоциальное развитие осуществляется в актуальной разноплановой деятельности: по

Слайд 7Концепция
Социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так

и в целенаправленном организованном образовательном процессе

КонцепцияСоциальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном организованном образовательном процессе

Слайд 8Концепция
Содержание социального развития определяется различными основаниями социальной идентификации( мл.возраст- видовая и

родовая ; ср.возраст – видовая, родовая, половая; старший возраст – видовая, родовая, половая, национальная, этническая, правовая
КонцепцияСодержание социального развития определяется различными основаниями социальной идентификации( мл.возраст- видовая и родовая ; ср.возраст – видовая, родовая,

Слайд 9Концепция
Эффективность социального развития предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом

особенностей дошкольников
КонцепцияЭффективность социального развития предопределяется своевременным и качественным мониторингом результатов с учетом особенностей дошкольников

Слайд 10Непосредственно образовательная деятельность

Сюжетно-ролевые игры
беседы
чтение детям худ. литературы
наблюдение
экскурсии и

др.
Ведение портфолио
Непосредственно образовательная деятельностьСюжетно-ролевые игрыбеседы чтение детям худ. литературы наблюдение экскурсии и др. Ведение портфолио

Слайд 11Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Сюжетно-ролевые игры на прогулке

Беседы
Разрешение проблемных ситуаций
Чтение

художественной литературы
Образовательная деятельность в ходе режимных моментовСюжетно-ролевые игры на прогулкеБеседыРазрешение проблемных ситуацийЧтение художественной литературы

Слайд 12Самостоятельная деятельность детей
Сюжетно-ролевые игры

Рассматривание иллюстраций

Рассматривание портфолио

Самостоятельная деятельность детейСюжетно-ролевые игрыРассматривание иллюстрацийРассматривание портфолио

Слайд 13Взаимодействие с семьями воспитанников

Встречи с интересным человеком
Работа над портфолио
Праздники
Клубы по интересам

и пр.
Взаимодействие с семьями воспитанниковВстречи с интересным человекомРабота над портфолиоПраздникиКлубы по интересам и пр.

Слайд 14Социально-личностная компетентность – результат социализации
Социальная компетентность

Личностные качества

Гражданская компетентность

Социально-личностная компетентность – результат социализацииСоциальная компетентностьЛичностные качестваГражданская компетентность

Слайд 15Личностные качества
Аккуратный, опрятный, физически развитый, соблюдает правила ЗОЖ
Любознательный, активный, инициативный
Эмоционально

отзывчивый
Способен управлять своим поведением
Контактный, общительный
Доброжелательный, отзывчивый
Знает, что хорошо, что плохо
Самостоятельный
Имеет первичные представления о себе, обществе, государстве
Личностные качества Аккуратный, опрятный, физически развитый, соблюдает правила ЗОЖЛюбознательный, активный, инициативныйЭмоционально отзывчивыйСпособен управлять своим поведениемКонтактный, общительныйДоброжелательный, отзывчивыйЗнает,

Слайд 16Социальная компетентность
Здоровье – физическая культура, культурно-гигиенические навыки, представления о ЗОЖ, безопасность
Труд

– отношение к своему труду, трудовые умения и навыки
Коммуникация – владение нормами речи и поведения, общение со взрослыми и детьми
Социальные навыки – решение конфликтов, соподчинение, контроль желаний, помощь
Социальная компетентностьЗдоровье – физическая культура, культурно-гигиенические навыки, представления о ЗОЖ, безопасностьТруд – отношение к своему труду, трудовые

Слайд 17Гражданская компетентность
Патриотическое воспитание
Интернациональное воспитание
Правовое воспитание (права, обязанности, достоинство)
Сотрудничество( ответственность, согласованность действий)
Нравственное

воспитание (волевые качества, гендерные качества, самооценка)
Истоки народной культуры
Гражданская компетентностьПатриотическое воспитаниеИнтернациональное воспитаниеПравовое воспитание (права, обязанности, достоинство)Сотрудничество( ответственность, согласованность действий)Нравственное воспитание (волевые качества, гендерные качества, самооценка)Истоки

Слайд 18Привитие элементарных норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстниками
Среда
Ситуативная, игровая,

практическая (игровые наборы, игрушки, модули, пособия, книги)
Диагностика
Беседы, опросы, наблюдение, диагностика социально-коммуникативной компетентности

Привитие элементарных норм и правил взаимодействия со взрослыми и сверстникамиСредаСитуативная, игровая, практическая (игровые наборы, игрушки, модули, пособия,

Слайд 19Эмоционально-побудительный эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру
Любовь и чувство привязанности к родной

семье и дому
Интерес к жизни родного города и страны
Гордость за достижения своей страны
Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому
Восхищение народным творчеством
Любовь к родной природе, к родному языку
Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде

Эмоционально-побудительный эмоционально-положительные  чувства ребенка  к окружающему миру Любовь и чувство привязанности к родной семье и

Слайд 20Деятельностный отражение отношения к миру в деятельности
Труд
Игра
Продуктивная деятельность
Музыкальная деятельность
Познавательная деятельность

Деятельностный отражение отношения  к миру  в деятельностиТрудИграПродуктивная деятельностьМузыкальная деятельностьПознавательная деятельность

Слайд 21Содержательный представления ребенка об окружающем мире
О культуре народа, его традициях, народном творчестве

О природе родного края и страны и деятельности человека в природе
Об истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках
о символике родного города и страны (герб, гимн, флаг)

Содержательный представления ребенка  об окружающем мире О культуре народа, его традициях, народном творчестве О природе родного

Слайд 22Социо-игровая технология
Работа малыми группами
Смена лидерства
Обучение сочетается с двигательной активностью, смена мизансцен
Смена

темпа и ритма
Интеграция всех видов деятельности
Принцип полифонии «За 133 зайцами погонишься, глядишь и наловишь десяток»
Социо-игровая технологияРабота малыми группамиСмена лидерстваОбучение сочетается с двигательной активностью, смена мизансценСмена темпа и ритмаИнтеграция всех видов деятельностиПринцип

Слайд 23Программы:
Стёркина Р.Б., Князева О.Л., Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по

основам безопасности для детей старшего дошкольного возраста;
Князева О.Л., Стёркина Р.Б. «Я, ты, мы. Социально-эмоциональное развитие детей от 3 до 6 лет»;
С.А.Козлова «Я-человек»;

Программы: Стёркина Р.Б., Князева О.Л., Авдеева Н.Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасности для детей старшего дошкольного

Слайд 24Программы:
Р.С.Буре, М.В.Воробьева, В.Н.Давидович «Дружные ребята»;

Е.В.Рылеева «Открой себя»;

Л.В. Коломийченко Концепция и программа

социального развития ребенка
Программы:Р.С.Буре, М.В.Воробьева, В.Н.Давидович «Дружные ребята»;Е.В.Рылеева «Открой себя»;Л.В. Коломийченко Концепция и программа социального развития ребенка

Слайд 25Программы:
О.Л. Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Е.В.

Пчелинцева «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре»
Программы: О.Л. Князева, М.Д.Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»Е.В. Пчелинцева «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие

Слайд 26Основными качествами, определяющими успешное социально- личностное развитие дошкольника, являются:
положительное отношение

ребенка к себе (адекватная самооценка, сформированное самосознание, уверенность к себе):
положительное отношение к другим людям (адекватные межличностные отношения со взрослыми и сверстниками, построенные на основе сотрудничества, взаимоответственности);
ценностные ориентации;
коммуникативные навыки (адекватное общение со взрослыми и сверстниками);
социальные навыки (адекватное поведение в разнообразных ситуациях)
Основными качествами, определяющими успешное социально- личностное развитие дошкольника, являются: положительное отношение ребенка к себе (адекватная самооценка, сформированное

Слайд 27 методологическая часть концепции социального развития личности ребенка дошкольного возраста, включает

следующие понятия

исходная направленность на человека;
первичность эмоционального восприятия социального мира;
познание себя как осознания, нахождения своего места в мире людей;
овладение ценностями мира, чтобы реализовать себя в нем;
социализация как процесс триадности

методологическая часть концепции социального развития личности ребенка дошкольного возраста, включает следующие понятия исходная направленность на человека;

Слайд 28Методологической основой данной проблемы является положение
философии о взаимосвязи человека и общества,

рассмотрение человека как ценность (антропологический подход), об активной роли человека в преобразовании окружающего мира и самого себя. В педагогике дошкольного детства решение этих проблем связано с формированием ценностных ориентации, нравственных качество ребенка, составляющих духовную основу его личности
Методологической основой данной проблемы является положениефилософии о взаимосвязи человека и общества, рассмотрение человека как ценность (антропологический подход),

Слайд 29
Трудности социального развития детей объясняются тем, что дети живут во взрослом

мире, испытывают на себе социально-экономическое неравенство, дефицит культуры общения и взаимоотношений людей, доброты и внимания друг к другу. Неблагоприятные варианты проявления социального поведения нередко возникают под влиянием наблюдаемых отрицательных поступков окружающих людей, влияния целого ряда телепередач.
Трудности социального развития детей объясняются тем, что дети живут во взрослом мире, испытывают на себе социально-экономическое неравенство,

Слайд 30
По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим

кроме системы отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью. Социальное развитие ребенка в обществе происходит в ходе совместной, партнерской деятельности со взрослым. Многие психологи отличают роль сотрудничества ребенка с окружающими людьми в усвоении им достижений социального опыта, овладении нравственными нормами и правилами поведения. Социальное развитие ребенка происходит также в общении со сверстниками (Я.Л. Коломинский, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Т.А. Репина. Б. Стеркина). В монографии Т.А. Репиной выявлены особенности социально-психологической характеристики группы детского сада и ее социализирующая роль в развитии ребенка; показана зависимость характера детских взаимоотношений от стиля общения с ними педагогов. [1]
По мнению Л.С. Выготского, социальная ситуация развития не является ничем другим кроме системы отношений между ребенком данного

Слайд 31технологическая часть
процесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений,

чувств, поведения);
социализация - процесс двусторонний, он происходит под влиянием извне (социума) и невозможен без ответной реакции субъекта.
технологическая частьпроцесс социализации по механизму совпадает с нравственным воспитанием (формирование представлений, чувств, поведения); социализация - процесс двусторонний,

Слайд 32Исследование Т.А. Репиной : возможности «детского общества» (группы) для социального развития

детей

* функция общей социализации.
* функция интенсификации процесса половой социализации и половой дифференциации.

* информационная функция
функция формирования ценностных ориентаций группы ДОУ.
* оценочная функция, влияющая на формирование самооценки и уровня притязаний ребенка, его нравственное поведение.

Исследование Т.А. Репиной : возможности «детского общества» (группы) для социального развития детей* функция общей социализации. * функция

Слайд 33условия для задействования функций и возможностей детского общества
- использование методов диагностики

общения и взаимоотношений детей в разных видах совместной деятельности, позволяющие выявить положение ребенка в группе сверстников, социально-нравственные представления, эмоциональные состояния, поведение, практические умения;
- использование демократического (помогающего) стиля взаимодействия с детьми;
- создание в группе положительного, эмоционально-активного отношения, микроклимата;
- формирование у детей ориентированных положительных побуждений, тактики, основанной на ориентации на других, на проявление эмпатии, альтруизма;
условия для задействования функций и возможностей детского общества - использование методов диагностики общения и взаимоотношений детей в

Слайд 34условия для задействования функций и возможностей детского общества
задействование традиций, ритуалов;

организация совместной деятельности детей со сверстниками разновозрастных объединений;
организация индивидуальных выставок, вернисажей творчества детей;
своевременная коррекция социального поведения детей: контроль за поведением в форме совета, создание специальных воспитательных ситуаций, построенных по принципу «понимать, сопереживать, действовать»

условия для задействования функций и возможностей детского общества  задействование традиций, ритуалов; организация совместной деятельности детей со

Слайд 35
Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих

социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, осознание новой социальной роли «Я-дошкольник», понимание нового периода своей жизни, личностная активность в установлении гармоничных связей с социальным окружением, соблюдение определенных правил группы, требует умения нормировано вести, отстаивать собственные мысли, позицию Н.Д. Ватутина, А.Л. Кононко, С. Куринная, И.П. Печенко и др. «Овладение наукой жизни - основная потребность ребенка, которую она стремится удовлетворить. Это требует от него умение не только выживать сиюминутных условий окружающей среды, но и жить в полную силу, реализовать свой потенциал, достигать согласия с окружающим, находить свое соразмерные место в противоречивом мире» (А.Л. Кононко).
Приход в детский сад требует от ребенка овладения системой таких составляющих социальной адаптации: умение приспосабливаться к жизни

Слайд 36Основные принципы организации процесса социального воспитания
индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных

и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений;
воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности;
развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним;
развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества;
становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.
Основные принципы организации процесса социального воспитания индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии

Слайд 37Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности:
Игровая деятельность

– дает ребенку почувствовать себя равноправным членом человеческого общества
Исследовательская деятельность – дает возможность ребенку самостоятельно находить решение или опровержение собственных представлений
Процесс социально-личностного развития дошкольников включает различные виды деятельности: Игровая деятельность – дает ребенку почувствовать себя равноправным членом

Слайд 38
Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в

мир взрослых, познать его и принять в нем участие
Предметная – удовлетворяет познавательные интересы ребенка в определенный период, помогает ориентировать в окружающем мире
Наблюдение – обогащает опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет социальные чувства
Изобразительная - позволяет ребенку с помощью работы, фантазии вжиться в мир взрослых, познать его и принять

Слайд 39
Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка

в эмоциональной близости с взрослым, в его поддержке и оценке
Проектная – активизирует самостоятельную деятельность ребенка, обеспечивает объединение и интеграцию разных видов деятельности
Конструктивная – дает возможность формировать сложные мыслительные действия, творческое воображение, механизмы управления собственным поведением

Коммуникативная (общение) – объединяет взрослого и ребенка, удовлетворяет разнообразные потребности ребенка в эмоциональной близости с взрослым, в

Слайд 40 тактики взаимодействия воспитателя с детьми

чаще обсуждать последствия действий

ребенка или взрослого на чувства другого человека;
подчеркивать сходство между разными людьми;
предлагать детям игры и ситуации, в которых необходимо сотрудничество и взаимопомощь;
вовлекать детей в обсуждение межличностных конфликтов, возникающих на моральной почве;
последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, обращайте внимание на ребенка, который ведет себя хорошо;
не повторяйте без конца одни и те же требования, запреты и наказания;
ясно формулируйте правила поведения
тактики взаимодействия воспитателя с детьми   чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого на чувства

Слайд 41
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность

в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят. Взрослые заботятся об эмоциональном благополучии ребенка (поддерживают, подбадривают, помогают поверить в свои силы и возможности), уважают и ценят независимо от его достижений, достоинств и недостатков, устанавливают с детьми доверительные отношения; способствуют развитию у ребенка чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время). Взрослые уважительно относятся к интересам, вкусам и предпочтениям детей (в играх, занятиях, еде, одежде и др.).
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощущение: уверенность в своих возможностях, в том, что

Слайд 42
Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывают уважение

и терпимость независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (внешнего облика, физических недостатков). Взрослые помогают детям понять, что все люди разные, необходимо уважать чувство собственного достоинства других людей, учитывать их мнение, желания, взгляды в общении, игре, совместной деятельности. Поощряют проявления доброжелательного внимания, сочувствие, сопереживание. Важно, чтобы у ребенка возникло желание и умение оказать помощь, поддержку другому человеку
Взрослые способствуют развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям: воспитывают уважение и терпимость независимо от социального происхождения,

Слайд 43
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими

людьми, помогают осознать необходимость людей друг в друге. Для этого следует поощрять совместные игры детей, организовывать их совместную деятельность, направленную на создание общего продукта. В процессе постановки спектакля, сооружения общей постройки, изготовления вместе со сверстниками и со взрослыми художественного панно и др. ребенок приобретает способность ставить общие цели, планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия. Взрослые способствуют развитию у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово.
Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми, помогают осознать необходимость людей друг

Слайд 44
Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать

эмоциональные переживания и состояния окружающих – радость, горе, страх, плохое и хорошее настроение и др.; выражать свои эмоциональные ощущения и переживания. Для этого взрослые вместе с детьми обсуждают различные ситуации из жизни, рассказов, сказок, стихотворений, рассматривают картины, привлекая внимание детей к чувствам, состояниям, поступкам других людей; организуют театрализованные спектакли и игры-драматизации, в ходе которых ребенок учится различать и передавать настроения изображаемых персонажей, сопереживает им, получает образцы нравственного поведения
Взрослые уделяют особое внимание развитию коммуникативной компетентности ребенка. Помогают детям распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть