Слайд 1Проект
рабочей программы по дополнительному образованию дошкольников
«Фольклор – школа добра»
Выполнили
воспитатели МБДОУ Пестречинский детский сад «Каенкай»:
Михеева Екатерина Алексеевна
Лукина Елена Ивановна
Слайд 2«Многообразны в народной педагогике словесные формы воздействия на чувства, сознание, поведение
человека. Безгранична сила доброжелательного сила слова в народной педагогике, но более всего родного слова, родной речи, родного языка».
Наш детский сад был открыт по программе «Белекеч» в 2011 году. И на протяжении трех лет мы работаем над вопросом приобщения детей дошкольного возраста к национальной культуре, понимая педагогический аспект культуры не только как возрождение и воссоздание традиций, но и как приобщение к системе культурных ценностей народа и своей семьи. Задачей воспитания является создание условий для личностного саморазвития и духовно-нравственного роста.
Слайд 3Задачи:
Создать новую воспитательную модель, обеспечивающую всестороннее развитие детей;
Восстановить связь времён и
поколей;
Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, обычаям, традициям;
Воспитание детей в духе национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
Формирование у дошкольников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
Формирование чувства патриотизма и любви к Родине;
Воспитывать активное познавательное, духовно - нравственное, эстетическое отношение к окружающему миру и самому себе.
Слайд 4 Принципы организации занятий:
- наглядность и научность;
- сознательность и активность; -доступность и мера; - учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; - систематичность и последовательность; - прочность усвоения знаний; - связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; - вариативный подход.
Слайд 5Основные характеристики деятельности:
1. Сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного
содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.
Изложение материала рассчитано на три года. В первый год дети получают первоначальные представления об изучаемом предмете. Во второй - проводится работа по закреплению имеющихся знаний. Третий год обучения предполагает обобщение и систематизацию полученной информации.
Программа рассчитана на четыре возрастные группы:
с 3 до 4 – вторая младшая,
с 4 до 5 – средняя, с 5 до 6 – старшая, с 6 до 7 – подготовительная к школе.
Слайд 6В программе прослеживается несколько направлений работы.
Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения,
загадки, потешки, пестушки).
Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии, походы).
Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, дни открытых дверей, концерты, просмотр мультфильмов).
Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Слайд 7Предполагаемые результаты:
Создание системы духовно – нравственного воспитания на основе единства деятельности
ДОУ и семьи.
Укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно – нравственных традиций семейного воспитания.
Формирование духовного и культурного сознания у воспитанников.
Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
Субъективное психоэмоциональное благополучие.
Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
Слайд 8Контроль за реализацией программы будет осуществляться в форме:
наблюдений за детьми;
бесед на
заданные темы;
выполнение определённых тестовых заданий участие в конкурсах, выставках;
выступление на концертах, соревнованиях;
открытые занятия и др.
Слайд 9Схема учебно-тематического плана работы.
Сказки Арины Родионовны
Край, в котором мы живём
Дерево добра
Мир
вокруг нас
Православная Россия
О чём поёт колокол?
Духовно-нравственное воспитание
Православная культура
История в архитектурных памятниках
О чём рассказывает крепость?
Хозяева и хозяюшки
Слайд 11Программа «Фольклор – школа добра» строится с учетом принципа интеграции.
Фольклор
Физическая культура
Худож.
творчество
Здоровье
Труд
Коммуникация
Безопасность
Музыка
Познание
Чтение худ.лит.
Социализация
Слайд 12Участники проекта
Участниками проекта являются социально-культурные, спортивные учреждения которые обеспечивают гармоничное взаимодействия
у детей духовно-нравственного воспитания.
МБДОУ «Каенкай»
МБОУ «Пестречинская СОШ №2»
МБУ «Дом Детского Творчества»
Кинотеатр «Батыр»
ОО«Районный дом культуры»
Районная Центральная больница
Ледовый дворец
Пришкольный оздоровительный лагерь
Детские площадки, спортивные площадки
Стадион «Сосновый бор»
Экологическая зона – р.Меша , сосновый лес
ГИБДД Рнеспублики Татастан и Пестречинского района
Народные ансамбли «Калинушка» (с.Пестрецы),
«Рябинушка» (с.Кулаево)
Проект
«Фольклор –школа добра»
Слайд 13Методическое обеспечение:
Наглядно-дидактические пособия серии:
«Мир в картинках»- М.: Мозаика – Синтез, 2005
«Рассказы
по картинам» - М.: Мозаика – Синтез, 2005.
Художественная литература для детей:
Сборник песенок, потешек, загадок. -М.: Мозаика-синтез 2006
Хрестоматии сказок, рассказов, былин.- М.: Мозаика-синтез 2006
Материально-техническое оснащение:
DVD, СD с дисками. Мультимидийный проектор. Музыкальный центр. П/К. Магнитная доска.
Слайд 14Формы работы
1) Художественно-дидактические и конструктивные игры (изучение внешнего и внутреннего
убранства русского жилища, декоративного оформления предметов быта и утвари, национальной мужской и женской одежды, костюмов русских воинов).
2) Знакомство с традиционным укладом жизни русских людей, с особенностями подготовки и проведения праздничных дней. Проведение совместных с родителями праздников, семейные театрализованные постановки, праздничные концерты, вечера досуга, благотворительные акции.
3) Художественно-продуктивная деятельность: изготовление подарков к праздникам; практические занятия по рукоделию.
4) Использование на занятиях сюжетно-ролевых, режиссерских, театрализованных и дидактических игр.
5) Знакомство с русскими народными подвижными играми, с устным народным творчеством.
Слайд 15Литература:
Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающия и социальной действительностью - М.
1998
Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. - М.:1985
Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью. М.: Мозаика-синтез 2006
Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре РОССИИ - М.: АРКТИ, 2003
Зацепина М.Б. Культурно-досуговая деятельность. – М.: Педагогическое общество России, 2004
Дёмин Н.В. Тайна русского платка - М.: ТЦ Сфера, 2001
Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре – М.: ТЦ Сфера, 2004
Науменко Г.Н. Этнография детства – М. 1998
НовицкаяМ.Ю. Наследие. Париотическое воспитание в детском саду РОССИИ - М.: АРКТИ, 2004
Осетров Е. Святая Русь. – М., 1996
Панкеев И. Русские праздники. – М., 1998
Русская традиционная культура. Золотая веточка. Альманах . Выпуск № 1,2,5. – М.1998
Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов. Выпуск № 1,2. – М.,1997
Смолицкий В.Г. Русь избяная – М., 1993
Стихи духовные для детей и взрослых. – М,. 1997
Волков Г.Н, Этнопедагогика.: М.,2000 – с 15.
Кагаров Ю.Е. Что такое фольклор// Художественный фольклор. Вып.IV – V. М.,1999, с 5
Арзамасцева И.Н., Николаева С.А., Детская литература: М., 2000. – с 18
Слайд 17Там где мы всегда весело!
С.Пестрецы, 2013 год.