Слайд 1Международный стандарт ISO/ICE
Слайд 2 Первая редакция ISQ12207 была подготовлена в 1995 году
объединенным техническим комитетом ISO/ICE JTCl «Информационные технологии, подкомитет SC7, проектирование программного обеспечения».
Слайд 3ISO 12207 - базовый стандарт процессов жизненного цикла ПО, ориентированный на
различные виды ПО и типы проектов автоматизированных систем, в которых ПО является одной из составляющих частей.
Стандарт определяет стратегию и общий порядок в создании и эксплуатации ПО.
Он охватывает ЖЦ от концептуализации идей до завершения проекта.
Слайд 4 Целесообразность совместного использования стандартов на ИС
и на ПО
обусловливается одним из положений ISO 12207, согласно которому процессы, используемые во время жизненного цикла ПО, должны быть совместимы с процессами, используемыми во время ЖЦ автоматизированной системы.
Слайд 5 Согласно ISO 12207, система- это объединение одного или нескольких процессов, аппаратных
средств, программного обеспечения, оборудования и людей для обеспечения возможности удовлетворения определенных потребностей или целей.
Стандарт ориентирован на организацию действий каждой из двух сторон: поставщика (разработчика) и покупателя (пользователя).
Он может быть применен когда обе стороны из одной организации.
Слайд 6Общая структура.
B стандарте ISO12207 не предусмотрено каких-либо этапов (фаз или стадий)
жизненного цикла ИС.
Данный стандарт определяет лишь ряд процессов, причем по сравнению с Oracle CDM он состоит из гораздо более крупных обобщенных процессов: приобретение, поставка, разработка и т.п.
Слайд 7 Согласно ISO 12207, каждый процесс подразделяется на ряд действий, а каждое
действие на ряд задач.
Каждое действие или задача, по сравнению с CDM, инициируется и выполняется другим процессом по мере необходимости, причем нет заранее определенных последовательностей.
Слайд 9процесс решения проблем;
процесс документирования;
процесс управления конфигурацией;
процесс обеспечения качества;
процесс верификации;
процесс аттестации;;
процесс совместной оценки;
процесс аудита.
процесс управления;
процесс создания инфраструктуры;
процесс усовершенствования (приобретения, разработки, обеспечения качества и т. д.);
процесс обучения.
Слайд 10Основные процессы
процесс приобретения определяет действия предприятия -покупателя, которое приобретает ИС, программный
продукт или службу ПО.
процесс поставки определяет действия предприятия - поставщика, которое снабжает покупателя системой, программным продуктом или службой программного обеспечения;
процесс разработки определяет действия предприятия разработчика, которое разрабатывает принцип построения программного изделия и программный продукт;
Слайд 11Основные процессы
процесс функционирования определяет действия предприятия - оператора, которое обеспечивает обслуживание
системы в целом (а не только ПО) в процессе ее функционирования в интересах пользователей;
процесс сопровождения определяет действия персонала, обеспечивающего сопровождение программного продукта.
Слайд 12 B стандарте ISO 12207 определен особый процесс - процесс адаптации, который
определяет необходимые действия для адаптации стандарта к условиям конкретного проекта.
Слайд 13Особенности стандарта ISO12207
Стандарт имеет динамический характер, обусловленным способом определения последовательности выполнения
процессов и задач, при котором один процесс при необходимости вызывает другой или часть его. Это позволяет реализовать любую модель жизненного цикла.
Стандарт обеспечивает максимальную степень адаптивности. Эта адаптация сводится к исключению процессов, видов деятельности и задач, не применимых в данном проекте (дополнительное должно быть оговорено в проекте юридически).
Стандарт не содержит описания конкретных методов действий, заготовок решения или документации. Он лишь описывает архитектуру процессов ЖЦ ПО, но не конкретизирует в деталях, как реализовывать или выполнять услуги и задачи, включенные в процесс (решение принимается сторонами).
Слайд 14Обеспечения качества разными процессами выполняется с разной предусмотренной степенью организационной независимости
контролирующей деятельности вплоть до обязательных требований к полной независимости проверяющего персонала от какой- либо прямой ответственности за проверяемые объекты.
Степень обязательного рассматриваемого стандарта следующая: после решения организации о применении ISO 12207 в качестве условия торговых отношений
является ее ответственность за указания минимального набора требуемых процессов и задач, которые обеспечивают согласованность с эти стандартом.
Стандарт содержит предельно маю описаний, направленных на проектирование БД.
Особенности стандарта ISO12207
Слайд 15 Данный стандарт содержит наборы задач, характеристик качества, критериев оценки и т.
п., дающие всесторонний охват проектных ситуаций.
Например, при выполнении анализа требований к системе предусматривается, что:
рассматривается область применения системы для определения требований, предъявляемых к системе;
спецификация требований системы должна описывать:
функции и возможности системы,
область применения,
организационные требования и требования пользователя,
безопасность, защищенность,
человеческие факторы,
эргономику,
связи,
операции и требования сопровождения: проектные ограничения и квалификационные требования.
Слайд 16Далее, при выполнении анализа требований к ПО предусмотрено 11 классов характеристик
качества.
При этом разработчик должен установить и документировать в виде требований к ПО следующие спецификации и характеристики:
функциональные и возможные спецификации;
внешние связи;
требования квалификации;
спецификации надежности;
спецификации защищенности;
человеческие факторы спецификаций по инженерной психологии;
определенные требования к БД;
установочные и приемочные требования поставляемого программного продукта в местах функционирования и сопровождения (эксплуатации);
документацию пользователя;
работа пользователя и требования выполнения;
требования сервиса.
Слайд 17 Хотя стандарт нe предписывает конкретной модели ЖЦ или метода разработки, oн
определяет, что стороны- участники при использовании стандарта ответственны за следующее:
выбор модели ЖЦ для разрабатываемого проекта;
адаптацию процессов и задач стандарта к этой модели;
выбор и применение ,методов разработки ПО;
выполнение действий и задач, подходящих для проекта ПО.