Слайд 1 Кодирование информации о товаре
Слайд 2История возникновения кодирования
Идея штрихового кодирования зародилась в Гарвардской школе бизнеса США
в 30-е годы, а первое практическое пользование такого кода датируется 60-ми годами: железнодорожники США с помощью штрих-кода проводили идентификацию железнодорожных вагонов. Широкое использование штрихового кодирования товаров стало возможным в 70-е годы благодаря развитию микропроцессорной техники. Универсальный товарный код (IPC) был принят в США в 1973 г., а в 1977 г. появилась Европейская система кодирования ΕΑΝ (European Article Numbering), которая в настоящее время применяется и за пределами Европы.
Слайд 3Гарвардская школа бизнеса в США
Слайд 4Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос
разной ширины Размеры полос стандартизованы. Штриховые коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами — сканерами. Сканеры декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютере.
Слайд 5Значение штрихового кода
В зарубежных странах наличие штрихового кода на упаковке товара
стало обязательным требованием, без выполнения которого торговые организации могут отказаться от товара. Дело не только в том, что такая система информации экономически эффективна, когда не менее 85% товаров кодируется, но и в прямом влиянии кодирования на упорядочение и ускорение сбора и формирования заказов, учет поступления товаров, отгрузку, оформление документации и бухгалтерский учет, контроль товаров при их складировании и сбыте.
Слайд 6Виды штрихового кода
Наиболее широко применяются два кода ΕΑΝ: 13-разрядный и 8-разрядный
цифровые коды, представляющие собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины. Самый узкий штрих принят за единицу. Каждая цифра (или разряд) складывается из двух штрихов и двух пробелов. 13-разрядный код состоит из кода страны ("q лаг страны"), кода предприятия (фирмы)-изготовителя, кода самого товара и контрольного числа. Код предприятия-изготовителя составляется в каждой стране соответствующим национальным органом. Он включает пять цифр, следующих за кодом страны. Код товара составляет непосредственно изготовитель (пять цифр). Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму ΕΑΝ.
Слайд 7Код EAN-8
Код ΕΑΝ-8 предназначен для небольших упаковок, на которых нельзя разместить
более длинный код. ΕΑΝ-8 состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа.
Цифровой ряд не считывается сканером и предназначен для покупателя.
Слайд 9В России вопросами штрихового кодирования занимается Внешэкономическая ассоциация по проблемам автоматической
идентификации (ЮНИСКАН), задача которой — оказание практической помощи промышленным, сельскохозяйственным, торговым, транспортным и другим организациям по внедрению систем штрихового кодирования и автоматизированной идентификации товаров.
Слайд 10Госстандартом России на базе ЮНИСКАН создан технический комитет по стандартизации "Автоматическая
идентификация", а его секретариат ведет Российский центр испытаний и сертификации (Ростест-Москва). Цель технического комитета — стандартизация в области автоматизированной идентификации товаров. ЮНИСКАН создала совместные предприятия — "Интерштрихкод" (с Великобританией), "Дата-скан" и "Датасис" (с Данией).
Правительством России принята государственная программа по внедрению системы штрихового кодирования в торговле, материально-техническом снабжении, банковском деле, на транспорте, в медицине, сельском хозяйстве и других сферах.
Слайд 11Введение в России обязательного штрихового кодирования товаров создает условия для реализации
одного из положений Закона "О защите прав потребителей" — права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о приобретаемом товаре. Для производственных предприятий штриховое кодирование дает возможность:
Слайд 12облегчить освоение автоматизированных систем управления,
повысить эффективность учетных операций в сферах производства,
складирования, сбыта,
вести анализ потребляемых ресурсов,
сократить объем документооборота,
наладить систематический сбор достоверной информации о товародвижении и реализации продукта,
оперативно предоставлять информацию органам управления и контроля.
Слайд 14
Однако потребитель нуждается в более полной информации о покупаемом товаре, а
не только стране-изготовителе. Эта проблема также может быть разрешена при помощи стандартизации. Но для этого следует расширить перечень тех обязательных требований стандартов, которые подтверждаются путем сертификации.