Слайд 1Материалы, оборудование и их применение в рисунке
Составлена: преподаватель Муратова Л.В.
Слайд 2Рисунок и графика
Рисунок – изображение на плоскости объёмных предметов в пространстве,
посредством графики.
Графика – (от лат. пишу, рисую) – изобразительное искусство, средством которого служит: пятно, штрих, точка. Рисовать можно штрихом, точкой, пятном. Можно выполнить работу полностью только лишь ставя точки или делая штрихи, или же обвести контуром какой-то предмет и зарисовать пространство внутри - это будет пятно.
Самая важная задача обучению рисунку – уметь видеть и изображать форму предметов в пространстве в объёме правильно.
Рисунок может быть как самостоятельным произведением искусства (рисунки Леонардо да Винчи), так и может выполняться как вспомогательный рисунок под живопись, или быть этапом для создания картин: этюды, эскизы, зарисовки, наброски.
Слайд 3Материалы, оборудование и инструменты для рисования
Карандаши
Краски
Бумага
Мольберты
Доски
Мелки
Ластик
Предметы для рисунка
Слайд 4Материалы, оборудование и инструменты для рисования
Карандаш нужно держать так, чтобы движения
руки не были стеснены. В начале работы его нужно держать дальше от отточенной части. Это даст возможность делать быстрые и длинные штрихи, необходимые в начальной стадии выполнения рисунка, а также позволит все время видеть поле изображения. По мере работы над рисунком к моменту окончания и уточнения форм изображаемых предметов карандаш в руке передвигают так, чтобы его отточенная часть была ближе к пальцам. Так вырабатывается твердость руки для проведения точных штрихов и проработки мелких деталей.
Слайд 5Материалы, оборудование и инструменты для рисования
Работать карандашом удобно и просто. Рисунки,
выполненные карандашом, хорошо сохраняются. Эти качества ставят карандаш на первое место среди других материалов, как наиболее подходящий для начинающих учиться рисовать. Различная твердость графита карандашей позволяет рисунку служить, для различных целей варьировать их выбор. Для набросков, например, предпочтительнее карандаш с мягким графитом (4М-6М), дающим сочную по тону линию. Карандаш с более твердым графитом (ТМ, М, 2М) позволяет в «длительных рисунках» добиваться более тонкой и точной передачи формы и светотени (карандашные тоновые рисунки).
Слайд 6Материалы, оборудование и инструменты для рисования
Также существуют материалы для рисунка: карандаши
цветные, сангина, уголь, сепия, пастель, соус. Всё это материалы для рисования, для предмета - рисунок.
Карандаши цветные
Имеют толстые стержни, в составе которых есть жировые частицы. При усилении нажима на карандаш стержни начинают крошится и ломаться. На нанесенный один слой цветного карандаша на бумагу практически невозможно нанести другие слои, потому что первый слой прочно соединяется с бумагой, по этой же причине плохо удаляется резинкой.
Слайд 7Материалы, оборудование и инструменты для рисования
Сангина - мягкий коричневый, красный или
коричнево-красный, чаще всего минеральный, карандаш без оправы, используемый в рисунке, или изготовленный искусственно из глинистых веществ, которые дополнительно окрашивают оксидами железа. Все рисующие материалы коричневатых оттенков (сангина, соус, сепия) чаще всего берут для рисования человеческого тела, хотя ими также рисуют натюрморты, пейзажи и животных. Все материалы которые осыпаются: сангина, уголь, сепия, пастель, соус, желательно закреплять. Делают это специальным покрытием – фиксатором – пульверизатором. Хранить работы лучше под стеклом.
Слайд 8Материалы, оборудование и инструменты для рисования
Уголь
Выпускается обычно стержнем, длиной 10-12 см,
диаметром 5-8мм. Материал этот очень ломкий и мягкий, быстро крошится, плохо соединяется с бумагой и быстро осыпается. Преимущество угля в том, что он оставляет глубокий чёрный след, который хорошо видно на расстоянии. Он легко смахивается тряпкой или убирается ластиком. Им можно выполнять любую штриховку и тушёвку и рисовать разнообразные линии. Работают им прикладывая уголь к бумаге как концом, так и плашмя.
Есть два вида угольных карандашей, оба в деревянной оправе и выглядят как обычный карандаш. Отличие в том, что в одном вместо стержня стоит обычный уголь, а в другом - уголь с добавлением графита( легко точится и оставляет глубокий тёмный след)..
Слайд 9Материалы, оборудование и инструменты для рисования
Сепия используют для создания рисунков, выпускают
в виде стержня красноватого цвета. Раньше изготавливали её из выделений железы животного называемого сепия, или морской моллюск - каракатица, сейчас же она производится искусственно. В идеале, данный материал должен быть устойчив к действию солнца и воздуха.
Пастель (уменьшительное от паста – тесто) – мягкий цветной стержень, изготовленный из прессованных, измельчённых в порошок, красок с добавлением отбеливающих или соединительных веществ: мела, клея и пр. Пастель наносится на бумагу и картон. Представляет собой толстые стерженьки лежащие в коробке разного цвета, на вид, как цветные мелки. Пастель имеет схожие свойства с углём: она плохо соединяется с бумагой и осыпается. Работают этим материалом на шероховатой поверхности, используя возможности пастели: её растушёвывают пальцем, кусочком бумаги или ватной палочкой.
Слайд 10Материалы, оборудование и инструменты для рисования
Ластик (резинка) должен быть мягким. К
его выбору нужно отнестись внимательно. При высветлении на рисунке тона или удалению при помощи резинки какой-либо линии или пятна она не должна разрушать поверхность («лохматить») бумаги.
Но резинка предназначена не только для стирания с поля рисунка ненужных линий или пятен. Работают ею по обратному принципу: не наносят тон, как это делают карандашом, усиливают темные места на рисунке при помощи штрихов, а убавляют eго силу путем снятия части графита с рисунка. Поэтому при завершении тонового рисунка резинка необходима для уточнения тона, например на свету предметов, бликов и др.
Слайд 11Материалы, оборудование и инструменты для рисования
Перо и тушь.
Когда достаточно
усвоены правила выполнения рисунка карандашом, полезно порисовать пером на небольших форматах. Для этого берут тонкое стальное перо, черную жидкую тушь и бумагу, лучше всего плотных сортов с гладкой поверхностью, но не мелованную.
При работе пером вырабатывается техника штрихового рисунка. Рисунки пером трудно исправлять, и это обстоятельство заставляет рисующего более ответственно относиться к работе, точности и выразительности линий. Рисунок пером легко увязывается с чертежом, поэтому техника пера весьма пригодна для архитектурных зарисовок и оформления проектов.
АКВАРЕЛЬ — водяные краски с растительным клеем в качестве связующего вещества.
Слайд 12Материалы, оборудование и инструменты для рисования
Пером можно добиться многообразия тонов, а
различными штриховками, выражения фактуры объекта. Тонкие и толстые линии, штрихи частичные заливки на таком рисунке позволяют получить богатство светотеневых эффектов изображения. Пером, можно прорисовать довольно мелкие детали, а также делать быстрые зарисовки и наброски, где главное средство – линии.
Фломастер как инструмент близок к перу. В зависимости от заправки фломастера и толщины фетра он может давать как сочные, так и мягкие, воздушные линии. Фломастер, как и шариковая ручка, используется главным образом для набросков
Слайд 13Материалы, оборудование и инструменты для рисования
Мольберт – это многофункциональное доска, устройство
для выполнения рисунка