Слайд 1Основы технологии сборочных работ
Слайд 2Содержание учебного материала
Классификация сборочных единиц;
Виды и методы сборки;
Технологическая документация на сборку.
Слайд 3Классификация сборочных единиц
Слайд 4Стадии сборочного процесса:
ручная слесарная обработка и подготовка отдельных деталей к сборке
(зачистка заусенцев, снятие фасок и др;
узловая сборка — соединение деталей в комплекты, подузлы, агрегаты;
общая сборка — сборка всей машины;
регулирование — установка и выверка правильности взаимодействия частей и испытание машины.
Слайд 5Понятия сборочная единица
Сборочная единица (узел) — это элемент изделия, состоящий из
двух и более составных частей, соединенных между собой сборочными операциями (свинчиванием, склеиванием, сваркой, пайкой, клепкой, развальцовкой и др.) на предприятии-изготовителе.
Слайд 6Изделие
Изделие – любой предмет или набор предметов производства, подлежащих изготовлению на
производстве.
Слайд 8Подготовка деталей к сборке
Детали и узлы, поступающие на сборку, должны быть
чистыми, сопрягаемые поверхности деталей, которые в процессе эксплуатации перемещаются одна относительно другой, должны быть гладкими, без рисок и задиров. Размеры деталей, масса, а также овальность и конусообразность должны соответствовать техническим требованиям.
Слайд 9 Трущиеся поверхности деталей перед сборкой смазывают маслом того же сорта,
которым их смазывают в процессе эксплуатации.
Поверхность деталей, окраска которых после сборки невозможна, красят до сборки.
Не допускается подтекание топлива, масла и воды в местах соединений трубопроводов и из-под прокладок фланцевых соединений.
Слайд 11Формы сборки:
Стационарная;
Подвижная.
Слайд 12Стационарная сборка может выполняться двумя способами:
без расчленения процесса сборки на части
(весь сборочный процесс выполняется на одном рабочем месте одной бригадой);
с расчленением процесса сборки на узловую и общую сборку (на узловой сборке одновременно несколькими рабочими (бригадой) выполняется сборка узлов, которые затем подаются на общую сборку, где отдельной бригадой производится сборка всей машины.
Слайд 13 Подвижная сборка может выполняться двумя способами:
сборка со свободным перемещением собираемой машины
(рабочий, закончив свою операцию, перемещает собираемую машину (изделие) на следующий сборочный пост);
сборка с принудительным перемещением собираемой машины (изделие в процессе сборки передвигается при помощи конвейера или тележек).
Слайд 14Методы сборки:
полной взаимозаменяемости;
неполной (частичной) взаимозаменяемости;
групповой взаимозаменяемости;
пригонки;
регулировки с помощью подвижного компенсатора;
регулировки с
помощью неподвижного компенсатора.
Слайд 15Метод полной взаимозаменяемости
Является наиболее совершенным, так как детали можно собирать без
пригонки, обеспечивая заданную точность сборочной единицы. Здесь детали являются взаимозаменяемыми. Это качество имеет особое значение при массовом и крупносерийном производстве.
Применение взаимозаменяемых деталей удешевляет сборку, облегчает использование запасных частей.
Слайд 16Метод неполной (частичной) взаимозаменяемости
Допуски на размеры деталей увеличиваются до экономической точности
обработки их на станках. При этом для деталей, выполненных по крайним пределам допусков, требуется некоторая пригонка при сборке или замене одной детали другой.
Слайд 17Метод групповой взаимозаменяемости
Применяется в случаях, когда по условиям работы соединения требуемый
зазор или натяг настолько мал, что допуски основных размеров деталей технологически выполнить трудно. Поэтому детали изготовляют по размерам с расширенными допусками, а заданная точность соединения обеспечивается соответствующим подбором деталей. Этот метод может быть успешно применен, когда детали изготовляются большими партиями.
Слайд 18Метод пригонки
Расширяют допуски на отдельные размеры обрабатываемых деталей. Образующаяся при этом
повышенная неточность будет компенсироваться замыкающим размером детали, которая будет изготовляться по месту, т. е. пригоняться. Пригонка является трудоемкой работой, применяется в условиях индивидуального производства, а также при выполнении экспериментальных работ.
Слайд 19Регулировка с помощью неподвижного компенсатора
Неподвижный компенсатор — это деталь, дополнительно вводимая
в размерную цепь для устранения погрешности замыкающего звена. Для правильной работы узла зазор получается за счет прокладочного кольца 1 (рис. 1, а), являющегося замыкающим звеном цепи. Толщина кольца пригоняется с таким расчетом, чтобы были компенсированы ошибки входящих в цепь размеров и образовался бы требуемый зазор.
Слайд 20Рис. Виды компенсаторов:
а – неподвижный с прокладочным кольцом;
б – подвижный в
виде втулки
Слайд 21Регулировка с помощью подвижного компенсатора
Подвижный компенсатор — это деталь, перемещением которой
устраняется погрешность замыкающего звена.
Сущность способа: расширяют допуски на неточность изготовления размеров отчего конечная точность понижается. Для ее восстановления вводится замыкающий цепь подвижный размер — компенсатор.
Слайд 22Технологическая документация на сбору
Слайд 23Технологическая документация на сборку
Технологический процесс сборки разрабатывается по чертежам и схемам
сборки.
Технологические схемы сборки представляют собой условное изображение порядка комплектования машины и ее узлов при сборке.
На основе выполненной схемы разрабатывают технологический процесс сборки и составляют технологические, маршрутные и операционные карты сборки
Слайд 24При проектировании технологического процесса сборки необходимо следующее:
определить сборочный состав изделия;
обосновать организационные
формы сборки;
произвести различные расчеты;
установить последовательность сборочных и контрольных операций;
установить необходимое количество технологического оснащения и оборудования;
оформить проект технологического процесса сборки в виде установленного комплекта технологических документов.
Слайд 25Основные технологические документы:
общего назначения;
специального назначения.
Слайд 26Документы общего назначения:
титульный лист (ТЛ);
карта эскизов (КЭ);
технологическая инструкция (ТИ);
правила эксплуатации технологической
оснастки.
Слайд 27К основным технологическим документам специального назначения относятся:
маршрутная карта;
карта технологического процесса;
операционная карта;
карта
типового технологического процесса (КТТП);
карта типовой операции и др. (ГОСТ 3.1103—82).
Слайд 28К вспомогательным документам специального назначения относятся:
карта учета обозначений,
карта применяемости оснастки,
технологический паспорт и др.
Слайд 29Маршрутная карта
Содержит описание маршрута технологического процесса изготовления изделия. Применяется в мелкосерийном
и серийном производстве. Наименование операции может быть кратким, состоящим из одного слова (сборочная, монтажная и др.) или полным. Повторяющиеся наименования операций нумеруются по порядку римскими цифрами (сборочная I, сборочная II и т.д.). При операционном описании технологического процесса операции обозначаются двузначными числами по порядку их выполнения (10, 20, 30 и т.д.), переходы каждой операции обозначаются также двузначными числами по порядку их выполнения (01, 02, 03 и т.д.).
Слайд 30Карта технологического процесса (КТП)
Содержит операционное описание технологического процесса изготовления или ремонта
изделия в технологической последовательности по всем операциям с указанием переходов, технологических режимов, технологической оснастки, материальных и трудовых затрат.
Слайд 31Карта типового (группового) технологического процесса
Содержит описание типового (группового) технологического процесса изготовления
или ремонта изделий.
Указан состав деталей, изготовляемых по типовому технологическому процессу, и переменные данные о материале, оснастке, режимах обработки и трудозатратах.
Слайд 32Операционная карта (ОК)
Дает описание технологических операций с указанием последовательности выполнения переходов,
а также приводятся данные об оснастке, режимах и трудовых затратах. Карта снабжается эскизами операций, а иногда эскизами по переходам.
Слайд 33Ведомость материалов (ВМ)
Содержит данные о подетальных нормах расхода материала и о
заготовках.
Слайд 34Основная конструкторская документация
Основным конструкторским документом для детали является ее чертеж, для
сборочной единицы, комплексов и комплектов — спецификация.
Слайд 35Сборочный чертеж
Документ, в котором дается изображение сборочной единицы и приводятся данные,
необходимые для ее сборки (изготовления) и контроля. Указываются расположение и взаимная связь составных частей, соединяемых по данному чертежу. Сборочный чертеж выполняется, как правило, с упрощениями, соответствующими требованиям стандартов ЕСКД.
Слайд 37Спецификация
Документ, определяющий состав сборочной единицы, комплекса или комплекта. Спецификация (ГОСТ 2.108—68)
составляется на отдельных листах на каждую сборочную единицу, комплекс или комплект. В ней дается перечень составных частей, входящих в специфицируемое изделие, а также приводятся конструкторские документы. В общем случае спецификация состоит из разделов, которые располагаются в такой последовательности: документация, комплексы, сборочные единицы, детали, стандартные изделия, прочие изделия, материалы, комплекты.
Слайд 39Чертёж детали
Документ, в котором дается наглядное изображение детали и приводятся данные,
необходимые для ее изготовления и контроля. На рабочем чертеже изделия указываются размеры, предельные отклонения, шероховатость и другие данные. На каждое изделие выполняется отдельный чертеж.
Слайд 42 Разработку технологического процесса сборки начинают с составления схемы сборочных элементов, а
затем разрабатывают технологическую карту, которая является основным документом производства.