Слайд 1Тема урока
Мойка и очистка деталей и агрегатов автомобилей
Слайд 2Значение очистительных работ
После разборки машин и агрегатов детали подвергают чистке, обезжириванию
и мойке. Хорошо очищенные объекты ремонта легче разбираются и меньше повреждаются.
Полное удаление всех загрязнений улучшает качество дефектовки, увеличивает срок службы деталей, снижает появление брака.
Рациональный выбор способа мойки и чистки зависит от вида загрязнений.
Слайд 4Виды загрязнений
Отложения нежирового происхождения и маслянисто-грязевые образуются на наружной поверхности деталей
машин и агрегатов. Пыль, грязь в процессе эксплуатации машин попадают на сухие и маслянистые поверхности. Такие загрязнения удаляются сравнительно легко.
Остатки смазочных материалов имеются на всех деталях машин, которые работают в масляной среде, это — наиболее распространенный вид загрязнения, для удаления которого требуются специальные препараты и условия очистки, мойки.
Слайд 5Углеродистые отложения
Углеродистые отложения представляют собой продукты термоокисления смазочных материалов и
топлива. Они образуются на деталях двс и разделяются на:
- нагары,
- лаковые пленки,
- осадки и асфальто-смолистые вещества,
кроме этого, к углеродистым отложениям относятся остатки битума и асфальтобетонной смеси, которые остаются на наружных поверхностях деталей машин при работе их с этими материалами.
Слайд 6Нагар и лаковые пленки
Нагар образуется при сгорании топлива и масел. Выделяющиеся
несгоревшие твердые частицы прилипают к масляным пленкам и постепенно спекаясь, образуют слой нагара на стенках камер сгорания, днищах поршней, клапанах, свечах и выпускных коллекторах. Лаковые пленки образуются при воздействии высокой температуры на масляные слои небольшой толщины. Они отлагаются на шатунах, поршнях, коленчатых валах и других деталях.
Слайд 7Виды загрязнений
Осадки, образованные из продуктов окисления масла, топлива, пыли и других
частиц, представляют собой мазеобразную, липкую массу, оседающую в поддоне картера, масляных каналах, в масляном фильтре.
Асфальто-смолистые вещества образуются под действием высоких температур и кислорода воздуха. Большая часть этих веществ представляет собой твердые частицы, которые входят в состав, осадков и могут оказывать абразивное действие на детали.
Слайд 8Накипь
Накипь откладывается на внутренних поверхностях деталей системы охлаждения двигателей и образуется
в результате нагрева воды до температуры 70— 85 °С. Теплопроводность накипи во много раз ниже теплопроводности металла, поэтому даже минимальный слой накипи значительно ухудшает условия теплообмена, приводит к перегреву деталей двигателя, особенно деталей шатунно-поршневой группы и цилиндров.
В результате этого снижается мощность двигателя, повышается расход топливно-смазочных материалов и возрастает интенсивность изнашивания деталей.
Слайд 9Коррозия и Технологические загрязнения
Коррозия — гидрат окиси железа образуется в
результате химического и электрохимического разрушения поверхностей деталей системы охлаждения двигателя и всех других металлических поверхностей.
Технологические загрязнения на деталях и узлах образуются в процессе ремонта, сборки и обкатки агрегатов. Это остатки притирочных паст, шлифовальных кругов, металлическая стружка и др. Их также необходимо своевременно и тщательно удалять, так как они могут явиться причиной интенсивного изнашивания трущихся поверхностей деталей.
Слайд 10Способы удаления загрязнений
Способы удаления загрязнений. В ремонтном производстве наибольшее распространение получили:
физико-химический,
ультра-звуковой;
- механический способы мойки и чистки деталей.
Слайд 11Физико-химический способ мойки и очистки
Сущность способа (струйный и в ваннах)
заключается в том, что загрязнения удаляют с поверхностей деталей водными растворами различных препаратов или специальными растворителями при определенных режимах. Основными режимами высококачественной мойки и очистки водными растворами являются: высокая температура моющего химического раствора (80—95 °С), поток или струя раствора при значительном давлении и эффективные моющие средства.
Слайд 12Физико-химический способ мойки и очистки
Слайд 13Физико-химический способ мойки и очистки
Слайд 14Ультразвуковой способ мойки и очистки
Ультразвуковой способ мойки и очистки основан
на передаче энергии от излучателя ультразвука через жидкую среду к очищаемой поверхности.
Колебания, составляющие 20—30 кГц, вызывают большие ускорения и приводят к появлению в жидкой среде мелких пузырьков, при разрыве которых возникают гидравлические удары большой силы, разрушающие на поверхностях деталей углеродистые отложения в течение 2—4 мин, а масляные пленки —в течение 30— 40 с.
Ультразвуковой способ применяют главным образом для очистки мелких деталей сложной конфигурации (детали карбюраторов, топливных насосов, электрооборудования и т. п.)
Слайд 15Ультразвуковой способ мойки и очистки
Слайд 17Механический способ
Сущность механического способа заключается в очистке поверхности детали вручную
скребками, щетками или механизированно-косточковой крошкой, абразивными и другими материалами, подаваемыми вместе с воздухом, водой или моющим раствором.
Слайд 18Моющие жидкости и препараты.
В качестве моющих жидкостей применяют водные
растворы каустической соды (едкого натра), кальцинированной соды (углекислого натрия) с присадкой эмульгаторов (жидкого стекла, хозяйственного мыла, тринатрийфосфата) и с противокоррозионными присадками (хромпиком, нитритом натрия) и препараты МЛ-51, МЛ-52, «Лабамид-101», «Лабамид-203», AM-15, МС-6, МС-8 и др.
Слайд 19Моющие жидкости и препараты.
Водные щелочные растворы подогревают до температуры 80—95
°С. При снижении температуры нагрева до 70 °С и ниже вязкость масляных отложений остается повышенной, что затрудняет их отделение и ухудшает качество мойки. После мойки щелочными растворами детали следует промывать чистой водой.
Слайд 20Моющие жидкости и препараты.
Синтетические препараты наиболее эффективные моющие препараты,
которые выпускает химическая промышленность. Применение этих препаратов экономически выгодно в сравнении с дорогостоящей каустической содой.
Основные их преимущества перед водными щелочными растворами—низкая токсичность, хорошая растворимость в воде, возможность применения для деталей из черных и цветных металлов. Кроме того, после применения этих препаратов нет надобности промывать детали водой.
Слайд 21Оборудование.
Выбор оборудования зависит от вида загрязнений деталей, их размеров, моющих
препаратов и мощности ремонтного предприятия. Для мойки, обезжиривания и чистки деталей в ремонтном производстве наибольшее распространение получили струйные моечные машины конвейерного типа, камерные моечные машины периодического действия, ванны и специальные установки (для очистки деталей от нагара, накипи и т. п.).
Слайд 22Струйные моечные машины конвейерного типа
Струйные моечные машины конвейерного типа, предназначенные для
мойки агрегатов, узлов и деталей, могут быть одно-, двух- и трехкамерные. Однокамерные машины предназначаются для мойки водой или обезжиривания растворами, не требующими последующего ополаскивания водой.
Слайд 23Моечное оборудование
Двухкамерные машины используются для мойки деталей и агрегатов щелочными растворами
в первой из камер, с последующей мойкой горячей водой во второй.
Слайд 24Оборудование для мойки
Трехкамерные машины имеют три зоны мойки. В первой зоне
с помощью моечного раствора размягчают загрязнения, во второй — тщательно моют и в третьей—ополаскивают горячей водой. . Машины конвейерного типа экономически целесообразно применять на крупных ремонтных предприятиях.
Слайд 25Оборудование для мойки
В камерных моечных машинах периодического действия детали подвергаются мойке
одним раствором с последующим ополаскиванием горячей водой. В последнем случае имеются две ванны: для моющего раствора и горячей воды. Эти машины применяют на небольших ремонтных предприятиях и ремонтных мастерских эксплуатационных хозяйств.
Слайд 26Оборудование для мойки
Ванны — наиболее простые моечные установки. Чаще всего их
применяют для вываривания деталей в щелочных или кислотных растворах. Ванны изготавливают из стали; они состоят из двух отсеков одного — для моющего раствора, другого — для воды. Сверху ванны закрывают двухстворчатой крышкой.
Слайд 27Очистка деталей от накипи.
Очистка водяной рубашки блоков и головок цилиндров
двигателей производится на специальных установках. Блок устанавливается на рольганг 3 и при помощи шланга, присоединяемого к боковому фланцу блока, через его рубашку прокачивается подогретый до 60—80 °С раствор три-натрийфосфата из расчета примерно 3—5 кг на 1 м3 воды.
Можно применять для удаления накипи и 8— 10%-ный раствор соляной кислоты. Для предохранения внутренних поверхностей деталей от коррозии в качестве ингибитора в раствор добавляют 3—4 г уротропина на 1 л. Раствор подогревают до 50—60 °С.
Продолжительность промывки в зависимости от толщины слоя накипи может быть в пределах 10—70 мин. После удаления накипи внутренние полости деталей необходимо промыть чистой водой.
Слайд 28Очистка радиаторов
Очистка внутренних поверхностей радиаторов осуществляется 5%-ным раствором каустической соды,
нагретым до 60—80 °С. Раствор соды выдерживают в радиаторе до полного удаления слоя накипи, после чего промывают внутренние полости горячей водой.